Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Трансформации, происходящие в современном социуме, ставят перед социальными организациями все новые проблемы и вызовы, в результате чего процесс адаптации к ним становится непрерывным. Вопрос о реформе Организации Объединенных Наций ставился давно и на сегодня, несмотря на ее завершение, продолжает оставаться актуальным. Авторитет ООН в международном сообществе постепенно снижается, проявляется стойкая тенденция падения доверия к Организации и снижении ее роли в международных делах. Сегодня как никогда остро стоит проблема формирования и поддержания положительного имиджа ООН среди мирового сообщества, в том числе и среди российской общественности.

Организационная структура системы коммуникации ООН представляет собой важный компонент процесса формирования имиджа Организации, ее структурно-функциональную основу. Ее реформа является индикатором происходящих в ООН изменений в понимании роли коммуникации с общественностью, ее содержания, ее функциональной направленности. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение организационной структуры системы коммуникации ООН и ее реформирование в последнее десятилетие.

В новое тысячелетие ООН вступила в  с программой всеобщей реформы Организации, в сердцевину которой была поставлена реформа ее системы коммуникации. Программа реформы была сформулирована после всестороннего исследования, проведенного группой экспертов в области коммуникации. Результаты реформы представлены в форме доклада. [6] Чтобы разобраться в ее сущности, необходимо произвести структурно-функциональный анализ современной системы коммуникации Организации. Такой анализ предполагает аналитическое описание системы с точки зрения ее структуры и внутрисистемного соотношения элементов и выполняемых ими функций.

Информационное содержание сообщений ООН охватывает различные вопросы развития мира – политические, экономические, культурные и др., а также множество всеобщих проблем планеты от соблюдения прав человека до уничтожения болезней, грозящих вымиранием человечества, от программы по устойчивому развитию до защиты прав беженцев. Среди них самой главной является проблема предотвращения войн, обеспечения мира и безопасности на Земле. [2, с. 15]

В ООН такие глобальные цели трансформируются в функции ее органов, учреждений и организаций. Многие из этих структур рассматривают коммуникацию в качестве необходимого компонента своей деятельности, особенно в условиях глобализации, которая сопровождается стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На рубеже XX – XXI вв. важность коммуникации для достижения целей ООН стала осознаваться на всех уровнях управления Организацией и, в первую очередь, руководителями высшего звена.

В последнее десятилетие в ООН наметилась устойчивая тенденция расширения и укрепления коммуникационных компонентов в составе ее различных структурных образований. Практически каждый структурный элемент системы ООН имеет отделения, занимающиеся производством и распространением информации.

Система коммуникации ООН является сложным образованием, объединяющим элементы, имеющие различную интенциональную направленность и характеризующиеся устойчивой во времени системой взаимодействий. Центральным структурным звеном данной системы является Департамент общественной информации ООН (ДОИ ООН), который представляет собой общественную службу, состоящую из различных элементов, каждый из которых также имеет конкретные структурные особенности и цели.

Согласно Руководству по информации в ООН службы, программы или специализированные учреждения Организации насчитывают всего 53 элемента, 38 из которых имеют в своем составе службы, отделы или департаменты по «общественным отношениям», «внешним отношениям», «информации» или «отношениям с прессой» (пресс-службы).

Среди элементов системы ООН, участвующих в процессах производства и распространения общественной информации, важное место занимает Комитет по информации (КИ), как основной орган Генеральной Ассамблеи, отвечающий за формирование и исполнение политики ООН в области общественной информации. Комитету непосредственно подотчетен ДОИ с сетью информационных (в странах) [1, с. 5] и региональных (в регионах) центров (ИЦ и РЦ — соответственно) ООН.

Комитет по информации выполняет следующие функции:

— изучение политики и деятельности ООН в области общественной информации;

— содействие установлению упорядоченных и справедливых экономических отношений между государствами;

— содействие установлению нового, более справедливого и более эффективного международного порядка в области информации и связи и представление рекомендаций по этому вопросу ГА ООН;

— содействие укреплению мира между народами и международному взаимопониманию, основанному на свободной циркуляции и более широком сбалансированном распространении информации;

— оценка и развитие предпринимаемых усилий и прогресса, достигнутого ООН в области информации и связи.

Департамент общественной информации ООН от других элементов, участвующих в производстве и распространении информации Организации, отличает характер его мандата – это единственный орган, который занимается исключительно общественной информацией всей системы ООН в целом для «содействия в возможно большей мере правильному пониманию народами мира целей и задач Организации».  В силу этой своей особой роли ДОИ с момента создания несет на себе ответственность за имидж ООН в глазах общественности.

Возглавляет ДОИ заместитель Генерального Секретаря по коммуникации и общественной информации. Он отвечает за политику ООН в области коммуникации и общественной информации, общее руководство и стратегическое управление программой ООН в области коммуникации и общественной информации, как в центральных учреждениях, так и на местах.

П р и м е ч а н и е: ЦОЗ – центр обмена знаниями

Рисунок 1. Современная организационная структура  ДОИ ООН.

 

Заместитель Генерального секретаря определяет основные направления деятельности ДОИ, занимается решением конкретных вопросов политики и руководства и осуществляет административное, финансовое и кадровое управление работой Департамента. Кроме того, он руководит выполнением Департаментом функций, определяемых для ДОИ Комитетом по информации и Группой ООН по вопросам коммуникации.

Структурно-функциональная схема ДОИ отражает связи, отношения, распределение функций и приоритетные направления его деятельности. В составе Департамента функционируют следующие подразделения:

— канцелярия Заместителя Генерального секретаря в области коммуникации и общественной информации;

— административная канцелярия;

— канцелярия Пресс-секретаря Генерального секретаря;

— отдел стратегических коммуникаций;

— отдел новостей и средств массовой информации;

— информационно-пропагандистский отдел.

Канцелярия Заместителя Генерального секретаря и административная канцелярия выполняют функцию технической поддержки деятельности Заместителя Генерального секретаря в области коммуникации и общественной информации.

Канцелярия Пресс-секретаря Генерального секретаря занимается обеспечением контактов с прессой и другими СМИ по вопросам, касающимся работы Генерального секретаря и всей ООН в целом. Пресс-служба, входящая в состав Канцелярии, осуществляет планирование контактов Генерального Секретаря со СМИ и объясняет представителям медиа политику и деятельность ООН. Пресс-секретарь Генерального Секретаря проводит ежедневные брифинги для журналистов в Штаб-квартире ООН о работе Генерального Секретаря и об изменениях в системе ООН, включая Совет Безопасности, специальные организации, фонды, программы и другие важные структуры Организации. Пресс-секретарь подчиняется непосредственно Генеральному Секретарю ООН. Работа Канцелярии пресс-секретаря тесно связана с работой Отдела новостей и средств массовой информации, что обеспечивает координацию потоков новостной информации, исходящей от ООН. В процессе реформы были налажены специальные механизмы взаимодействия, заключающиеся в проведении ежедневных совместных совещаний служащих Канцелярии и Отдела.

Основная работа по осуществлению программ в области коммуникации и общественной информации приходится на три последних отдела, представленные в приведенном выше перечне. Среди них наибольший объем ресурсов приходится на стратегическое коммуникационное обслуживание и информационно-пропагандистское обслуживание. Так, в период с 2004 по 2014 гг. на данные подпрограммы приходилось примерно по 38 — 39 % регулярного бюджета ДОИ.

За разработку и осуществление программ в области стратегического коммуникационного обслуживания ООН отвечает Отдел стратегических коммуникаций. В его состав входят: служба коммуникационных кампаний, служба информационных центров и информационные компоненты подразделений ООН. Отдел занимается разработкой коммуникационных стратегий для распространения информации по приоритетным для ООН темам. Отдел стратегических коммуникаций выполняет следующие функции:

— подготовка, распространение и оценка информационных программ ООН в соответствующих областях;

— координация исполнения информационных программ внутри Департамента и среди других отделений и организаций системы ООН;

— производство информационных продуктов, необходимых для продвижения ключевых вопросов повестки дня с  ориентацией на глобальные медиа;

— оказание поддержки информационным центрам ООН на местах для осуществления намеченных стратегических коммуникационных программ;

— планирование и оказание помощи в вопросах коммуникации информационным компонентам операций по поддержанию мира.

Для выполнения этих функций Отдел проводит следующие мероприятия: организация выставок, групповых экскурсий, лекций, семинаров и просмотров видеофильмов по тематике ООН для правительственных должностных лиц, представителей СМИ, НПО, учебных заведений и др. аудиторий; выпуск буклетов, фактологических справок, настенных наглядных пособий, подборок информационных материалов.

Отдел новостей и СМИ производит и распространяет новостную информацию по всему миру посредством СМИ, оказывает поддержку журналистам в поиске материалов и обеспечивает непрерывный поток новостей из ООН. Новости распространяются на шести официальных языках ООН через центральный сайт ООН и сайты ИЦ ООН. Различные события, связанные с ООН, освещаются посредством распространения пресс-релизов, радио- и телевизионных программ и фотографий. Отдел занимается производством радио и телевизионных документальных материалов и новостных программ об ООН, изданием регулярных материалов о деятельности Организации (например, “Basic Facts About UN”) и обслуживанием веб-сайта ООН.

В состав Отдела входят служба Интернет, пресс-бюро, служба радио- и телевещания и служба телекоммуникационных компаний. Отдел функционирует при поддержке и в тесной координации с Канцелярией Пресс-секретаря Генерального секретаря ООН, а также за пределами центральных учреждений (в странах и регионах) — службами, информационными центрами, региональными центрами  Организации.

Информационно-пропагандистский отдел отвечает за распространение информации об ООН среди целевых групп общественности. Его главной функцией является образование и просвещение аудитории о целях и работе организации. В состав Отдела входят служба связи с гражданским обществом, секция сбыта и маркетинга и секретариат Издательского совета. К структуре Отдела в качестве самостоятельного компонента примыкает Библиотека и центр обмена знаниями им. Дага Хаммаршельда, которые осуществляют комплексное управление работой всех библиотек системы ООН. Фактическое вхождение в ДОИ библиотечной службы указывает на широкое понимание целей и функций коммуникации ООН и особое внимание к образовательной и социальной составляющей коммуникации. В данном случае коммуникация рассматривается как просветительская деятельность, направленная на формирование сознания, соответствующего высоким общегражданским целям ООН (см. рисунок 2).

Информационно-пропагандистский отдел обеспечивает:

— обслуживание делегаций, связи с гражданским обществом и программы для самой широкой аудитории; в рамках данного отдела существует секция учебно-просветительских услуг;

Рисунок 2 – Оценка связи ДОИ с глобальной системой библиотек

(Источник: Деятельность Департамента общественной информации: Доклад Генерального секретаря // Генеральная Ассамблея ООН; Комитет по информации: Тридцать четвертая сессия, 30 апреля – 11 мая 2012 г.: A/AC.198/2012/4)

— сотрудничество с неправительственными организациями и вузами;

— распространение информационных продуктов и услуг Департамента;

— организация экскурсий по важным темам, ежегодных треннинговых программ для журналистов из развивающихся стран;

— подготовка ответов на запросы представителей общественности и выступлений общественных деятелей по темам ООН;

— издание Ежегодника ООН и Хроники ООН.

Таким образом, структурно-функциональная организация ДОИ отражает общую концепцию и общее осуществление процесса коммуникации в ООН. Следует отметить, что в структуре ДОИ (в его двух главных подразделениях: Отделе стратегических коммуникаций и Отделе новостей и СМИ) заложено функциональное разделение стратегической деятельности (коммуникационные кампании по стратегически важным темам, определенным в Декларации тысячелетия) и тактической деятельности (ежедневный поток новостной информации от СМИ). Такое разделение требует особого внимания к координации работы Департамента.

Вместе с тем автор считает, что организация ДОИ на сегодняшний день требует дополнительной корректировки с тем, чтобы исключить дублирование функций между отделами и службами внутри Департамента. Существующая в ООН система коммуникации с внешней общественностью, в которой в качестве ключевых посредников в передаче сообщений ООН используются целевые аудитории – НПО, СМИ и вузы, — требует сосредоточения управления в одном структурном подразделении. В настоящее время данная функция в Департаменте разделена между Отделом стратегических коммуникаций, Отделом новостей и Информационно-пропагандистским отделом.

Список литературы:

  1. Информационный Центр ООН в Москве: Проспект. – М., 2014.
  2. Мы, народы: роль ООН в XXI веке. Доктрина информационная / Московская Академия информациологии. — М., 2000.
  3. Новое мышление для Организации Объединенных Наций // Хроника ООН : ежекварт. журн. — Нью-Йорк: ДОИ ООН. — Декабрь 2012 — февраль 2013. — № 4. — С. 4 — 5.
  4. ООН в России : [информ. журн.] / учредитель Представительство ООН в Российской Федерации. – М., май — июнь 2013. — № 3 (52). – Двухмес.
  5. Brooks, Roger The U.N. Dept. Of Public Information: House of Mirrors / Roger Brooks. — New York, 2004.
  6. Task Force on the Reorientation of United Nations Public Information Activities, Global Vision – Local Voice: A Strategic Communications Programme for the United Nations (New York: The United Nations).[schema type=»book» name=»СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» description=»В статье проводится структурно-функциональный анализ системы коммуникации ООН, работа которой направлена на формирование и поддержание имиджа Организации в современном мире, дается подробное функциональное описание Департамента общественной информации как центрального элемента данной системы, его основных компонентов, характеристика основных видов деятельности в рамках коммуникации и распространения общественной информации ООН в разных странах, в том числе и в России. В статье рассматриваются основные результаты реформирования организации, проведенного в начале XXI века.» author=»Щорс Татьяна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found