Развитие малой авиации России постоянно сталкивается с разного рода трудностями, но не останавливает своего развития. Освоение нижнего коридора воздушного пространства является одной из задач высокотехнологичного сектора российской экономики. Оно содержит в себе: обучение пилотов, патрулирование, туризм, перевозку небольших грузов, авиационный спорт, работы связанные с сельским хозяйством, а также отдельную отрасль деловой авиации.
Малая авиация – это важная составная часть авиации в целом. Проблема развития именно малой авиации является очень актуальной на современном этапе развития России, так как малая авиация предоставляет огромные возможности для производства, ведения бизнеса и для частных лиц. На первый взгляд может показаться, что самолет — это нечто достаточно сложное и недоступное для обычного человека. На самом деле стать пилотом и летать на самолете, даже своем собственном, не такая уж и сложная и дорогостоящая задача. Речь, конечно, идет о малой или сверхлегкой авиации. К огромной радости российских любителей авиации, законодательство нашей стране вполне толерантно регламентирует деятельность малой авиации.
Законодательство Российской федерации разрешает выполнять частные полеты почти над всей территорией России. Исключения составляют полеты над Москвой и рядом правительственных объектов режимного или секретного назначения. Для выполнения того или иного рейса необходимо только подать заявку уведомительного характера, содержащую информацию о месте взлета и посадки. Чуть сложнее обстоит ситуация с полетами за пределы России. Тут необходимо делать запрос, собирать определенные документы, получить разрешение на пересечение государственной границы.
В связи с проводимыми Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) мероприятиями по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» необходимо:
- Пройти обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным Программам.
- Зарегистрироваться в Межрегиональных территориальных управлениях Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, с целью внесения в единую электронную базу Росавиации данных по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам авиации общего назначения, в том числе в «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».
- Получить в Межрегиональных территориальных управлениях Федерального агентства воздушного транспорта новое свидетельство пилота любителя гражданской авиации Российской Федерации или свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна Российской Федерации.
- Внести в новые свидетельства необходимые квалификационные отметки и своевременно продлевать срок их действия.
Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России разработаны с учётом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Они устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России. Воздушное пространство Российской Федерации будет разделено на три класса – «А», «С» и «G». Для каждого из них определена высота полётов. Для полётов в классе «G» будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полёты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «G» варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в районах Восточной Сибири. Для выполнения полётов в классе «G» пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полёта для получения полётно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полётов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе полёта из класса «G» в класс «А» или «С» пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полёт в классе «А» или «С» по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь пилот-диспетчер обязательна.
Информационная система для организации полётов малой авиации, о разработке которой пойдёт речь в данном докладе, позволяет лицам, желающих совершить некий перелёт, направить уведомление о вылете в аэронавигационную службы.
Целью разработки данной информационной системы (сайта) является упрощение существующей практики уведомительных полётов в воздушном пространстве «G» для малой авиации. С помощью данной информационной системы уведомительная система организации полётов малой авиации становится более прозрачной и понятной. Этим она привлечёт внимание всё большего количества людей. Использовать эту информационную систему очень просто, она обладает user friendly интерфейсом, что может показать случайным посетителям, что малая авиация – это просто, удобно и понятно.
Подобные информационные системы прекрасно показали себя в международной практике. Например, в Соединённых Штатах Америки пилот может направить уведомление в аэронавигационную службу о совершении полёта и в указанное время произвести вылет. Огромный плюс такой системы в США, что, если какие-либо внешние факторы мешают совершить перелёт в указанное время (например, плохие погодные условия), то пилот может отложить свой вылет на какое-то время, и ему не придётся заново посылать уведомление. В данное время подобная практика в России невозможна, так как нашей стране необходимо регулирование воздушного пространства.
Информационная система будет представлять собой сайт, через который пользователь сможет осуществлять связь с аэронавигационной службой. Так как рассматриваются только летательные аппараты, принадлежащие к малой авиации, и на которые распространяется закон 2011-го года об Уведомительной системе полётов, для организации полёта хватит лишь уведомления в соответствующую службу о вылете.
Сайт имеет очень простой интуитивный интерфейс. Перед тем, как направить уведомление, пользователю будет необходимо пройти несколько процедур регистрации: зарегистрировать в системе пилота и летательный аппарат. После чего пользователь преступает к написанию уведомления. Он заполняет необходимые поля и по нажатию клавиши отправляет уведомление. По указанному обратному адресу (электронная почта), диспетчер подтверждает или отказывает в полёте.
Так же сайт выполняет собой функцию информационного портала, на которой пилот может узнать последние новости, связанные с организацией полётов, узнать информацию о необходимых документах для регистрации пилота или летательного аппарата. Так же отдельная страница на сайте будет отведена для полезных ссылок, например, на сайт метеорологической службы.
Система имеет огромные перспективы развития и в дальнейшем может быть доработана и дополнена новыми функциями. Например, работа с картами воздушного пространства, автоматизация рассмотрения уведомлений.
В России внедрение такой системы будет куда более трудоёмким из-за огромных размеров страны и тяжёлого положения малой авиации в целом, но со временем, я считаю, она себя оправдает.
Список литературы:
- www.aex.ru Содружество авиационных экспертов
- www.open-sky.su Открытое небо. Сайт любителей авиации[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАЛОЙ АВИАЦИИ» description=»В данном докладе пойдёт речь о разработке сайта для организации полётов малой авиации. Этот сайт представляется собой посредника между пользователем, желающим совершить полёт на летательном аппарате, относящимся к классу малой авиации, и аэронавигационной службой.» author=»Калина Ирина Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-18″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]