Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В региональном развитии мониторинг социально-экономических процессов играет важную роль. Он позволяет получать своевременную информацию о состоянии региональных объектов и экономической конъюнктуре, оценивать тенденции изменений в социально-экономической системе региона, проводить анализ влияния различных факторов на региональное развитие.

Под мониторингом большинством ученых понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем [3].

Главной целью регионального мониторинга является сбор и анализ информации для принятия обоснованных решений органами регионального управления. Наиболее важна роль мониторинга как инструмента обратной связи в системе территориального управления. На основе данных мониторинга руководство региона имеет возможность оценивать реализацию принятых в регионе стратегий и программ социально-экономического и инновационного развития, своевременно корректировать задачи и перераспределять ресурсы, использовать дополнительные меры стимулирования деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории региона.

Региональный мониторинг обладает следующими характерными чертами:

— длительный период использования;

— систематическое наблюдение;

— системный характер;

— применение разнообразных способов  сбора данных.

К основным принципам построения систем регионального мониторинга относятся:

— направленность мониторинга на реализацию национальной и региональной стратегии развития;

— многофункциональность мониторинга – наблюдение и контроль осуществляется по многим показателям с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости;

— ориентация мониторинга на количественные оценки параметров;

— тщательный выбор контролируемых параметров для предотвращения и избыточных действий [2, с.58].

Перечисленные методологические положения должны быть приняты в качестве основы при создании системы мониторинга функционирования рынка инновационных технологий в регионе. Необходимость создания данной системы мониторинга определяется следующими причинами:

1) значением эффективного функционирования рынка инновационных технологий для технологического и инновационного развития экономики региона;

2) новизной и сложностью задачи формирования рынка инновационных технологий в регионе;

3) отсутствием практического опыта создания подобных рынков;

4) неотработанностью форм и механизмов государственной поддержки и стимулирования спроса и предложения инновационных технологий.

Главной целью создания системы мониторинга рынка инновационных технологий является контроль, анализ и оценка функционирования рынка, его влияния на технологическое развитие экономики региона, подготовка аналитической информации для принятия решений органами регионального управления.

К основным задачам мониторинга следует отнести получение, анализ и оценку информации по следующим направлениям функционирования рынка инновационных технологий:

— результативность рынка, его влияние на технологическое развитие экономики региона;

— состояние и развитие инновационной инфраструктуры рынка;

— уровень удовлетворения потребностей предприятий и организаций региона в услугах инновационной инфраструктуры рынка;

— спрос на инновационные технологии;

— влияние мер государственной поддержки на формирование спроса и использование инновационных технологий промышленными предприятиями региона;

— развитие научной деятельности в регионе по созданию инновационных технологий;

— влияние мер государственной поддержки на создание и коммерциализацию инновационных технологий;

— привлечение передовых производственных технологий из других регионов и стран;

— нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка: его достаточность и эффективность.

Объектами мониторинга являются:

1) промышленные предприятия региона;

2) научные организации и высшие учебные заведения, расположенные на территории региона;

3) оператор рынка инновационных технологий (биржа инновационных технологий);

4) инновационная инфраструктура рынка по составляющим:

— технологическая;

— инжиниринговая;

— информационная;

— финансовая;

— консалтинговая;

— связи и взаимодействия;

— подготовки кадров.

5) деятельность органов государственной власти по государственной поддержке и стимулированию спроса и предложения инновационных технологий.

Структурно мониторинг включает следующие процессы:

— наблюдения;

— сбор данных;

— унификацию данных в единую информационную среду;

— накопление информации;

— упорядочение информации;

— анализ полученных данных с целью подготовки предложений для принятия решений органами регионального управления [1, с.3].

При мониторинге рынка инновационных технологий используются данные статистического наблюдения инновационной деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ, запросы на получение информации от предприятий и организаций региона, законы, постановления, программы, информационные материалы органов государственной власти региона.

Среди оцениваемых показателей важное значение имеет оценка результативности рынка инновационных технологий. В качестве показателей оценки результативности рынка нами предлагаются следующие:

  1. Количество зарегистрированных агентов рынка:

— покупателей технологий;

— продавцов технологий.

  1. Число внесенных в реестр передовых производственных технологий, в том числе:

— созданных организациями региона;

— привлеченных из других регионов страны;

— зарубежных перспективных технологий.

  1. Число заключенных лицензионных договоров на передачу технологий.
  2. Число предприятий региона, внедривших передовые производственные технологии.
  3. Затраты на технологические инновации в регионе.
  4. Доля затрат на технологические инновации в объеме промышленного производства региона.
  5. Доля предприятий, использующих технологические инновации, в общем количестве промышленных предприятий региона.

Технологическая схема проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионе включает пять этапов (рисунок 1).

На первом этапе осуществляется сбор информации о функционировании рынка инновационных технологий. Информация собирается по направлениям:

— результативность рынка;

— состояние инновационной инфраструктуры рынка;

— влияние мер государственной поддержки на технологическое развитие промышленных предприятий региона и спрос и предложение инновационных технологий;

— нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ

Рисунок 1. Технологическая схема мониторинга рынка

Сбор информации происходит путем изучения данных государственной статистики, направления анкет и контактов с руководством организаций – участников рынка.

На втором этапе полученная информация систематизируется. Проводится оценка динамики изменения рынка, сравнивается состояние рынка с плановыми и прогнозными данными, выявляются отклонения и недостатки в функционировании рынка.

На третьем этапе анализируются причины имеющихся отклонений, недостатков и проблем в функционировании рынка.

На основе данных анализа причин разрабатываются рекомендации по устранению недостатков, принятию дополнительных мер и  корректировке политики государственной поддержки технологического развития промышленных предприятий (четвертый этап).

На пятом этапе результаты мониторинга с рекомендациями представляются органам государственной власти региона для принятия решений.

Мониторинг функционирования рынка инновационных технологий должен проводиться на регулярной основе (предпочтительно ежегодно) для чего должна быть определена организация – монитор, выполняющая данную работу по заказу органа государственной власти региона, отвечающего за технологическое развитие (Агентство по технологическому развитию).

 

Список литературы:

  1. Регламент мониторинга организаций инфраструктуры инновационной деятельности и региональных инновационных систем. НИАЦ МИИРИС, 2006. – 12 с.
  2. Романкин И.М. Анализ систем мониторинга экономического развития региона / И.М. Романкин // Российский Академический журнал, –№ 2, том 24. – С. 57-61.
  3. Шишкин А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 2.09.2015).[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ» description=»В статье рассматривается необходимость проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионах Российской Федерации. Выделены основные принципы построения систем регионального мониторинга, сформулированы цель создания системы мониторинга рынка инновационных технологий в регионе и основные задачи. Разработана технологическая схема проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионе.» author=»Беляков Роман Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor slot slot gacor
404: Not Found