В настоящее время важным направлением развития промышленного железнодорожного транспорта является модернизация и переоборудование подвижного состава с целью обеспечения сохранности груза и минимальных затрат на его транспортирование, сокращения времени на погрузочно-выгрузочные операции, обеспечения надежности подвижного состава и безопасности движения.
Усиленное внимание к промышленному железнодорожному транспорту в большинстве стран мира, поиски путей уменьшения значительных транспортных расходов на внутрипромышленных перевозках и резкое увеличение объема научных и исследовательских работ в этой области привели к значительным изменениям в развитии и техническом оснащении промышленного транспорта [5, с.100].
В последние годы осуществляются интенсивные поиски новых наиболее приемлемых путей развития промышленного транспорта. Важным вопросом в области транспорта также является ресурсосбережение [1, с.1].
Известны современные специализированные вагоны-хопперы, используемые в промышленности для перевозки сыпучих. Модернизированный вагон-хоппер с односторонней саморазгрузкой обеспечивает полную выгрузку сыпучего груза по правую сторону железнодорожного пути относительно движения вагона благодаря конструктивным изменениям формы кузова и механизма саморазгрузки [2].
В условиях работы железнодорожного транспорта важным является обеспечение устойчивости и надежности подвижного состава, безопасности движения. Таким требованиям соответствует предложенный несимметричный кузов вагона-хоппера, разработанный учеными ВНУ им. В. Даля [3, с. 69].
Полная загрузка сыпучего груза создает условия для одинаковой нагрузки от статических сил на колесные пары вагона-хоппера и способствует улучшению технических характеристик в процессе движения и саморазгрузки [4, с. 30].
Были проведены исследования процесса саморазгрузки вагона-хоппера и выявлены следующие недостатки:
- неплотное прилегание крышки разгрузочного люка к боковой стенке и раме вагона может привести к потерям груза во время движения и погрузочно-разгрузочных работ;
- требуются значительные расходы энергии на удерживание крышки разгрузочного люка в закрытом положении.
Таким образом, целью данной работы является обеспечение сохранности перевозимого груза и безопасности движения за счет совершенствования конструкции вагона-хоппера.
Дополнительный механизм запора крышки разгрузочного люка позволит плотно удерживать крышку люка во время движения и загрузки. Совершенствование конструкции вагона с односторонней саморазгрузкой улучшит технические качества вагона-хоппера, обеспечит безопасность движения, сохранность груза и экономию энергии на удерживание крышки разгрузочного люка в закрытом положении.
На рисунке 1 А, Б представлен вагон-хоппер с односторонней саморазгрузкой и предлагаемым механизмом фиксации крышки разгрузочного люка. Вагон-хоппер содержит раму 1, каркас 2, цельнометаллический кузов 3, который состоит из двух боковых вертикальных стенок 4 и 5, торцевых стенок 6 и 7, переходных стенок 8 и 9, часть боковой стенки преобразована в наклоненный пол 10 кузова. Данная конструкция позволяет выполнять бункерную загрузку кузова вагона-хоппера. Оборудование для разгрузки является тросовой системой для открытия, закрытия и фиксации крышки 11 разгрузочного люка, прикрепленной в шарнирах 12 к боковой стенке. Тросовая система содержит рычаг 13, прикрепленный к крышке разгрузочного люка, тросы 14 и 15, электродвигатель 16, червячный редуктор 17 и ступенчатый барабан 18 с двумя валиками 19, 20 для намотки тросов. Механизм запора крышки разгрузочного люка с системой рычагов прикреплен с одной стороны к наклонному полу и раме вагона, а с другой стороны — к валу 21 для намотки троса 22 и электродвигателю 23 с редуктором 24, размещенными на раме вагона. Механизм запора предусмотрен для надежной фиксации крышки люка в закрытом положении, что особенно важно для обеспечения безопасности движения. Механизм запора крышки разгрузочного люка содержит балку 25 с осью 26, пружину 27, крюк рычага 28, ось 29 двуплечего рычага 28, регулировочный болт 30.
В месте разгрузки сначала срабатывает механизм фиксации крышки разгрузочного люка: при вращении электродвигателя с редуктором и вала для намотки троса балка поворачивается против часовой стрелки относительно оси под действием пружины, при этом высвобождается крюк рычага и вращает его по часовой стрелке, ось плеча рычага скользит по пазу балки. При обратном вращении регулировочный болт упирается в опорную поверхность рамы вагона и через балку, воздействуя на плечо крюка, надежно запирает крышку разгрузочного люка. Через регулировочный болт осуществляется точное регулирование прижатия крюка двуплечего рычага к поверхности крышки разгрузочного люка, тем же обеспечивается плотное прижатие крышки в закрытом положении.
Рисунок 1. Модернизированный вагон-хоппер:
А — вагон-хоппер с односторонней саморазгрузкой;
Б — механизм запора и фиксации крышки разгрузочного люка
После открытия механизма запора крышки разгрузочного люка срабатывает оборудование для саморазгрузки: крутящий момент через электродвигатель, червячный редуктор передается на ступенчатый барабан, после чего осуществляется натяжение тросов на валы, изменяется положение рычага, прикрепленного к крышке разгрузочного люка, разгрузочная крышка вагона-хоппера, подвешенная в шарнирах к боковой стенке, открывается, и осуществляется саморазгрузка вагона-хоппера по одну сторону от железнодорожного пути (справа относительно движения). Штриховыми линиями на рисунке 1 А отмечено положение крышки и рычага, тросов при саморазгрузке вагона-хоппера. Тросы, которые наматываются на валы ступенчатого барабана, и червячный редуктор обеспечивают самоторможение и удерживают крышку люка в фиксированном положении.
Боковые и торцевые стенки кузова вагона, наклонный пол, переходные стенки кузова в форме треугольников обеспечивают полную выгрузку груза и возможность бункерной загрузки.
Усовершенствование вагона-хоппера путем установки механизма фиксации крышки разгрузочного люка обеспечит плотное прижатие крышки разгрузочного люка к раме и боковой стенке кузова вагона во время движения, что обеспечит сохранность груза, надежность и безопасность движения.
Таким образом, обеспечение надежного удерживания крышки разгрузочного люка вагона-хоппера в закрытом положении делает невозможным самопроизвольную неконтролируемую выгрузку сыпучего груза во время движения или загрузки.
Модернизация конструкции вагона-хоппера обеспечит сохранность груза, безопасность движения и экономию энергии на удерживание крышки разгрузочного люка в закрытом положении.
Список литературы:
- Барон Ю.Л. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. – 144 с.
- Губачева Л.А., Андреев А.А., Леонова С.А. Вагон-хопер для перевозки сыпучих грузов — патент Украины №75199, МПК (2013) В61D 7/02, опубл. 26.11.12, бюл. №22.
- Губачева Л.А., Андреев А.А., Леонова С.А. Вагон-хоппер с односторонней саморазгрузкой. Вестник ВНУ им. В. Даля. Научный журнал №4(175). Луганск: ВНУ им. В. Даля, 2012. — 317 с.
- Larisa Gubacheva, Alexander Andreev, Svetlana Leonova. The use of upgraded hopper cars in the mining industry. TEKA Commission of Motorization and Power Industry in Agriculture. ХIA, — 300 p.
- Савушкин Р.А. Совершенствование конструкций саморазгружающихся бункерных вагонов для перевозки сыпучих грузов: диссертация кандидата технических наук : 05.22.07. Санкт-Петербург, 2003. – 140 с.[schema type=»book» name=»ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВАГОНОВ-ХОППЕРОВ С ОДНОСТОРОННЕЙ САМОРАЗГРУЗКОЙ » description=»Предложены конструктивные изменения кузова вагона-хоппера с односторонней саморазгрузкой. Рассмотрен дополнительный механизм фиксации крышки разгрузочного люка, который обеспечит сохранность перевозимого груза, безопасность движения и снижение энергозатрат.» author=»Леонова Светлана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]