Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРИМЕНЕНИЕ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МНОГОВАРИАНТНЫХ КОМПЛЕКТОВ ЗАДАНИЙ

Современное образование, как и современное общество, характеризуется процессами совершенствования и массового распространения современных инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Использование компетентностного подхода в образовании ставит перед преподавателями высшей школы, в том числе и военных вузов, необходимость применения компьютерных систем учебного назначения. Для формирования всех компонентов информационной компетентности возникает необходимость интеграции дидактических и информационных технологий образовательного процесса. Использование интегрированного подхода позволяет на новом уровне решать педагогические задачи, повышая уровень обучаемости и эффективности формирования основных компетентностей.

Для качественной оценки работы обучающихся со стороны преподавателя необходимо подготовить индивидуальные задания. Создание заданий (тестов, билетов) для проверки знаний является трудозатратным процессом, так как задания составляются преподавателем самостоятельно, при этом они должны варьироваться, чтобы избежать списывания. Для больших курсов (потоков), что касается высших военных заведений, это особенно актуально, поскольку преподавателю требуется подготовить достаточно большое число индивидуальных заданий с минимальным числом повторений в содержании. Ежегодное обновление заданий при практически константных исходных данных, естественно, представляет и чисто техническую трудность: перегруппировка заданий, оформление и т.п.

Появление IT-технологий позволяет автоматизировать процесс создания многовариантных заданий для курсов. В настоящее время существует огромный арсенал средств подготовки заданий [1], характеризующихся форматом ввода исходных данных, вывода результата, предметной направленностью, интерфейсом, параметрами генерации, способами настроек, ценой и т.д. Однако с уверенностью можно сказать, что не существует универсального прикладного пакета, покрывающего запросы взыскательного пользователя, поэтому создание генератора, совмещающего простоту использования, доступность и широту классов заданий является актуальным.

Поскольку результатом любой генерации является документ (электронный или текстовый), рассмотрим возможности применения стандартных офисных приложений (OpenOffice, LibreOffice, Microsoft Office) для генерации заданий на примере Microsoft (MS) Office. Интегрированный пакет программ MS Office обладает большими возможностями по хранению, обработке, созданию и структурированию данных, уровень создаваемых документов (текстов, электронных таблиц, презентаций и др.) с помощью средств, входящих в данный пакет, очень высок, именно поэтому ряд форматов MS Office в настоящее время являются стандартами де-факто [2].

Обычно средств, предоставляемых компонентами пакета MS Office, бывает достаточно для решения практических задач по технологическим расчетам, курсового проектирования, автоматизации офисной деятельности [3]. В состав пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов, поддерживаются скрипты и макросы, написанные на объектно-ориентированном языке Visual Basic for Application (VBA).

Возможность совместной работы над документами нескольких специалистов сокращается типичный для программных продуктов цикл разработки, поскольку документ, а не сама программа, является целью разработки, проект неразрывно связан с документом и является его частью [4].

Исходные данные для генерации (вопросы, задачи) заданий хранятся в ячейках электронной таблицы MS Excel. Такое предварительное представление не является проблемой, т.к. приложения MS Office тесно интегрированы [5], связывание и внедрение объектов осуществляется с помощью OLE — технологии (Object Linking and Embedding), в основе которой положено понятие объект. Объектом называется информационный фрагмент документа-источника, созданный в каком-либо одном приложении (MS Word), который можно поместить в документ-приемник другого приложения (MS Excel). Ячейка электронной таблицы может содержать как текст, так и нетекстовые данные (формулы, рисунки) и при макропрограммировании будет восприниматься единым объектом. Программа-макрос в соответствии с алгоритмом перемешивания, который является отдельной задачей, создает на новом рабочем листе (Worksheet) из исходной базы данных комплект сформированных заданий, который затем может быть представлен в виде текстового файла соответствующего шаблона. При практически константном наполнении вопросов и задач каждый раз при запуске макроса в зависимости от разных условий будет создаваться новый комплект заданий (билетов).

Преимуществами, которые получает преподаватель как конечный пользователь, является возможность совместной работы, создание гибких настраиваемых документов, отсутствие необходимости изучения и настройки новой среды, а применение компонентного программирования дает возможность взаимодействия компонентов, создаваемых в разных программных средах, на разных платформах и находящихся на разных машинах.

Список литературы:

  1. Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 351 с.
  2. Посов И.А. Обзор генераторов и методов генерации учебных заданий / Образовательные технологии и общество. — 2014. — Т. 17. № 4. С. 593-609.
  3. Современное образование как открытая система. Коллективная монография / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. – М.: Институт научной и педагогической информации РАО, 2012. – 576 с.
  4. Фризен, И.Г. Офисное программирование: Учебное пособие. -М.: Дашков и К, 2013. -244 c.
  5. Хухрянская Е. С., Латышевич В.И., Патютько В.И. Использование стандартных пакетов для автоматизации технологических расчетов в проектировании выпуска фанерной продукции // Актуальные вопросы современной информатики : материалы 3 Международной заочной научно-практической конференции, Коломна, 01-15 апреля 2013 г. ; Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. — Коломна, 2013. — С. 91-93.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МНОГОВАРИАНТНЫХ КОМПЛЕКТОВ ЗАДАНИЙ» description=»Проблема подготовки больших объемов учебных материалов является актуальной в связи с введением как индивидуальных траекторий обучения, так и стандартизацией предъявления контента. Сформулированы принципы генерации заданий с помощью стандартных офисных приложений, которые могут быть использованы при создании заданий для проверки знаний.» author=»Журавлева Елена Витальевна, Хухрянская Елена Станиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(1)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found