Каспийское море является самым крупным в мире водоемом, не соединяющимся с Мировым океаном. По своей гидрологии – это типичное море. Каспий уникален, от своей геологической истории до той роли, которую он играет в жизни народов, населяющих его берега.За свою историю Каспийское море неоднократно меняло размеры и глубины, пока не приняло современный облик. Каспийское море несколько раз было соединено с Черным морем через Кумо-Манычскую впадину, что способствовало проникновению фауны из Каспия в Черное море и обратно – из Черного моря в Каспийское.
Поскольку на месте современного Каспия существовали как солёные, так и опресненные водоёмы, то сформировалась фауна, имеющая представителей разных комплексов – от типично морских до пресноводных.
В настоящее время в Каспийском море обитает 1809 видов и подвидов животных, в том числе 415 видовпозвоночных животных. В ихтиофауне Каспийского моря насчитывается 150 видов и подвидов, которые относятся к 15 отрядам и 22 семействам.
По своему происхождению в Каспийском море можно выделить пять групп животных. К первой группе относится каспийская автохтонная фауна. Это исходная морская фауна третичного периода, хотя и существенно изменившаяся в результате воздействия гидрологического режима бассейна. Представителями этой группы являются бычки, пуголовки, сельди.
Вторую группу Каспия представляют арктические виды, которые проникли в море в 10–12 тыс. лет назад после ледникового периода. Их количество составляют всего 14 видов и подвидов, из рыб – это белорыбица и каспийский лосось, а также каспийский тюлень.
Третью группу представляют средиземноморские виды – атерина,рыба-игла, бычок-бубырь.
Четвертая, достаточно многочисленная группа, представлена пресноводными видами, проникшими в Каспий море в позднетретичное время. Из рыб к этой группе относятся карповые, окуневые сомовые и др. Пресноводные виды обитают преимущественно в Северном Каспии и в предустьевых участках рек Среднего Каспия.
Пятая группа – это типично морские виды (сельди, пузанок).
Характерной особенностью фауны Каспийского моря является обилие эндемиков. Во время четвертичных трансгрессий Каспийимел связь с другими морями, что способствовала проникновению средиземноморских и арктических видов, которые в новых для них условиях образовали новые виды и подвиды рыб (порядка 63). Эти виды и стали каспийскими эндемиками.
Ихтиофауна Каспийского моря довольно бедна по количеству видов. По этому показателю Каспий значительно уступает южным морям, которые сообщаются с Мировым океаном (Черному, Азовскому). Например, Черное море по числу видов рыб превосходит Каспийскоеболее чем в два раза. Но благодаря большой численности отдельных видов рыб общая ихтиомасса в Каспийском море в восемь раз больше, чем в Чёрном.
Северная, средняя и южная части существенно различаются по видовому составу ихтиофауны. Если в целом в море встречается 150 таксонов рыб, то в Среднем Каспии насчитывают 66 таксонов (видов, подвидов, рас), относящихся к 8 отрядам, 14 семействам и 35 родам. Что касается видового состава рыб Южного Каспия, то в нём выявлено 72 вида и подвида.
К непромысловым каспийским рыбам относятся широко распространенные виды: бычки и пуголовки, атерина, пескарь,уклея и др., которые не используются промыслом, в частности, из-за малых размеров.
Другие виды в прошлом относились к ценным промысловым, но за последние годы их численность резко снизилась(кумжа, белоглазка, усачи,шемая, кутум). Ряд видов полностью потеряли промысловое значение. Эти виды, к тому же, в последние годы находятся вне поля зрения исследователей.
Поэтому имеется необходимость современного мониторинга даже хорошо изученных видов, т. к. общий состав ихтиофауны с годами претерпевает ряд изменений, на что необходимо было обратить особое внимание.
Ими показано, что морские рыбы из семейства сельдевых — чрезвычайно интересные объекты научных исследований и в тоже время важные промысловые виды. Собственно сельди относятся к широко распространенному роду Alosa, виды которого, кроме Каспия, обитают в северной части Атлантического океана, в Средиземном, Черном, Балтийских морях и впадающих в них рек. Кильки, правильнее тюльки, относятся Понто-Каспийскому роду Clupionella.
Если каспийских сельдевых рассматривать в целом, то среди всех рыб Каспия по величине ихтиомассы они занимают первое место. Если же давать количественную оценку по родам, отдельно сельдям, отдельно тюлькам, то выясняется, что и первые и вторые сейчас также многочисленны.
Следует особо подчеркнуть, что среди килек два вида — анчоусовидная и большеглазая являются эндемиками и нигде кроме Каспийского моря не встречаются. В роде Alosa- три вида: большеглазый пузанок, круглоголовый и куринская полосчатая сельдь также эндемичны и поэтому уничтожение этих видов приведет к потере генофонда мировой ихтиофауны.
Если исключить залив Кара-Богаз-Гол, то вся остальная акватория Каспия является морским ареалом сельдевых рыб. В некоторых областях моря они появляются на короткий срок, в период размножения; в других они держаться сравнительно долго.
Исследованиями последних лет установлено, что анчоусовидная и большеглазая кильки опускаются на глубину 100-120 м, а сельди (Alosa) на 30-40 иногда до 100 м.
Значительно ниже от поверхности расположена граница распространения личинок килек. Их обнаруживали на глубинах 300-450м.
Из рек бассейна Каспия сельдевые встречаются на Волге, в Урале и в небольшом количестве в низовьях Терека. Совершенно не заходят сельдевые в Куру и мелкие реки Иранского и кавказского побережий.
До зарегулирования русла Волги, проходные сельди и отдельные экземпляры обыкновенной кильки поднимались высоко по течению реки. Единичные экземпляры встречались у гг. Казани, Горького, Ярославля, на Каме у Перми, на Оке у Серпухова и Калуги.
По Уралу сельди поднимались до с. Котельниково, расположенного в 300 км от устья. Особая морфа обыкновенной кильки обитает в озере Черхал, принадлежащем к бассейну Урала.
После зарегулирования стока Волги верхняя граница их распространения — Волгоградское водохранилище.
Наибольший ареал естественно свойствен проходным сельдям: черноспинке и волжской многотычинковой сельди. Обширна область распространения каспийского пузанка и обыкновенной кильки, охватывающим все море и нижнее течение Волги и Урала.
Своеобразный характер распространения свойствен двум видам килек: анчоусовидной и большеглазой. Первая из них держится на глубине 10-15м и никогда не заходит в те районы моря, где соленость менее 8‰. Большеглазая килька обитает там же, где и анчоусовидная, в Среднем и Южном Каспии и держится вдали от берегов на глубине свыше 20 м.
Исходя из ареалов распространения все виды каспийских сельдевых можно разбить на четыре группы: морские, проходные, пресноводные и «полупроходные», то есть встречающимся как в море, так и пресных водах.
К проходным относятся три формы: черноспинка, волжская многотычинковая и малотычинковая сельди. К пресноводным относится только одна: морфа каспийской обыкновенной кильки, Cl. delicatulacaspiamorphatscharchalensis, обитающая в озере Чархал и на Волге около г. Саратова. К «полупроходным» – каспийский пузанок и обыкновенная килька. Все остальные виды сельдевых относятся к группе — морских. Особо важно подчеркнуть, что пелагиаль Каспия населена только сельдевыми, других рыб в этой зоне очень мало. Это связано с особенностями происхождения каспийской ихтиофауны и химическим составом ее воды, которая ближе к речной, чем океанической .
Миграции, как элемент поведения, присущ и всем каспийским сельдевым. Миграции сельдевых приурочены к теплому времени года, причем наиболее они выражены весной.
Наиболее просты миграции у сельдей ограниченных в своем распространении южной частью моря. У таких рыб, как, например, у пехлевийского пузанка (A. caspiaknipowitschi), нерестовая миграция заключается в подходе косяков в зону прибрежного мелководья из соседних участков моря. Подобный характер миграции свойственен и большинству форм морской сельди (A. brachnicovi).
Весьма своеобразны миграции большеглазой и анчоусовидной килек. Ограниченные в своем распространении Южным и Средним Каспием, эти кильки, тем не менее, совершают протяженные и длительные миграции.
Зимой кильки держаться в Южном Каспии и в небольшом количестве в южной части Среднего Каспия. Весной (март, апрель) они начинают движение на север, охватывая широкую зону моря, преимущественно в области постоянного кругового течения, но, никогда не заходя в область прибрежных мелководий. Указанные выше миграции растягиваются на все теплое время года. Обратная откочевка на юг начинается в сентябре-октябре. Миграции анчоусовидной кильки следует рассматривать как нерестово — кормовые, так как период развития половых продуктов, а также икрометание совпадает с сезоном усиленного откорма.
Миграции долгинской сельди (A. br. brashniкovi), аграханской сельди (A. br. agrachanica), большеглазого пузанка (A. saposhnicowiiGrimm, 1887), по сравнению с уже рассмотренными формами, охватывают большую часть моря. Эти рыбы с мест зимовок весной уходят на север, проникая во все районы Северного Каспия, за исключением самых опресненных зон вблизи устьев Волги и Урала.
Миграции каспийского пузанка (A. caspiacaspia) и обыкновенной кильки (Cl. delicatulacaspia) cходны в том отношении, что небольшая часть косяков обеих видов, продвигаясь с юга на север моря, заходит для икрометания в низовья Волги и Урала. Однако основная масса нерестующих особей заканчивает ход в области мелководий Северного Каспия, где и размножается .
Нерест каспийского пузанка происходит вне зоны воздействия основных струй Главного и Белинского банков в районах Синее Морцо-Новинские острова, на глубинах до 3-5 метров. Нерест начинается при температуре около 14°С, достигая максимума при 18-22°С и заканчивается при 24°С. Производители в основном концентрируются в зоне солености до 1-2‰, в меньшем числе при солености 6‰, и совсем незначителен от 6 до 9‰ .
Волжская сельдь и черноспинка, проходные сельди, идущие на нерест в Волгу и в очень ограниченном числе в Урал.
Если исключить из рассмотрения два вида килек (анчоусовидную и большеглазую), а также сельдей Южного Каспия, т.е. видов, не заходящих практически в Северный Каспий, то картина миграции остальных форм имеет много общего, но и некоторые отличия.
Установлено, что при движении сельдевых на север, они придерживаются зоны кругового течения, избегая открытых частей моря. Наиболее интенсивный ход наблюдается вблизи западных берегов моря, вдоль восточных берегов передвигается мало рыбы.
Во время весенней миграции, а также летом, некоторые сельдевые, иногда в очень большом количестве, подходят очень близко к берегам. Такие подходы особенно выражены весной у берегов Азербайджана и Дагестана. На противоположной стороне моря, у Казахстанского побережья, весной и летом наблюдаются подходы к берегам многочисленных косяков обыкновенной кильки.
Причины таких подходов точно не выяснены, но можно предположить, что они связаны с гидрологическими условиями этих районов и вероятно течениями, сила которых определяется направленностью и скоростью ветров.
Анализ приведенных данных позволяет дать ориентировочные координаты календарного и географического распределения сельдевых рыб в Среднем и Южном Каспии.
Таблица 1
Распределение сельдевых рыб в Среднем и Южном Каспии
Период | Район оби-
тания |
Глубина,м | Температура
Воды,0С |
Основные виды рыб |
Средний Каспий |
||||
Весна
Апрель-июнь |
Кендерли, Сулак,
о.Чечень |
10-100 | 7-16 | Долгинская сельдь |
Лето
Июнь-сентябрь |
Северо-западная
область, восточное побережье |
8-70 | 25-28 | Волжская
сельдь |
Осень
|
Западное и восточное побережье | 8-70 | 23-6 | Сельди |
Южный Каспий |
||||
Весна
апрель |
О.Жилой, Куринская коса, Астара | 6-100 | 7-23 | Сельди
|
Лето
Апрель-июль |
о.Жилой, о. Огурчинский, Челекен | 8-100 | 25-28 | Сельди |
Осень | о. Жилой, о. Огурчинский,
Гасан-Кули |
6-100 | 25-8 | Сельди |
Таким образом, изучение поведения сельдевых рыб имеет большое практическое значение, так как позволяет ориентировать промысел на массовые скопления этих рыб в Каспийском море.
Список использованной литературы
1.Андрианова С.Б., Зыков Л.А. Состояние запасов и перспективы промыслового использования большеглазого пузанка (AlosasanoshnikowiG.) // Рыбохозяйственные исследования на Каспии: Результаты НИР за 2001 год. – Астрахань: Изд-во КаспНИРХ, 2002. – С.357-367.
2.Асейнова А.А., Зыков Л.А. Биология и запасы обыкновенной кильки.// Рыбохоз. иссл. на Каспии: Результаты НИР за 2001 год. Астрахань. Изд-во КаспНИРХ, 2002. — с.367-374.
3.Дехтярева А.И. Опознавательные признаки сеголетков сельдей Северного Каспия. // Труды ВНИРО. — 1940. – Т.14. – С.47-76.
4.Замахаев Д.Ф.Нерестовые марки на чешуе каспийских сельдей. – Тр.ВНИРО, 1940, т.14, с.3-18.
5.Засосов А.В.. Динамика численности промысловых рыб. — М.: Пищ.пром., 1976. – 312 с.
6.Иванов В.П., Мажник А.Ю. Методика определения квот вылова промысловых объектов прикаспийскими государствами. — Астрахань, 1997.
7.Казанчеев Е.Н. Рыбы Каспийского моря. – М.: Лег. и пищ. пром., 1981. — 240 с.
8.Чугунова Н.И. Методика изучения возраста большеглазого пузанка.// Труды ВНИРО- 1940. — Т.14. – С.21-43.
9.Шубина Л.И., Зыков Л.А. Состояние запасов и перспективы промыслового использования большеглазого пузанка // Сб. научн. тр. КаспНИРХа, 2002. — с. 260-270.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИХТИОФАУНЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ» description=»Целью исследований было определение резервов рыбного хозяйства в казахстанском секторе каспийского моря.Впервые на казахстанской территории каспийского моря проведена комплексная оценка условий обитания морских сельдей и дана помимо традиционных и гидроакустическим методам оценка их запасов. » author=»КуанышеваГулнурАмантаевна, КанбетовАсылбекШахмуратович, СокольскийАркадий Федорович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]