Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В целях развития малого и среднего предпринимательства в России на сегодня, сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, основным элементом которой является Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется Минэкономразвития России с 2005 года.  Основной целью ее является увеличение доли малого бизнеса в экономике России. В рамках программы Минэкономразвития России распределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе в целях реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.

В 2014 году в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме: денежных субсидий; обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов); стажировок; льготного лизинга; бизнес-инкубаторов; льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание); льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках; грантов.

Необходимость софинансирования расходных обязательств из средств региональных бюджетов позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать региональные власти к повышению эффективности программ поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом уровень софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности региона, рассчитываемого Минфином России, и в среднем составляет около 70%.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Рисунок 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2005-2014 года [2]

Как видно из рисунка 1, начиная с 2009 года расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы.

В целом реализация программы направлена на удовлетворение потребностей различных категорий субъектов малого предпринимательства

 в финансовых, имущественных, информационных и иных видах ресурсов. Начиная с 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основными мероприятиями поддержки стали содействие развитию малого инновационного предпринимательства, лизинговая поддержка, поддержка экспортно-ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки [3].

Развитие конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса сдерживается различными факторами и барьерами. Конкурентная среда не защищена от установления новых административных барьеров. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что административные барьеры являются существенными, а для некоторых предприятий запретительно высокими. В связи с этим на сегодня необходимо со стороны государства  продолжить системную работу по анализу, ликвидации и снижению административных барьеров в экономике, в том числе:

1) требуется дальнейшее совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности, предусматривающее: расширение сферы действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и повышение его универсальности; децентрализацию лицензирования путем передачи полномочий в области лицензирования наиболее массовых видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с одновременным наделением уполномоченных федеральных органов исполнительной власти функциями по контролю за лицензирующими органами на региональном уровне; прекращение иных форм государственного контроля (надзора) в отношении тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, в целях исключения дублирования государственных функций; дальнейшее упрощение процедур лицензирования, в том числе сокращение сроков рассмотрения заявлений субъектов предпринимательства и предоставление возможности электронного лицензирования посредством использования общедоступных телекоммуникационных систем [1, с. 32];

2) необходимо проводить работу по замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия;

3) требуется ускорить разработку первоочередных проектов технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании»;

4) необходимо разграничить функции по контролю и надзору в отдельных сферах, в том числе в сферах здравоохранения, транспорта, нефтехимии, производства продуктов питания и строительных материалов. Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей деятельностью субъектов рынка — лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям;

5) на конкурентных рынках следует существенно сократить количество унитарных предприятий, функционирование которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями. Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам;

6) необходимо расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

7) в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

8) необходимо усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности. Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников;

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует разработать и принять региональные программы развития конкуренции, к задачам которых должны быть отнесены в том числе:

  • упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
  • сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
  • организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
  • повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
  • сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
  • развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
  • развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Региональные программы развития конкуренции должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности. Стратегической целью реализации региональных программ развития конкуренции является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.

Но, пока, вследствие существования кризисных явлений в экономике в 2014-2015 годах, субъекты малого предпринимательства будут все равно  замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение; прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов; пересматривать методы работы с контрагентами. Кризис может обусловить значительное количественное сужения малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Возможно также в дальнейшем сокращение численности занятых на малых предприятиях и снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Список литературы:

  1. Селищева Ю. Административные барьеры развития малого бизнеса: проблемы и пути решения / Ю. Селищева // Предпринимательство. – 2014. — №13. – С. 32
  2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства — URL:
  3. Экспресс-анализ эффективности программ поддержки малого бизнеса (KPMG, 2014) — URL: type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА » description=»В статье рассматривается значение и особенности в России влияния государства на конкурентные отношения в сфере малого и среднего бизнеса. Анализируются основные направления снижения административных барьеров функционирования малого и среднего бизнеса. Подчеркивается значение разработки региональных программ развития конкуренции в России.» author=»Оберт Татьяна Борисовна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found