- Экологически устойчивое развитие. Обеспокоенность экологическими проблемами на нашей планете Земля выдвинуло на ПОВЕСТКУ ДНЯ (Глобальный Форум, Рио-де-Жанейро, 1992) необходимость принятия эффективных мер по решению проблем экологической безопасности на основе экологически устойчивого развития. После указанного Глобального Форума сформировалось понятие об экологически устойчивом развитии как развитии, связанном с улучшением качества жизни, не превосходящее возможности жизнеобеспечивающих экосистем (1-6).
- Принципы экологически устойчивого образа жизни, связанного с психологией человека и общества:
- -уважительное отношение и забота о собственном месте проживания;
- -сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем Земли: сохранение жизнеобеспечивающих систем, сохранение биологического (видового) разнообразия, обеспечение устойчивого использования возобновляемых ресурсов;
- -сокращение до минимума потребления невозобновляемых ресурсов;
- деятельность в пределах емкости глобальных экосистем;
- -изменение индивидуальной позиции и действий в отношении окружающей среды;
-возможность местных сообществ самим обеспечивать качество локальной окружаю-щей среды;
-обеспечение национальной системы мер по интеграции экономического развития и охраны среды;
-обеспечение глобальной договоренности.
- Этапы перехода России к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, ибо требует решения беспрецендентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет уточняться, а потребности людей изменяться в соответствии с экологическими ограничениями. Реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. И только для ранних этапов, по сути дела, могут быть разработаны соответствующие программные и прогностические документы. Отсюда, начальный этап перехода России на путь к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения злободневных экономических и социальных проблем, так как именно они формируют главные ориентиры этого этапа. При этом особенно важно строго соблюдать в данный период обоснованные экологические ограничения на собственно хозяйственную деятельность. Параллельно необходимо разрабатывать программы оздоровления окружающей среды в районах экологического бедствия и приступить к их планомерному выполнению. Следует наметить комплексные меры по оздоровлению обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить правовую и организационную основу для их успешной реализации. На следующем этапе необходимо приступить к реализации основных структурных преобразований в экономике, технологическом обновлении, определяющей экологизации процесса социально-экономического развития (экоразвитие). На этом этапе экологическое благополучие России будет обеспечиваться, прежде всего, за счет разумного использования потенциала природных богатств страны и снижения его относительных затрат на душу населения. На последующих этапах должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. В этом отношении Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение современной цивилизации к устойчивому развитию, в конечном итоге, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут знания и духовные ценности Человека, живущего в гармонии с окружающей природной средой.
- Всемирная стратегия охраны природы. Обсуждается проблема устойчивого развития на основе принятой в 1991 году Всемирной стратегии охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле — стратегия устойчивого существования». Документ состоит из трех частей. В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития: уважение и забота обо всем сущем на Земле; повышение качества жизни; сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем; предотвращение истощения невозобновимых ресурсов; развитие в пределах, потенциальной емкости экосистем; изменение сознания человека и стереотипов его поведения; поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания; выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды; достижение единства действий на мировом уровне. Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь. Цель Стратегии, не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека. Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно проблематична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего, развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов, Однако выживание не является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие «духовности» как наличие целей, отличающихся от простого выживания. Решающим изъяном Стратегии является то, что она оказалась не в состоянии представить проблему устойчивого развития как одну из самых важных и актуальных проблем выживания российского народа. Концепция Стратегии сделала основной акцент в направлении интересов будущих поколений. Вместе с тем, проблема устойчивого развития России дает все основания для ее постановки как безотлагательной проблемы выживания, относящейся к современной повестке дня. Устойчивые формы развития подразумевают, в частности, существенную экономию природных ресурсов на единицу ВВП. В России же пока наблюдается обратный процесс – в ВВП растет доля добывающих отраслей, производства сырья и энергии. Структура экономики России принимает, как ни печально, колониальные черты. Это удаляет Россию от перехода к устойчивому развитию, а не приближает к нему. Однако, шансы России на переход к устойчивому развитию можно оценить как реальные и необходимо, несмотря на упущенное время, неотлагательно приступить к его осуществлению. В целом, пока еще Концепция Стратегии – это взгляд из середины ХХI века на отношения между экономикой и природой.
- Экономическая ценность природы и эффективность природопользования.
- Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены (экономической оценки) природных ресурсов, неоспоримо полагая, что окружающая природная среда выполняет три основные функции : обеспечение природными ресурсами, ассимиляция (переработка) отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.). Эти функции – составные компоненты наиглавнейшей функции природной окружающей среды – функции жизнеобеспечения. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ресурсосбережения гораздо выше наращивания природоемкости экономики. Оценку природных ресурсов необходимо включать в национальное богатство страны. К сожалению, до настоящего момента в России такие макроэкономические показатели, как валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), доход на душу населения игнорируют экологическую деградацию, следствием которой в будущем – истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Статистическим отделом ООН в 1993 г. предложена система интегрированных экологических и экономических национальных счетов (System for Integrated Environmental and Economic Accounting), направленная на учет экологического фактора в национальных бюджетах стран.
- Основные направления эколого-экономического перехода к устойчивому развитию: ограничения техногенного типа экономического развития, структурная перестройка экономики в направлении экологизации, развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Важной чертой новой стратегии должен стать интегральный подход к экономике и экологии, анализ единой природно-продуктовой системы.
- Экологизация развития агропромышленного и топливно-энергетического комплексов (АПК, ТЭК). Для перехода к устойчивому сельскому хозяйству в России АПК должен включать две основные программы: 1) экологизации сельского хозяйства (борьба с эрозией почв, применение органических удобрений, агролесомелиорация); 2) ускоренного развития производственно-бытовой сферы АПК (инфраструктура и перерабатывающая промышленность); для ТЭК – программы: 1) перестройка энерго-емких структур экономики на энергосберегающие; 2) уменьшение экспорта топливно-энергетических ресурсов; 3) сокращение энергоемкости коммунального хозяйства. Лозунг «Стране нужно больше угля, нефти, газа, энергии !» — прямая дорога в экономическую и экологическую пропасть.
- Государство и рынок в охране окружающей природной среды (ОПС). В реализации природоохранной эколого-экономической политике можно выделить три способа: 1) государственное воздействие (прямое регулирование); 2) рыночные механизмы (экономическое стимулирование); 3) смешанные механизмы (включают 1 и 2).
- Экологизация экономики и выход из экологических кризисов. Техногенный тип экономического развития ведет к углублению экологических кризисов (носящих взрывной /внезапный/ или «ползучий» /медленный/ характер) и увеличению их ареалов. Выход из подобных кризисов – проведение альтернативных эколого-экономических мероприятий на территориях собственно экологического кризиса, комплексный характер инвестиционной политики для их преодоления.
- Экономическая оценка ущерба от загрязнения ОПС предполагает денежную оценку негативных изменений в окружающей среде, складывающаяся из следующих затрат: дополнительных затрат общества в связи с изменениями в ОПС; затрат на возвращение ОПС в прежнее состояние; дополнительных затрат будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов. Экономическая оценка ущерба от загрязнения ОПС рассчитывается по видам загрязнения (химическим, физическим, биологическим). Особенным образом определяется экономическая оценка ущерба биологическим ресурсам.
- Системный анализ и прогнозирование социально-эколого-экономических систем. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой всесторонний анализ деятельности (проекта) с точки зрения связанных с ним экологических последствий до принятия решения о его осуществлении. Цель ОВОС –предвидение возможных нарушений в ОПС, связанных с хозяйственной деятельностью. Для ОВОС следует использовать многокомпонентный анализ, не ограничиваться узкими экономическими критериями эффективности (приведенные затраты, себестоимость продукции и пр.). Необходимо учитывать устойчивость природных систем, поскольку хозяйственный объект, пригодный для одной природной системы, будет совершенно непригоден для другой.
- Методы регулирования загрязнения ОПС включают методы управления охраной ОПС ( нефискальные: введение природоохранных обязательных условий; методы, связанные с государственными доходами: лицензирование природопользования, налоги на загрязнение ОПС – атмосфера, гидросфера, литосфера).
- Методы управления рациональным природопользованием предусматривают эколого-экономические механизмы землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования, пользования объектами животного мира. В соответствии с налоговым кодексом РФ отменена ранняя система платежей за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов и вместо нее вводятся ресурсные налоги (например, лесной налог, водный налог, экологический налог и т.д.). Однако, несмотря на наличие достаточно большого числа ресурсных налогов поступление от них в федеральный бюджет незначителен – не более 1 %, а в государственные внебюджетные фонды – 3-4 %.
- Эффективность природоохранных мероприятий (ПОМ) должна оценивается с помощью экспертных оценок. Для эколого-экономической оценки ПОМ необходимо пользоваться такими показателями, как рентабельность инвестиций, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости. Выбор оптимального набора ПОМ должен базироваться на экономико-математической модели с булевыми переменными. Для решения данной задачи весьма эффективным является применение метода Фора и Мальгранжа.
- Формирование комплексных природоохранных программ базируется на следующих принципах: самофинансирование, территориальность, эколого-экономическая ответственность. Основными источниками финансирования подобных программ являются: федеральный и местные бюджеты, федеральный и местные экологические фонды, экологические фонды предприятий и организаций.
- Экономическая оценка природных ресурсов базируется на потенциалах природного пространства и их свойствах, а также методах эколого-экономической оценки возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.
- Политическая экология (ПЭ) как важнейшее направление в деле достижения устойчивого развития. ПЭ зародилась на стыке социальной экологии и политологии, в рамках которого изучаются процессы экологизации политической сферы и политические аспекты экологических проблем. Экологическая политика и политическая экология – перестановка терминов означает изменение мест субъекта и объекта исследования. Задачи ПЭ: анализировать развитие системы «общество-природа», изменение экологической ситуации под воздействием политических факторов; рассматривать влияние экологизации на процессы в политической сфере; исследовать специфику эколого-политической деятельности различных социальных групп общества и прогнозировать ее результаты; изучать процессы формирования и реализации экополитики, оценивать ее эффективность с позиций устойчивого экологического безопасного развития; искать оптимальные модели цивилизованного развития; обеспечить осмысление воздействия глобализации на эколого-политические процессы; определять степень эффективности государственного экологического управления и предлагать рекомендации по совершенствованию экологических служб. Предмет ПЭ – экологическая политика субъектов политической деятельности; политические аспекты управления социо-природными процессами; политика рационального эколого-безопасного природопользования; деятельность «зеленых» партий и движений; влияние политических факторов на решение глобальных экологических проблем; политико-экологические аспекты международных отношений; экологические функции государства и государственных экологических служб; эколого-политические детерминанты выбора вектора развития цивилизации; формирование экологического культурного общества. Методология ПЭ базируется на системном, деятельностном, холистическом подходах и методах экологического устойчивого развития; на принципах экологизации, единство глобального и локального ноосферного подхода.
- В качестве эколого-экономических примеров обсуждаются проблемы Азовского моря и озера Байкал.
- Азовское море. Когда Азовское море существовало в условиях естественного для него гидрологического режима, из него в Черное море ежегодно перетекало в среднем 66,6 км3 воды, а противоположный поток (из Черного в Азовское) составлял только 41 км3 в год. По этой причине соленость воды в Азовском море постоянно была более низкой (110/00), чем в Черном море (180/00). После дополнительного поступления воды из Черного моря соленость воды в Азовском море к началу 80 гг. увеличилась до 13-160/00,а в настоящее время еще более сблизилась. Скорость изменения гидрологического режима и солености воды в Азовском море превысила адаптационные возможности многих гидробионтов. Результатом этого явилось резкое снижение рыбо-продуктивности: с 90 тыс. тонн в год в 50-е гг. до 20 тыс. тонн и менее к концу ХХ века. Стала велика опасность потери маловодным морем самоочистительной способности. Высказано предположение, что если экологическая обстановка не будет изменена в лучшую сторону, море может превратиться в гнилое болото типа Сиваш. Для оптимизации режима Азовского моря предложен проект строительства дамбы, перекрывающий Керченский пролив. Однако, помимо высокой стоимости осуществления этого проекта, велика опасность других непредвиденных последствий, в частности, проблема нормального поступления в море питательных веществ из перекрытых плотинами рек.
- Озеро Байкал. Байкал – уникальный глубоководный (1637 м) водоем и национальное богатство России. В нем сосредоточено 20% чистейшей пресной воды. Чистоту байкальской воды во многом связывают с жизнедеятельностью рачка эпишуры, составляющего основу планктона озера. Уникальна флора и фауна озера. Из обитающих 2500 видов животных (включая, байкальского тюленя – нерпу) и растений больше 50% живут только в этом водоеме, т.е. являются эндемиками. Несмотря на большие запасы воды и довольно интенсивный водообмен (335 впадающих рек и одной – р.Ангара – вытекающей, выносящей до 70 км3 воды в год), экосистеме Байкала свойственна высокая чувствительность к различного рода воздействиям. Причины такого явления различны, но важнейшими из них являются: олиготрофность (бедность вод питательными веществами, а, следовательно, и жизнью, особенно планктонными формами); низкие температуры (средняя по озеру – 4-60С); высокая чувствительность многих организмов (особенно из группы эндемиков) к изменениям факторов среды. Например, эпишура не переносит температуры выше 120С, очень чувствительна к изменениям мутности воды и других факторов. С этих позиций необходимо рассматривать и оценивать устойчивость Байкала как экосистемы к различного вида воздействиям. Распространенное представление о том, что большие экосистемы способны гасить соответственно и значительные возмущения (загрязнения, изменения режима), к экосистеме типа Байкал мало применимо. Наибольшая тревога ученых и общественности за судьбу озера связана со строительством и работой Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), построенного на его берегу для производства высокопрочного корда. Для этого производства потребовалась высококачественная целлюлоза, для производства которой необходимой оказалось исключительно чистая вода и большие запасы хвойной древесины. Руководствуясь односторонними экономическими критериями с игнорированием экологических последствий, высшие директивные органы приняли решение по его строительству. Отрицательный результат не замедлил сказаться. Началось интенсивное загрязнение вод Байкала, в особенности в той части, которая примыкает к комбинату. Зона загрязнения имела четкую тенденцию к расширению. Уничтожение лесов в водосборном бассейне вызывало нарушение гидрологического режима, разрушения почв, ухудшения качества воды. Отрицательно на состояние воды сказывается сплав древесины по рекам, ее транспортировка по озеру. По результатам многочисленных экспертиз и проведенных исследований было принято решение о закрытии комбината. Однако, эти решения до настоящего времени все еще остаются не выполненными. В последнее время резко усиливается нагрузка на Байкал со стороны других антропогенных объектов и неорганизованного туризма. Учитывая накопительный и суммирующий эффект такого воздействия, а также повышенную ранимость озера и окружающих его ландшафтов, представленных в основном хвойными лесами, произрастающими на бедных почвах в исключительно жестких климатических условиях (низкие температуры, малое количество осадков и др.), есть основание для объективного беспокойства за судьбу данной уникальной экосистемы.
- Список литературы
- Горелов А.А. Экология. — М.: «Центр», 1999.
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: учебник для вузов.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Философские основы концепции устойчивого развития / Коллектив авторов/. – В сб. «На пути к устойчивому развитию».-М.: «Ноосфера», 2002.
- Экология и экономика природопользования: учебник для вузов /под ред. Гирусова Э.В./.- М., ЮНИТИ, 2007.
- Козлов Ю.П., Дмитриева Т.М. Глобальные экологические проблемы психологии человека и общества .- М.: РУДН, 2008, 306 с.
- Дмитриева Т.М., Козлов Ю.П. Сенсорная экология.- М.: РУДН, 2010, 404 с.[schema type=»book» name=»ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» author=»Козлов Ю.П., Дмитриева Т.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]