Современная одежда настолько разнообразна и невероятна, что создается впечатление, что она достигла пика своего развития. «Сейчас все выглядит настолько «кутюр», настолько дорого, что пора начать думать по-новому, найти что-то новое», — утверждает знаменитый дизайнер И.Мияке. Способы формообразования одежды широко представлены в литературе, данные постоянно дополняются и углубляются. Наряду с этим, тем не менее, возникает ряд нерешенных вопросов, тормозящих переход развития формообразования одежды на новый уровень.
Самой важной и нерешенной проблемой представляется большая раздробленность информации о формообразовании одежды, отсутствие единой терминологии и однозначных структурных схем получения модельных образований. Научная литература, связанная с формообразованием одежды, условно может быть разделена по следующим направлениям: связанная с принципами формообразования в дизайне одежды;способами проектирования базовых конструкций (БК) различной одежды для фигур разного рода из разнообразных материалов; освещающая вопросы моделирования и изготовления такой одежды; а также исследования, связанные с изучением и прогнозированием изменения свойств материалов в одежде при эксплуатации.
Все эти направления развиваются в разной степени успешно. Рассмотрим их в статье, подробно останавливаясь на менее изученных, и наметим дальнейшие пути развития.
Тема формообразования активно развивается в зарубежном и отечественном дизайне, является более изученной и структурированной. Заметим в данной статье только давно назревшую проблему разобщенности дизайнерских и проектных работ в отечественном изготовлении одежды в промышленных масштабах, что, конечно, тормозит развитие и первых и вторых.
Вторым научным направлением можно считать способы получения исходных базовых конструкций различной одежды для фигур разного рода.В настоящее время вопросы получения базовых конструкций (БК) одежды успешно решены. Известны методики и методы получения одежды [1-3], в том числе подробно описанные и формализованные в САПР. Объемное проектирование (системы проектирования в трех измерениях) БК — оболочек одежды представляется наиболее перспективным, и для серийного, и для индивидуального изготовления одежды, поскольку обеспечивает высокие характеристики посадки получаемой оболочки на фигуре сразу, и таким образом ведет к существенному сокращению сроков изготовления одежды и ее высокому качеству. Отличительными характеристиками методов плоскостного проектирования одежды являются приближенный характер, существенный объем эвристических элементов, а также частая доработка образцов в материале. Очевидно, таким образом, что опыт и квалификация конструктора напрямую влияет на конечный результат проекта. Суть процесса точно описана источником 2: «Характерной особенностью процесса проектирования одежды в традиционной постановке является построение разверток сложного пространственного объекта без какого-либо количественного описания его внешней формы. Вследствие этого каждый конструктор одежды вынужден неоднократно совершать переходы от двухмерных чертежей к трехмерному и образу одежды, причем в режиме последовательного приближения к желаемому результату».Трехмерное проектирование одежды имеет большое количество преимуществ, однако, в силу необходимости применения специальных периферийных устройств, программного обеспечения, является дорогостоящим «удовольствием», что, конечно, уменьшает возможности его распространения и развития.
Отметим сразу, что в данной статье не ставилось целью рассматривать все противоречия, связанные с проектированием БК разными способами. Для окончательного определения базовых конструкций одеждынеобходимо более подробно описать и конкретизировать формы их деталей/шаблонов с целью минимизации количества.
Следующее научное направление в области формообразования одеждысвязано с вопросами моделирования и изготовления такой одежды.Первыми наиболее последовательными исследованиями по систематизации модельных узлов можно назвать работы по дизайну одежды. В них подробно разобраны преимущественно касающиеся силуэтов части предметов одежды, например, виды и конфигурация рукавов, воротников, манжет и др. Следующими стали сведения для проектирования модельных конструкций в САПР. После того, как в современных САПР были успешно решены вопросы проектирования базовых конструкций одежды, лекал, возникла необходимость детальной проработки технического рисунка модели и устранение причин информационного разрыва в процессе преобразования графического отображения модели из художественного эскиза в конструкцию. Далее возникла необходимость в возможности проводить модельные изменения в конструкции, соответственно, появились мини-классификации модельных узлов. К сожалению, информация является закрытой и доступна только счастливым пользователям САПР одежды. Отрадно то, что работы в данном направлении продолжаются и довольно успешны.
Остановимся, тем не менее, на ключевых вопросах получения сложных модельных конструкций одежды, требующих немедленного разрешения.
Несмотря на традиционное рассмотрения вопросов по моделированию одежды во всех учебниках по конструированию одежды, наблюдается отсутствие единой информации по получению модельных образований. Усугубляется всё отсутствием общей терминологии и определений, кроме того, данные глубоко устарели. Те предметы одежды, что предлагает современный рынок, намного опередили научные и возможные представления о моделировании одеждысложных форм. Наряду с традиционными приемами моделирования, в последнее время появились совершенно новые:получение одежды из модулей (одежда собирается как из кирпичей из отдельных модулей, каждый из которыхобрабатывается отдельно и имеет простую геометрическую форму.Способ соединения модулей может быть различным: узлы, ленты, банты. крючки, потайные застёжки, с помощью ленты «велкро» и др.);использование приемов трансформирования в одежде (платье, например, может превращаться в брюки, юбку, блузу, другое платье. Трансформируемые путем драпирования, завязывания, скручивания предметы преимущественно женской одежды получаются на основе разных геометрических фигур. Форма особо популярных в настоящее время подобных изделий зависит и определяется используемыми материалами: растяжимыми или нет, гладкими или с рисунком, тонкими, воздушными или, наоборот, тяжелыми, ниспадающими); приёмы использование оригами – элементов в одежде;метод деконструкции, который заключается в новом подходе к моделированию одежды и представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре, отказ от норм «хорошего вкуса» (асимметричный крой, неровные края одежды; разрывы, всевозможные прорези и дырки; деление конструкции на правую и левую половины); метод инверсии (швы наружу, лацканы на спине, застежки в нетрадиционных местах, вытачки «налицо»); элементы незавершенности; нарушение традиционной технологии и др.
Описать подобные предметы одежды традиционными методами моделирования очень трудно, требуется более тщательный, структурированный научный подход.
Удачным решением представляется выделение отдельных модельных узлов, уточнение или разработка методики проектирования и их пристраивание к деталям/шаблонам базовых конструкций оболочек одежды. При этом отдельными модельными узлами могут считаться и драпировки, и отдельные модельные элементы, складки, воланы, отдельные модули одежды, оригами-элементы и др. Готовые модельные узлы «накладываются», пристраиваются на подходящую базовую конструкцию одежды с подходящими характеристиками к конкретному случаю [6]. Данный подход предполагает возможность «отдельного» изучения модельных образований в одежде, выявлять достоверное изменение свойств материалов в процессе изготовления и эксплуатации.
Актуальность решения следующего вопроса формообразования одежды следует из вышесказанного и связанас разработкой методов исследования свойств материалов деталей/шаблонов базовых конструкций оболочек одежды и определение связей со стандартными методами исследования материалов.
Например, вопросы оценки и прогнозирования драпировок в одежде остаются актуальными уже продолжительное время. Интерес обусловлен также постоянным развитием ассортимента материалов для одежды, сложностью и разнообразием конструктивных узлов. Однако, в настоящее время вопросы достоверного драпирования материалов в литературе, в том числе профессиональной, освещены недостаточно.Стандартные методы оценки драпируемости материалов устанавливают только способность материалов к драпированию, в общем, и не дают сведений о процессе драпирования самих изделий из этих материалов. Усовершенствованные методики также имеют ряд недостатков, например, не учитывают многообразия узлов с драпировками и положения их в детали [3-5]. Как правило, исследователи не связывают влияния массы самой драпировки, как избытка материала, и ее влияния на свойства драпировки [5-7].
Проблема кроется, на наш взгляд, также в желании создать универсальную методику, позволяющую на экономичном образце создать правдоподобное поведение материалов в готовом изделии. Решать следует скорее обратные задачи исследования – на значительном по размеру образце материала, а затем уже создавать унифицированную методику на маленьком образце. Учитывая многообразие современных материалов для одежды, сложность и разнообразие конструктивных узлов, вопросы оценки свойств материалов в сложном конструктивном узле и их прогнозирования становятся особо актуальными.
Следует отметить, что в настоящее время недостаточно выявлена взаимосвязь между свойствами современных материалов и параметрами их структуры. Имеющиеся стандартные методы оценки свойств тканей в данном случае дают лишь ориентировочные характеристики, в целом. Следовательно, для решения проблемы, например, прогнозирования формы одежды с драпировками необходимо при создании модели изучить форму одежды в целом, рассматривая взаимосвязь конструктивных зон и используемых на этих участках систем материалов. Необходимо обобщить и систематизировать виды драпировок в одежде, а также модернизировать имеющиеся классификации драпировок.
Не менее важными и интересными представляются вопросы исследования анизотропии деформирования деталей/шаблонов базовых и модельных конструкций оболочек одежды и теоретическое описание деформирования. Например, при исследовании степени провисания конических юбок разного рода и простых драпировок в направлениях, отличных от нитей основы и утка, определена неравномерность изменения в сторону увеличения длины модельного узла, складки при свободном висе[5].
Исследования также показали неточность построения конических юбок согласно известным методикам конструирования одежды, рекомендующих вести построение конических юбок в виде круга. Таким образом, полученные нами характеристики показывают не только величину провисания, но и величину укорочения деталейвследствие огибания (касания) поверхности фигуры.
Данная информация подтверждает сказанное выше о необходимости проводить исследования «косого» кроя в одежде на деталях одежды, а не на отдельно взятых образцах.
Геометрический вид образца имеет огромное значение при исследовании анизотропии всех механических характеристик тканей, поскольку определяет достоверность испытываемых одеждой при носке деформаций.Например, имитируя конические юбки, образец для исследования выбирали [4,5] в виде круга, но с вырезанной серединой в виде круга меньшего радиуса. Круг является наиболее удачной фигурой для оценки деформирования при растяжении деталей одежды, так как включает в себя и «закрепленную» систему – квадрат, так и обладает свойствами системы с «перерезанными нитями. Детали швейных изделий имеют сложный контур,как правило, не включают ни однойчетко выраженной из перечисленных геометрических фигур, могут быть несимметричными относительно середины, отдельные части их могут иметь значительную протяженность и совпадать с одним из направлений «под углом». Теория о «перерезанных» и «закрепленных» нитях отчасти объясняет деформации растяжения деталей, возникающие при изготовлении и эксплуатации одежды. Всё это подтверждает необходимость вести исследования деформации растяжения на геометрических образцах — конкретных деталях одежды, которые представляется возможным классифицировать и унифицировать.
Таким образом, в век активного освоения технологийCAD процесс проектирования и изготовления одежды все еще остается необоснованно трудоемким. Несмотря на популярность научных исследований текстиля, изделия из него изучены крайне мало. Комплексное изучение свойств одежды, от стадии проектирования текстиля до процесса эксплуатации, является крайне востребованным.Скорее всего, наука в одежде должна на данное время подвести некоторый итог и поставить новые научные направления и задачи.
Подводя общий итог статьи, отметим, что в настоящее время вопросы формообразования одежды и оценки влияния свойств материалов на проектирование одежды развиваются недостаточным образом. Потеряно среднее звено цепочки «материал-деталь одежды-предмет одежды» — деталь, исследование которой отдельно не проводилось. Не хватает еще проанализированных и формализованных сведений по различным видам и способам формообразования одежды, позволяющим получать изделия как соответствующие силуэтным очертаниям фигуры, так и крайне ее изменяющие, а также сведений по свойствам используемых в изготовлении материалов. Не брались во внимание геометрические контуры деталей, влияние анизотропии строения тканей, наличие свободных и закрепленных участков. Решение кроется, на наш взгляд, в необходимости анализа контура деталей одежды, выбора оптимального их количества и унификации, исследование топографии механических деформаций в изготовлении и эксплуатации их, определение величин деформирования на конкретных деталях одежды. В итоге можно будет определить связи с традиционными способами оценки свойств материалов на стандартных или усовершенствованных образцах.
Литература:
- Раздомахин Н.Н. Теоретические основы и методическое обеспечение трехмерного проектирования одежды. — Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д.т.н. — СПб.: СПГУТД, 2004. — 34с.
- Струневич, Е.Ю. Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. – М..: МГУТД, 2008. — 240с.
- Иванова О.В. Разработка методов оценки и прогнозирования драпируемости тканей. Автореф.дис…к.т.н.- Кострома: КГТУ, 2008, 16с.
- Брезгина С.А. Оценка и прогнозирование драпировок в женских моделях сложных форм. Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений». Том 3. Сборник научных трудов. – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. — с.133-137
- Брезгина С.А. Сокура Е.А Оценка драпировки — свободно висящие падающие складки — на примере конических юбок. Технико-технологические проблемы сервиса. Научно-технический журнал, №2 2013г., с. 70-74
- Брезгина С.А Основы модульного проектирования в женской одежде сложных форм Технико-технологические проблемы сервиса. Научно-технический журнал, №3 2014г., с.49-53
- Брезгина С.А. Конструктивное моделирование одежды. Определение и обработка исходной информации для моделирования. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 139с[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫСОВРЕМЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОДЕЖДЫ СЛОЖНЫХ ФОРМ» description=»Выявлены проблемы современного представления о формообразовании женской одежды сложных форм. На конкретных примерах показана необходимость структурного подхода к формообразованию в одежде из текстильных материалов.» author=»Брезгина Светлана Аскольдовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]