Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ АГРАРНОГО КОНСАЛТИНГА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ АГРАРНОГО КОНСАЛТИНГА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Главная цель аграрного консалтинга состоит в повышении эффективности аграрных формирований путем приведения их кадрового потенциала в соответствие с требованиями рыночной экономики и стимулирования инновационной активности руководителей и специалистов через оказание информационной и консультационной поддержки в принятии обоснованных управленческих решений по всем направлениям хозяйственной деятельности. Это обусловливает актуальность комплексного исследования теоретических, методических и практических проблем функционирования системы аграрного консалтинга как инструмента развития аграрной отрасли.

Целью работы является анализ среды функционирования служб аграрного консалтинга и выявление приоритетного ряда факторов, влияющих на развитие системы сельскохозяйственного консультирования на примере Республики Крым.

Достижение цели потребовало использования экспертной оценки – для выявления и оценки факторов внешней и внутренней среды; метода парных сравнений на основе многомерного шкалирования – для определения приоритетного ряда факторов, определяющих развитие служб сельскохозяйственного консультирования, SWOT – анализ – для формирования проблемного поля и перспектив развития системы аграрного консалтинга.

Эффективность взаимодействия консультантов информационно-консультационных служб (ИКС) и сельскохозяйственных производителей в значительной степени определяется влиянием факторов внешней и внутренней среды их функционирования. Практика показывает, что в современных условиях внешние факторы являются определяющими, поскольку не только создают среду, в которой работают консультанты и их клиенты, но и определяют характер ее изменений. Факторы внешней среды принято разделять на две категории: факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторами прямого воздействия, оказывающими наиболее существенное влияние на деятельность информационно-консультационных служб, являются:

1) потребители, которые предъявляют спрос на консультационные услуги и задают ориентиры текущей и будущей деятельности информационно-консультационных служб в отношении содержания и формы услуг, способных наилучшим образом удовлетворить их запросы;

2) конкуренты – структуры, основными или вспомогательными функциями которых является оказание консультационной поддержки аграрных формирований. Однако конкуренция тогда сыграет определяющую роль в развитии аграрного консалтинга, когда товаропроизводители в полной мере осознают значимость таких услуг для повышения эффективности деятельности и будут в состоянии предъявить платежеспособный спрос на эти услуги, стимулируя вхождение на рынок все новых поставщиков;

3) состояние и уровень развития инфраструктуры региона. С одной стороны неразвитая инфраструктура затрудняет доступ аграрных формирований к ресурсам и рынкам сбыта, снижая эффективность сельскохозяйственного производства и нивелируя преимущества новых технологий, которые пропагандируют консультанты. С другой – сдерживает активность консультантов, затрудняя коммуникации с потенциальными клиентами;

4) местные органы власти, которые являются проводниками государственной политики на уровне региона, определяют содержание и объемы финансирования региональных программ развития и непосредственно деятельности, организованных на их базе информационно-консультационных служб;

5) развитие системы аграрного образования и научного обеспечения региона. Научно-исследовательские учреждения и информационно-консультационные службы по своей сути должны являться важнейшими стратегическими партнерами в сфере аграрного консалтинга, поскольку первые – генерируют новые знания, а вторые — делают их доступными для широко круга конечных потребителей.

Отсутствие взаимосвязи между этими структурами порождает две категории проблем. Во-первых, нарушается принцип обратной связи между производителями, консультантами и исследователями, в результате значительная доля новых научных разработок остается невостребованной; во-вторых, затрудняется реализация функции внедрения, в результате актуальные изобретения остаются неизвестными и не используются товаропроизводителями.

Образовательные учреждения также являются источником ресурсов для информационно-консультационных служб. И это не только новые знания, но и кадры, которые могут работать в системе аграрного консалтинга;

6) уровень развития кооперации (наличие кооперативов, союзов, ассоциаций, других объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей), определяющий результативность функционирования информационно- консультационных служб в регионе, являясь тем коммуникационным каналом, который позволяет консультантам устанавливать контакты с наибольшим числом потенциальных клиентов и достигать максимального экономического и социального эффекта своей деятельности.

Среди наиболее значимых факторов, оказывающих косвенное воздействие на функционирование служб аграрного консалтинга и их взаимодействие с сельскохозяйственными производителями можно отметить следующие:

1) агроклиматические условия, обусловливающие отраслевое разнообразие сельскохозяйственного производства, систему ведения хозяйства товаропроизводителей конкретной территории и определяющие специфическую область задач, на решение которых направляется деятельность информационно- консультационной службы;

2) политика государства, которой определяются стратегические приоритеты в экономической, социальной, экологической и других сферах, а, следовательно, объемы, формы и направление поддержки сельскохозяйственных производителей и информационно-консультационных служб. Поэтому от того насколько направленность государственной политики в сфере сельского хозяйства будет соответствовать рыночным условиям и стимулировать повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, настолько она будет коррелировать с деятельностью информационно- консультационных служб и усиливать ее результативность;

3) экономические условия, которые проявляются в действии ценового, бюджетного, финансово-кредитного механизмов и механизма налогообложения, которые в совокупности определяют экономическую целесообразность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывая конструктивное либо деструктивное воздействие на развитие аграрного сектора, а, следовательно, и деятельность информационно-консультационных служб;

4) правовое обеспечение, представляющее собой совокупность форм, методов и средств законодательного регулирования хозяйственной деятельности и в том числе деятельности информационно-консультационных служб;

5) социально-культурные факторы, включающие динамику реального уровня потребления социальных благ, продолжительность жизни, параметры физического и духовного здоровья сельского населения, уровень его образованности. Эти факторы являются определяющими для эффективного функционирования информационно-консультационных служб, поскольку основным объектом их воздействия являются люди, осуществляющие хозяйственную деятельность на земле, а не сельскохозяйственное производство;

6) технологические факторы, определяющие уровень развития технологии производства, а, следовательно, инновационную деятельность информационно-консультационной службы.

Применение метода парных сравнений на основе многомерного шкалирования [1, с. 25] позволило оценить степень влияния и выявить приоритетность факторов, сдерживающих развитие информационно-консультационных служб.

Среди внешних факторов наибольшее сдерживающее влияние оказывает несовершенство инфраструктуры региона (19,8%), недостаточная государственная поддержка консультационной деятельности (16,6%), слабое взаимодействие с образовательными и научно-исследовательскими организациями (13,8%), недостаточное сотрудничество с местными органами власти и управления АПК (12,6%), и другие факторы (таблица 1).

Таблица 1.

Приоритетный ряд факторов внешней и внутренней среды

консультационной деятельности

Факторы внешней

среды

Степень влияния Ранг Факторы внутренней среды Степень влияния Ранг
Несовершенство инфраструктуры региона 19,83 1 Кадровое обеспечение 18,16 1
Государственная поддержка консультационной деятельности 16,56 2 Наличие и/или доступ к информационным ресурсам 16,77 2
Взаимодействие с образовательными и научно- исследовательскими организациями 13,85 3 Финансовые возможности службы 13,08 3
Отношения с местными органами власти и управления АПК 12,63 4 Уровень материально-технического обеспечения 9,53 4
Уровень развития кооперации на селе 10,37 5 Мониторинг и оценка эффективности деятельности службы 9,20 5
Финансовое состояние клиентов ИКС 7,43 6 Маркетинг консультационных услуг 8,49 6
Состояние и уровень развития информатизации 6,51 7 Система мотивации 8,43 7
Правовое обеспечение деятельности информационно-консультацион-ных служб 5,99 8 Система организации труда и процессов обслуживания клиентов 7,39 8
Уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов АПК 4,17 9 Система контроля качества консультационных услуг 7,22 9
Спрос на консультационные услуги 2,67 10 Организационно- правовая форма хозяйствования 1,74 10

Среди системы внутренних факторов наиболее существенное влияние на функционирование и развитие информационно-консультационных служб оказывают: кадровое обеспечение (18,2%), наличие и доступ к информационным ресурсам (16,8%), финансовые возможности службы (13,1%), уровень материально-технического обеспечения (9,5%), мониторинг и оценка эффективности деятельности службы (9,2%) и другие факторы.

Анализ приоритетного ряда факторов, влияющих на развитие служб аграрного консалтинга целесообразно продолжить матрицей сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, позволяющей построить проблемное поле и обосновать перспективы развития системы аграрного консалтинга.

Совокупность проблем, выявленных на основании SWOT-анализа, предлагается разбить на блоки, среди которых принципиальное значение для системы аграрного консалтинга имеют следующие: механизмы государственного регулирования, инновационная система, система образования и развития человеческих ресурсов, информационно-коммуникационные технологии, информационное обеспечение, организация и управление деятельностью информационно-консультационных служб [2, с. 9]. Анализ обозначенных блоков матрицы SWOT дает основание для следующих выводов.

  1. Механизмы государственного регулирования: приоритетность развития системы аграрного консалтинга в государственной аграрной политике свидетельствует об осознании важности подобной поддержки для обеспечения конкурентоспособности аграрных формирований. Однако инертный характер решения проблем механизмов государственного регулирования фактически в полном объеме сдерживает реализацию потенциала этого блока.
  2. Инновационная система: значительный объем ресурсов инновационной системы не находит своего применения в аграрном секторе экономики в связи с неразвитостью каналов прямой и обратной связи в системе наука – информационно-консультационная деятельность – производство. Пролонгирование ситуации углубит технологическое отставание, обусловит подрыв научного и дальнейшую деградацию производственного потенциала аграрной отрасли.
  3. Система образования и развития человеческих ресурсов: развитая сеть аграрных учебных заведений, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав готовят специалистов, не желающих связывать свою профессиональную деятельность с сельскохозяйственным производством. Ускорение темпов устаревания знаний, недостаточная гибкость системы образования усиливает несоответствие подготовки кадров АПК требованиям экономики, повышая актуальность развития сети служб аграрного консалтинга.
  4. Информационно-коммуникационные технологии: неудовлетворительный уровень развития информатизации в сельском хозяйстве в силу объективных (недостаточные финансовые возможности) и субъективных (непонимание преимуществ, недостаточная квалификация для использования) причин сдерживает реализацию потенциала системы аграрного консалтинга в направлении массового обслуживания руководителей и специалистов аграрных формирований и повышения их конкурентоспособности.
  5. Информационное обеспечение: ограниченный доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, значительные массивы неструктурированной, разрозненной информации усиливают степень неопределенности, снижают эффективность управленческих решений, ограничивают перспективы развития системы аграрного консалтинга, базовыми ресурсами которой являются квалифицированные кадры и информация.
  6. Организация и управление деятельностью информационно-консультационных служб: преимущество многообразия поставщиков консультационных услуг, определяемое направленностью на удовлетворение информационных потребностей различных категорий пользователей, нивелируются низким уровнем взаимодействия и координации деятельности по направлениям, способным усилить позиции каждого потенциального поставщика (создание единой информационной базы, разработка стандартов качества, др.).

Представим направления развития информационно-консультационной системы в виде матрицы взаимодействия, являющейся завершающим этапом SWOT – анализа (таблица 2).

Таблица 2.

Стратегические направления развития системы аграрного консалтинга

  Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Использование сильных сторон для реализации возможностей

— усиление позиций действующих ИКС на рынке;

— расширение охвата сельских территорий услугами ИКС;

Использование возможностей для нивелирования слабых сторон

— развитие инфраструктуры региона (в т.ч. информационной);

— развитие системы коммуникаций ИКС (формирование положительного общественного мнения и системы обратной связи);

— создание единого регионального координационного центра аграрного консалтинга;

— популяризация и аграрного образования и сельского образа жизни;

Угрозы Использование сильных сторон для снижения влияния

угроз

— формирование спроса и стимулирование сбыта информационно-консультационных услуг;

— стимулирование инновационной активности аграрных формирований, учреждений науки и аграрного образования;

Взаимодействие слабых сторон и

угроз – минимизация потерь

— повышение эффективности целевых программ поддержки развития АПК и сельских территорий;

— стимулирование процессов информатизации сельских территорий и АПК;

— горизонтальная сетевая кооперация структур аграрного консалтинга как форма организации консультационного процесса

Таким образом, на современном этапе в системе аграрного консалтинга преобладающими являются слабые стороны, а внешняя среда несет больше угроз, чем открывает возможностей. Несовершенство механизмов государственного регулирования сдерживает развитие аграрного консалтинга. Кризисное состояние многих аграрных формирований сводит к минимуму платежеспособный спрос на консультационные услуги и определяет непривлекательность агроконсалтинговых структур для квалифицированных специалистов. Низкий уровень информатизации и недостаточное информационное обеспечение ограничивают возможности консультантов.

В то же время процесс развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве носит необратимый характер. Перспективы связаны с развитием инфраструктуры региона, концентрированным ростом и сетевой кооперацией действующих ИКС, повышением эффективности государственных целевых программ развития АПК и сельских территорий.

 

Список литературы:

  1. Методика экономических исследований / под ред. Ф.В. Зиновьева. Симферополь : Таврия, 1999. – 167 с.
  2. Ольховая Г.В. Управленческое консультирование аграрных формирований и пути его совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный филиал «Крымский агротехнологический университет» Национального аграрного университета. Симферополь, 2009. – 20с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ АГРАРНОГО КОНСАЛТИНГА» description=»Проведена оценка степени влияния и выявлен приоритетный ряд факторов, сдерживающих развитие информационно-консультационных служб; сформировано проблемное поле и обоснованы перспективы развития системы аграрного консалтинга.» author=»Ольховая Галина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found