Большинство патологий закладывается в детском возрасте, поэтому для сохранения здоровья нации необходимо уделять пристальное внимание функциональному состоянию органов и систем детей и подростков. Очень важно своевременно выявлять детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладывается фундамент хорошего здоровья и полноценного физического развития. Однако нередко в данном возрасте встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие (от 30 % до 70 % всех деформаций стоп) [1, с.29] .
Плоскостопие – это деформация стопы, при которой происходит уплощение ее сводов. Стопа в теле человека выполняет три биомеханические функции: рессорную, балансировочную и толчковую, однако при плоскостопии страдают все функции стопы. Изменения нормального свода стопы ведут к нарушению прежде всего её амортизационных свойств и изменениям функционирования голеностопного сустава [4, с. 407].
Особенности биомеханики стопы значительно определяют биомеханику всей нижней конечности и позвоночника в целом, так как эти структуры опираются на стопу и являются звеньями единой кинематической цепи. При нарушении оси какого-либо одного из многочисленных суставов стопы организм пытается компенсировать это за счет изменения осей других суставов, что может явиться причиной деформации не только суставов самой стопы, но также коленных и тазобедренных суставов, и в свою очередь, может привести к негативным изменениям в поясничном и вышележащих отделах позвоночника и изменениям в осанке в целом [4, с. 420].
Патогенетической особенностью плоскостопия у детей является гипотоничность мышечно-связочного аппарата голеней и стоп. Патологические изменения в осанке приводят к развитию множества заболеваний, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к плоскостопию. Это – остеохондроз, различные болезни таких внутренних органов как почки, сердце, желудок, кишечник. Следовательно, плоскостопие ведет к нарушению работы организма человека как единой системы, в которой изменение работы одного звена неизбежно приводит к сбою в другом [5, с. 364].
Еще в середине XX века шведский ученый R. Granit [6, с. 221], изучив нейрофизиологические особенности регуляции движений, доказал, что в ослабленных гипотоничных мышцах длительно сохраняются постоянные миотонические очаги, то есть участки патологически повышенного мышечного тонуса, которые не позволяют всей мышце получать нормальную нервно-мышечную регуляцию и восстанавливать свой тонус.
Исследованиями отечественных ученых [3. с. 148] доказано ведущее влияние перинатальных повреждений на дальнейшее развитие особенностей биомеханики опорно-двигательного аппарата ребенка. С того момента, как ребёнок, травмированный в процессе родов, начинает ходить, у него формируется не оптимальный, а патологический двигательный стереотип, который длительное время компенсируется несимметричным тоническим сокращением мышц, что обусловливает несимметричное их дальнейшее развитие. Данные процессы во многих случаях ведут к нарушению вегетативной иннервации соответствующих мышечных групп, что проявляется на первых этапах появлением фасциально-мышечной ригидности (ФМР). Наиболее часто названное болезненное состояние локализуется в сгибателях голени и разгибателях стопы.
По данным авторов [2, с. 320; 3, с. 120] миотонические очаги ишиокруральной группы мышц отмечаются в 99% случаев у детей, имеющих признаки периферической цервикальной недостаточности. Наличие ФМР в ишиокруральной группе мышц нивелирует функцию переката стопы, вызывая перенапряжение связочного аппарата голени и мышц стопы. При этом на мышцы ложится непосильная задача, связанная с необходимостью постоянно находиться в состоянии перенапряжения, для удержания продольных сводов стопы от распластывания. Афферентная импульсация, идущая от суставно-связочного аппарата, информирует центральную нервную систему о неблагополучии в стопе. Мышцы вступают в борьбу с деформирующими силами, но сравнительно быстро истощаются и растягиваются, не выдерживая длительной нагрузки, что приводит к «распластыванию» стопы. При этом любые упражнения, направленные на тренировку мышц голени, только усиливают очаги миотонуса в икроножных мышцах, усугубляя тем самым патологию.
В исследованиях А.В. Попкова и А.В. Осипенко [3, с. 113] на лабораторных животных клинически и экспериментально доказано, что только дистракция (растяжение) мышцы приводит к ликвидации патологических миотонических очагов, усиливает регенерацию коллагеновых волокон в соединительнотканных мышечных структурах, усиливает растяжимость и эластичность связочного аппарата, восстанавливая таким образом, его нормальную биомеханическую функцию.
Исходя из данного предположения, нами выдвинута гипотеза, что подобные миотонические очаги могут возникать в гипотоничных мышцах голени у детей с плоскостопием. Данный патологический механизм будет мешать нормальному функционированию мышц голени и не позволит сформировать оптимальный мышечно-связочный аппарат стопы.
Таким образом, экспериментальное исследование проведения нейромышечного импульса в мышцах нижних конечностей у детей с плоскостопием позволит выявить новые звенья этиопатогенеза данной патологии и получить новые знания в области биологии, а именно – особенности проведения нейромышечного импульса в мышцах нижних конечностей у детей с нарушением функционального состояния сводов стоп.
Полученные знания позволят по-новому взглянуть на этиопатогенез миотонических синдромов у детей. Кроме того, результаты проведенного исследования могут иметь большое практическое значение при выборе и составлении реабилитационных программ для детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Социальная значимость предполагаемых результатов полученного исследования не вызывает сомнений. Нарушение амортизационной и опорной функций стопы при плоскостопии может явиться причиной развития патологии других отделов опорно-двигательного аппарата. Это, в свою очередь, может повлиять на социальную адаптацию ребенка, как в дошкольном и школьном учреждении, так и в дальнейшем, при выборе профессиональной деятельности.
Реабилитационные программы, основанные на предлагаемых нами новых знаниях, позволят улучшить качество жизни, расширить диапазон будущих профессий, тем самым, способствуя социальной адаптации ребенка.
Список литературы:
- Егорова С.А., Шумакова Н.Ю. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей // Адаптивная физическая культура, 2004. — № 4. – С. 29-32.
- Петров К.Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры: учебное пособие для врачей, методистов и инструкторов лечебной физкультуры / К.Б. Петров. – Изд-во: Новокузнецк, 1998. – 430 с.
- Попков А.В., Осипенко А.В. Регенерация тканей при удлинении конечностей / А.В.Попков, А.В. Осипенко. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 240 с.
- Соков Л.П., Соков Е.Л., Соков С.Л. Руководство по нейроортопедии / Л.П.Соков, Е.Л.Соков, С.Л. Соков. – М.: 2002. – 541 с.
- Физическая реабилитация / Под ред. С.Н. Попова. — Ростов-на-Дону: «Феникс». – 2005. — 604 с.
- Granit R. The basis of motor control. – London and New York: Academic Press, 1970. – 368 p.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЙРОМЫШЕЧНОГО ИМПУЛЬСА В НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЯХ У ДЕТЕЙ С ПЛОСКОСТОПИЕМ» author=»Губарева Любовь Ивановна, Петрякова Виктория Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]