В настоящие время, как правило, исследование объекта производится на моделях, которые отображают основные свойства «оригинала». В зависимости от соответствия и способа представления между моделью и натурой, модели могут быть физические, химические, биологические, социальные, математические. Моделирование, как форма отражения действительности, зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Начало и развитие моделирования в различных областях связано с именами Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Н. Ньютона, Кельвина, Максвелла, Ф.А. Кекуле, Бутлерова, Н. Винера, Ди. Неймания и др.
Под математической моделью принято понимать совокупность соотношений (уравнений, неравенств, логических условий, операторов и т.д.), определяющих характеристики состояний объекта моделирования, а через них и выходные значения – реакции, в зависимости от параметров объекта оригинала, входных воздействий начальных и граничных условий, времени.
Математическая модель учитывает лишь те свойства объекта, которые отражают, определяют и представляют интерес с точки зрения целей и задач конкретного исследования.
ВУЗ это открытая система[1, с.157]. Для него исходным «материалом» являются школьники. Готовая «продукция» поступает на предприятия, в офисы, научно-проектно-исследовательские учреждения. Таким образом, имеем систему первого уровня: дошкольное учреждение-школа-ВУЗ-предприятие. Если теперь выделить подсистему «ВУЗ» и рассматривать ее, как систему второго уровня, можно ее записать с элементами: ректор-ректорат-отделы-институты-кафедры-преподаватели-студенты (Рис.1).
Поскольку имеется различие между очным и заочным обучением, мы остановились на очном обучении в техническом ВУЗе. В основу исследования положен системный подход, многопараметровая оптимизация и математическое моделирование.
Рисунок 1. Структурная подсистема ВУЗ
Выделим для моделирования очное обучение[2, с.82]. Целью обучения является оптимизация процесса для получения максимального эффекта при рациональных затратах как материальных, так и других. Поскольку оптимизация является многопараметровой, целесообразно применить системный анализ и математическое моделирование. Так как данная задача сочетает детерминированную постановку с вероятностной, то мы используем имитационное моделирование с применением компьютерной программы.
Главным объектом в процессе обучения является студент, а главным действующим лицом является преподаватель. В иерархической структуре системного анализа, система «Преподаватель – студент» является нижним уровнем. В этой системе студент воспринимает информацию, а преподаватель передает информацию и контролирует знания полученные студентом.
Более подробно рассмотрим систему кафедра – преподаватель – студент.
На кафедре на основании нормативной документации, получаемой от вышестоящих структур, разрабатываются, обсуждаются и утверждаются планы и программы обучения, которые становятся руководством для работы преподавателя со студентами. Кафедра определяет и заказывает необходимую литературу и оборудование для обеспечения учебного процесса. Кафедра является первой инстанцией, контролирующей работу преподавателя и успеваемость студентов.
Поскольку преподаватель является основным действующим лицом в вузе, от которого зависит качество обучения студентов, рассмотрим его функции и обязанности[3, с.207].
Рассматривая подсистему «Преподаватель» из рис. 1 в свою очередь как систему, от которой зависит уровень образования, составим структурную схему его связей, влияющих на работоспособность (Рис. 2).
Рисунок 2. Подсистема «Преподаватель»
Кратко расшифруем подсистемы системы «Преподаватель» рис. 2. От состояния здоровья преподавателя существенно зависит его работоспособность. На рис. 3 схематично покажем, что влияет на здоровье.
Согласно рис. 2, 3 работа преподавателя состоит из трех разделов: учебного, методического и научного. Главной в работе преподавателя является учебная (аудиторная), т.е. непосредственная работа со студентом.
Рисунок 3. Факторы, влияющие на работу преподавателя
Качество учебной работы обеспечивается учебной литературой и методоорганизационной работой преподавателя. Учебную литературу можно разделить на учебную литературу, издаваемую централизовано для вузов определенного направления, методическими пособиями, издаваемыми самим вузом для своих нужд. При этом литература может быть издана как в бумажном, так и в электронном виде.
Научная работа, с одной стороны, является личной наклонностью преподавателя, с другой – непосредственно влияет на уровень подготовки специалистов. Доцент и профессор обладает более глубокими знаниями и эрудицией в конкретном направлении знаний. Кроме того, во всем мире львиная доля научной продукции выдается сотрудниками вузов. В составе вузов имеются научно – исследовательские институты и лаборатории, сотрудники которых кроме основной научно – исследовательской работы участвуют в подготовке специалистов.
Оптимальное планирование трех составных частей работы преподавателя (рис. 2 и 3) будет отражаться на здоровье преподавателя и качестве его педагогической и научной работы. Немаловажную роль играет распределение рабочей нагрузки в течение рабочего дня и недели. Здесь следует учесть, к какому типу относится преподаватель: «Сова», «Жаворонок». Известно, что производительность труда в разное время суток разная для разных людей.
Возраст также влияет на эффективность работы. С одной стороны, производительность труда (интенсивность) с возрастом падает, а с другой – опыт, который для каждого набирается годами, возрастает.
Правильный учет особенностей каждого преподавателя приведет к сохранению здоровья и наибольшей эффективности в работе.
Список литературы:
- Кучерюк В.И., Кривчун Н.А., Уманская О.Л. Системный анализ и математическое моделирование в образовании//Международный журнал экспериментального образования.– 2010.-№11.-С.157-158.
- Кучерюк В.И., Кривчун Н.А., Уманская О.Л. Оценка влияния различных параметров на эффективность работы профессорско- преподавательского состава//Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы 11 международной научно-практической конф.(Москва, 26-27 дек. 2012 г.).-Москва, 2012.-Т.1.-С.207-209.
- Кучерюк В.И., Кривчун Н.А., Уманская О.Л. Структурное представление моделирования учебного процесса в ВУЗе//Успехи современного естествознания. (Научно-теоретический журнал). — 2011.-№12.- С.82-84.[schema type=»book» name=»СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа» description=»В предыдущих статьях авторов изложена сущность приложения методов системного анализа, оптимизации и математического моделирования к учебному процессу в ВУЗе. В структуре ВУЗа важным элементом всей системы является преподаватель-студент. В данной статье рассматривается преподаватель, как одна из ключевых фигур в системе высшего образования. Он выполняет учебную, методическую, научно-исследовательскую и производственную работы. В статье мы отмечали общий подход к рациональному распределению времени преподавателя на базе системного анализа и математического моделирования. » author=»Кучерюк Виктор Иванович, Кривчун Наталья Аркадьевна, Уманская Ольга Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]