Номер части:
Журнал

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ЕЁ ТРАНСФОРМАЦИИ ПО МСФО



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Процессы глобализации, интеграция России в мировое экономическое сообщество, активизация инвестиционной и финансовой политики, создание единого информационного пространства, переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) обусловливают необходимость создания современного системного представления бухгалтерской отчетности, базирующегося на взаимосвязи систем ее формирования, анализа  и международных принципах.

Решение проблем приведения отечественной системы бухгалтерского учёта в соответствие с МСФО связано с соответствующей трансформацией системы бухгалтерского учёта в России. Представление отчётности по международным стандартам является первым качественным шагом, показывающим, что организация готова информировать пользователей отчетности, прежде всего иностранных инвесторов и партнеров, о своей деятельности и ее результатах, а также о стратегических рисках долгосрочного развития. Использование приемов и методов экономического анализа при формировании отчетности согласно МСФО позволяет повысить информативность отчетности, расширить вариативность представления финансовых показателей для целей инвестирования, управления и расширения партнерских связей. Всё вышесказанное обусловливает актуальность исследования данной проблемы, теоретико-практическую важность рассматриваемого вопроса.

Проблемы повышения аналитических возможностей бухгалтерской отчётности в условиях её трансформации по МСФО рассматриваются в трудах: Бархатова А. П., Вахрушиной М.А., Мельник М.В., Пятова М. Л., Смирнова И. А., Савенкова Д. Л. и других.

Постоянно меняющиеся рыночные условия в современном мире оказывают сильное влияние на экономические субъекты, уменьшая допустимое время принятия решений и ответной реакции на изменения внешней среды. В результате экономические системы, основанные на принципах свободной конкуренции и самостоятельности отдельных хозяйствующих субъектов, остро нуждаются в достоверных и надежных источниках информации для принятия своевременных управленческих, инвестиционных, финансовых решений. В настоящее время основным источником такой информации является финансовая отчётность.

Финансовая отчётность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о финансовых результатах её деятельности, изменениях в финансовом положении организаций за отчётный период. Соответственно, трансформация финансовой отчётности является «перекладкой» данных, обобщённых по определенным принципам, в данные, которые, с точки зрения пользователя, должны быть обобщены по совершенно другим критериям. Чем выше уровень обобщения, тем сложнее изменить совокупность финансовой информации и не привести к потере ею необходимых качественных характеристик. Только при использовании множества аналитических регистров, расчётов, а также первичной документации полученная информация будет полной и достоверной в существенных аспектах. Но в случае анализа на уровне первичных документов трансформация отчётности фактически превращается в попытку восстановить по новым принципам всю совокупность учётных данных в короткий срок.

В Международных стандартах финансовой отчётности сказано следующее, чтобы информация была полезной она должна быть уместна для пользователей, принимающих решения. Уместной является информация, которая влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. Степень влияния конкретной информации на принимаемые решения определяется типом пользователя учетных данных и его интересами в конкретной экономической ситуации. Кроме того, в зависимости от конкретной экономической ситуации уместность информации определяется степенью ее аналитичности. Чрезмерная аналитичность данных может сделать информацию избыточной для пользователя. Этот фактор, прежде всего, определяет структуру элементов бухгалтерской отчётности и степень агрегированности ее показателей. Рассмотрим, например, информацию о структуре активов организации. Эта информация, во-первых, представляет ценность для пользователей с точки зрения формирования ими мнения о способности компании получать в будущем доходы, а, во-вторых, подтверждает прошлые прогнозы, касающиеся возможной структурной организации компании или результата запланированных операций. В то же время информация о финансовом положении и результатах деятельности в прошедших периодах часто используется для прогнозирования будущего финансового положения и финансовых результатов, а также других аспектов положения дел в организации, непосредственно интересующих пользователей отчётности. К ним относятся выплаты дивидендов и заработной платы, динамика котировок на ценные бумаги и способность компании исполнять свои обязательства в надлежащие сроки.

В стандартах отмечается, что для того, чтобы иметь прогнозирующую ценность, информация не должна иметь форму явно выраженного прогноза. Однако способность прогнозировать на основании финансовой отчётности усиливается манерой представления информации об операциях и событиях прошлых периодов. Например, прогнозный потенциал отчёта о финансовых результатах  повышается, если нестандартные, необычные и редко встречающиеся статьи доходов или расходов раскрываются отдельно.

В качестве характеристики бухгалтерской информации согласно МСФО, влияющей на ее уместность, рассматривается существенность учётных данных. Эта категория новая для российской практики. Она определяет возможность влияния данных отчётности на мнение пользователя о состоянии дел в организации. Слишком большой и слишком малый объем данных может ввести пользователя в заблуждение. В слишком большом объеме данных, статьи, имеющие решающее значение для принятия решения, могут оказаться неочевидными, и пользователь, основываясь на неадекватных данных, может принять ошибочные решения. В то же время слишком малое количество информации не обеспечивает надежное прогнозирование и принятие обоснованных решений.

Для проведения результативного анализа необходимо обеспечить сопоставимость информации, предоставить базу для сравнения. МСФО за счёт последовательного применения учётных принципов дают возможность оценки деятельности и изменений положения хозяйствующего субъекта во времени. МСФО позволяют пользователям анализировать последствия принятия решений и в определённой степени делать обоснованные прогнозы на будущие периоды.

Другим важнейшим аспектом аналитичности в МСФО является возможность сопоставления финансовой информации различных хозяйствующих субъектов, что и представляет основной интерес для инвестора. Единообразие и универсальность позволяют оценивать каждый из хозяйствующих субъектов как элемент экономической системы (как национального, так и международного уровня).

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО считается начало 90-х годов XX века. Впервые о переходе на международные стандарты финансового учета и отчетности в России заговорили в 1992 году после издания Распоряжения Верховного Совета РСФСР «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики» от 14.01.1992 г. В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учёту при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учёта, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету, ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учёту при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года. Концепция была написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчётности по МСФО.

В 1998 году была принята Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998г. № 283). В ней цель реформирования системы бухгалтерского учёта была определена как «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчётности».

Следующим программным документом, определяющим роль МСФО в России, стала Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 г. № 180. В этом документе говорилось, что МСФО принимаются в России в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Постепенно отечественные нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета начали включать в себя прямые отсылки к тексту МСФО. Например, в пункте два Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998г. № 34н) содержится норма, согласно которой «филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности» [3].

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011г. было утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ. Текст положения сформирован в соответствии с частью три статьи три Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Это постановление позволило наиболее близко приблизить бухгалтерскую (финансовую) отчётность к МСФО.

Основные этапы реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности должны завершиться к 2015 году. Минфин в настоящее время, активно работает над сближением РСБУ и МСФО. Со всеми связанными с этой работой проектами можно ознакомиться в Приказе Минфина № 440 от 33 ноября 2012 г., которым был утвержден «План развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности» (далее – План). Планом предусмотрено признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации и в 2012 году определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления индивидуальной финансовой отчётности, утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица  на основе МСФО, завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО [2].

Значительная часть Плана отведена организации профессиональной подготовки бухгалтеров в части изучения МСФО вплоть до их профессиональной аттестации и системы повышения квалификации на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. Также Планом предусмотрено совершенствование системы аттестации и повышения квалификации аудиторов по вопросам МСФО.

В специальный раздел Плана сведены мероприятия по развитию международного сотрудничества. Предполагается активное участие российских представителей в органах Фонда МСФО, включая его финансирование и участие в обсуждении проектов новых МСФО на постоянной основе [3].

Кроме того, 9 декабря 2011 года президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создается правовой механизм его регулирования.

Правила бухгалтерского учета, равно как и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в последнее время претерпели значительные изменения. По существу можно говорить о новой типовой модели бухгалтерской отчетности, предложенной финансистами в 2011 году.

Анализ нормативного регулирования развития состава и структуры отчётности в соответствии с требованиями МСФО, позволяет обобщить направления совершенствования российской отчётности относительно повышения ее аналитических возможностей и раскрытия аналитических показателей для пользователей:

  • состав показателей отчётности ориентирован на минимальное количество статей и свободу раскрытия показателей для информационных целей пользователей;
  • преобразование российской бухгалтерской отчётности в финансовую отчётность за счёт расширения и вариативности пояснительной информации;
  • использование минимально стандартного аналитического периода (три года) для проведения сравнительного и ретроспективного анализа;
  • использование принципов и допущений, предусмотренных МСФО, за счет нормативного применения положения российских ПБУ.

С 2011г. Приказом Минфина России от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» [1] введены существенные изменения в комплект финансовых отчётов, которые должны представляться внешним пользователям за исключением кредитных и государственных учреждений. Эти изменения коснулись всех форм отчётности, многие из которых могут оказать значительное влияние на состав и структуру статей и разделов отдельных отчётов, воздействуя тем самым на формирование аналитических показателей финансовой отчётности, а также на результаты финансового анализа и на характер управленческих решений.

Сведения об остатках имущества и обязательств в новой форме бухгалтерского баланса отражаются за три отчётные даты: по состоянию на отчётную дату отчётного периода, на 31 декабря предыдущего года, на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.  Ранее они показывались на начало года и конец отчётного периода. Использование принципа существенности исходя из принципов МСФО позволяет расширить состав показателей, представляемых в отчетности, и пояснениях к отчетности. Организация имеет право самостоятельно определять, какая информация будет важна заинтересованным пользователям с точки зрения ее раскрытия в отчетных формах. Кардинальные изменения коснулись пояснительной информации к отчетности, которые также отложили свой отпечаток на повышение аналитических возможностей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Упразднена форма номер пять «приложения к бухгалтерскому балансу». Новая пояснительная информация может быть представлена с двух позиций: в форме расширенной пояснительной записки или как пояснения  к другим формам отчетности. В любом случае, новые пояснения по своему содержанию глубоко и  всесторонне рассматривают все аспекты деятельности организации в течение отчетного года, а зачастую как минимум за три года, что позволяет строить динамические ряды, отслеживать тенденции  и строить прогнозы на основе экономико-математических методов.

Следовательно, новая форма бухгалтерского баланса расширяет возможности для анализа динамики и структуры активов, капитала и обязательств, для оценки тенденций изменения имущественного и финансового положения организации, что важно и необходимо менеджерам, инвесторам, собственникам.

Таким образом, современная российская отчётность отражает качественные признаки трансформации отчетности по МСФО, что позволяет обеспечить для бухгалтеров поступенчатый, плавный и максимально эффективный переход на МСФО.

По итогам реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь тогда, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний — действительно заинтересованы в предоставлении достоверной, полной, всесторонней и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

В числе других задач реформирования следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учёта, а, следовательно, и анализа на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов и т.д.), управленческий анализ будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый анализ — применяться для контроля своевременности и полноты уплаты налогов, оптимизации налогообложения и расчета налоговой эффективности.

Следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учёта должна осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций. Поэтому при использовании международных стандартов финансовой отчётности для создания новой национальной системы учёта международный опыт должен быть адаптирован к российской специфике. Исходя из этого, дальнейшее совершенствование состава и содержания отчетности, применительно к МСФО должно происходить по следующим направления:

1) возможностью расширения минимального состава статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с учетом критерия существенности и использования информации  широким кругом пользователей;

2) формированием полного комплекта отчетности и пояснений к отчетности независимо от сферы предпринимательства (современное компьютерное обеспечение позволяет это делать);

3) адаптацией программного обеспечения к специфике бизнеса и требованиям МСФО с целью ведения аналитического учета, позволяющего формировать и раскрывать в отчетности любую информацию, необходимую для финансовых, управленческих и налоговых нужд;

4) возможностью составления расширенной и всесторонней пояснительной записки, раскрывающей разные аспекты развития бизнеса, движения ресурсов, капитала, доходов и расходов, результаты прогнозирования и стратегические направления деятельности за более длительный анализируемый период (минимум три года);

5) учетом инфляционного фактора в процессе анализа отчетной информации путем использования стоимостных оценок активов и пассивов, предусмотренных МСФО, и применения методик сопоставления данных.

Реализация рекомендуемых направлений развития российской отчетности, позволит повысить качество, прозрачность и аналитичность отчетных данных в соответствии с требованиями МСФО для всех заинтересованных пользователей.

Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
  2. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности» утверждён Приказом Минфина РФ от 30.11.2011 г. № 440.
  3. Валерий Бахтин. История и перспективы МСФО в России.
  4. https://www.consultant.ru/ — Система Консультант Плюс
    АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ЕЁ ТРАНСФОРМАЦИИ ПО МСФО
    Written by: Зимовейскова Анна Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх