Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

С появлением и широким распространением информационно-коммуникационных технологий темп жизнедеятельности людей заметно ускорился, появились новые отрасли промышленности, новые технологии управления. Кроме того растет уровень давления общества на государство. В основе этого давления лежат требования социальной справедливости, эффективного управления, расширения гражданского участия, прозрачности и упрощения системы взаимодействия общества и государства. Так же повышается давление из вне. В мировом сообществе превалирует идея демократии с равными правами и свободами для всех граждан демократического государства, что является риском и вызовом для целостности той или иной общности. Снижается уровень доверия общества к государственной власти, как силе способной справляется с глобальными вызовами и экономической нестабильностью. Становится важным не только процесс управления, но и система коммуникации между обществом и государством [1].

Целью нашего исследования является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества на примере «Электронного правительства» и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества. Основными задачи исследования являются выявление и анализ особенности работы российского «Электронного правительства» в сравнении с международными аналогами, рассмотрение его роли в решении повседневных проблем граждан, выявление сильных и слабых сторон. Исследование нового вида диалога государства и общества позволит решить целый комплекс задач, начиная с рассмотрения меняющегося имиджа власти в глазах общества, проблемы компьютеризации населения и заканчивая анализом наиболее востребованных услуг населением на портале «Электронное правительство» [1].

С целью выявления эффективности реализации социальных услуг, предоставляемых населению, их качества и наличие обратного эффекта нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Для данного исследования использовалась выборка методом «снежного кома», ограниченная критериальным методом.

Исследование проводилось   на улицах города Санкт-Петербург. В опросе приняли участие 100 респондентов, выбранных случайным образом, без заданных стартовых условий.

В опросе приняли участие 68 женщин и 32 мужчины.

Среди опрошенных велико число лиц со средним (полным и неполным) образованием – 30%, что во многом определялось наличием школьников среди респондентов, средним специальным и неполным высшим образованием (студенты) – по 25%, а также лиц с высшим образованием – 20%.

Обращаясь к социальному статусу опрошенных, следует отметить доминирование наемных работников и учащихся. Минимально количество пенсионеров, что характерно для тех возвратных групп, которые представлены в случайной выборке.

Возраст основной части респондентов (34%) составляет 25-40 лет. 28 человек находятся в возрастной группе от 40 до 55 лет, 15 – в группе старше 55 лет, остальные – младше 25 лет.

При ответе на вопрос о пользовании социальными услугами, респонденты в большинстве случаев отвечали отрицательно (45%), 23% опрошенных пользуются ими очень редко, 8 человек пользуются иногда, 12 человек пользуются ими часто. Остальные опрошенные затруднились ответить (не все смогли объяснить, что входит в категорию социальных услуг.

На вопрос об изменениях социальных услуг большая часть респондентов ответила, что знакома с ними без особых подробностей (61%). Четверть респондентов знакомы с подробностями реформирования сферы социальных услуг, для 14% участников опроса информация оказалась новой.

При ответе на вопрос «Как Вы относитесь к тому, что государство активизирует процесс передачи части функций по оказанию социальных услуг негосударственному сектору – бизнесу и НКО?» было выявлено, что основная часть респондентов относится или положительно (40%), или скорее положительно (42%), что говорит о поддержки населением проводимых в России мероприятий по изменению статуса предоставления социальных услуг. Отрицательное отношение к происходящим процессам высказали 7% опрошенных, 1 человек затруднился ответить на вопрос.

Респонденты указали на необходимость расширения предоставляемых государством социальных услуг и степени их доступности населению. В устных комментариях лица, принимавшие участие в опросе, заявляли, что именно появление новых форм предоставления социальных услуг, в том числе и коммерческих, позволит не только увеличить доступность их для населения, но и повысит качество предоставляемых социальных услуг. Так, о необходимости повышения доступности предоставляемых государственных услуг заявили 67% опрошенных.

Для определения степени готовности населения к новым условиям предоставления государственных социальных услуг нами был задан вопрос о степени доверия населения к частному капиталу в сфере предоставления социальных услуг. Из полученных в результате опроса данных видно, что нововведение не пользуется большой популярностью среди населения, поскольку большая часть респондентов (63%) считают, что частный бизнес не в состоянии понять потребности простого человека, и не будут столь же эффективны, как государственные или муниципальные органы государственной власти. Хотя претензий к ним также достаточно. 68% населения недовольны качеством предоставляемых в государственных и муниципальных центрах социальных услуг, считая, что государство в данном случае не справляется с возложенными на него обязательствами по социальной поддержке населения. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимость реформ назрела, но население не имеет достаточной информации о том, в каком направлении будет действовать частный бизнес при предоставлении социальных услуг населению. Решением этой проблемы должна стать информационная пропаганда, решаемая в рамках, например, социальной рекламы.

Для определения уровня готовности населения к нововведениям в сфере предоставления социальных услуг нам был задан вопрос о возможности получения государственных и социальных услуг, не выходя из дома, через Интернет. Мнения респондентов были неоднозначны. Так, основная часть лиц пенсионного возраста выразилась неодобрительно по отношению к данному предложению. Поскольку считает, что электронные средства передачи информации не являются безопасными. Молодое поколение более позитивно встретила данное предложение. Исходя из соотношений в возрастном составе большая часть респондентов посчитала, что это удачное нововведение, трое затруднились ответить, остальные высказались негативно (23%).

Таким образом, проведенное исследование показало низкий уровень информированности населения Санкт-Петербурга о социальных услугах, предоставляемых населению. В связи с этим возникает острая необходимость расширить знания петербуржцев о наличии данных услуг и предоставлении информации в виде, например социальной рекламы.

Во-первых, электронное правительство является способом организации государственной власти, основанном на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Во-вторых, огромную роль в повышении включенности людей в информационное пространство, несомненно, сыграло развитие мобильных телекоммуникаций. Трансформирующее воздействие доступных мобильных телефонов с трудом может быть переоценено. При этом для более системного описание возможно выделение его различных аспектов, в том числе межличностных, социальных, экономических и политических.

По итогам 2012 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Сравнительный анализ мобильных сервисов показал, что наиболее приемлемым видом мультимедийных услуг является СМС [3].

В-третьих, опираясь на международный опыт можно говорить о перспективах мобильного правительства в России и наличии достаточного количества инструментов как технических, так и правовых для его реализации. С целью более эффективного развития мобильного правительства в России необходимо формирование государственной политики, направленной на повсеместную поддержку реализации программы мобильного правительства, развитие программы на локальном уровне, а также быстрая адаптация мобильных сервисов к изменению законодательства, развитию общества, изменяющимся социально-экономическим условиям.

Анализируя реализацию различных проектов в сфере мобильного правительства можно сделать вывод о том, что одним из ключевых факторов успеха ее реализации является правильно выстроенная схема государственно-частного партнерства, которое позволит сделать проект выгодным для всех участвующих сторон. Данный вывод подтверждается и многочисленными примерами из опыта зарубежных государств. Привлечение частных ИТ-компаний позволяет избежать значительных единовременных инвестиций в технологическую инфраструктуру и постоянных затрат на ее поддержание, связанных, например, с расширением штата ИТ-специалистов органов власти.

С другой стороны, партнерство государственных и частных организаций в данном случае касается лишь организации взаимодействия государства с потребителями его услуг (front-office). Соответственно, для успешного использования мобильного интерфейса необходимо существование и соответствующего уровня развития информационных систем самих органов власти (back-office). Так, например, для распространения информации о движении городского транспорта необходимо, чтобы такая информация существовала в явном виде в соответствующих базах данных. Таким образом, мы можем говорить о справедливости подхода к мобильному правительству лишь как к надстройке над электронным правительством. По сути, речь идет лишь о более полной реализации принципа одного окна и многоканального доступа к государственным услугам.

Из этого следует и содержательный вывод относительно перспектив и факторов реализации мобильного правительства в России. С одной стороны, спрос на мобильные государственные услуги является достаточно высоким, что связано с высоким уровнем распространения мобильной связи и менее острой проблемой цифрового неравенства (по сравнению с «традиционным» электронным правительством). В то же время, проблемы «стороны предложения», характерные для электронного правительства, в полной степени распространяются и на мобильные государственные услуги и, видимо, именно слабая готовность самих органов государственной власти является основным сдерживающим фактором в этой области. Тем не менее, реализация простых мобильных услуг, таких как информационные смс-рассылки или смс-заявки со стороны получателей услуг, не представляется слишком сложной. Значение же постепенного распространения мобильных услуг — как психологическое, так и функциональное — сложно переоценить.

В-четвертых, предоставление социальных услуг является важнейшим компонентом социального развития государства и поддержки населения. В этом процессе необходимо осуществлять коммуникации с населением, которое является потребителем данной услуги для обоснования реформ, их причин и возможных последствий. Без активного взаимодействия с населением не будет происходить  поддержка новых услуг и форм и предоставления, что снизить эффективность реформирования отрасли и получить негативное отношение населения к нововведениям.

В-пятых, проведенный анализ показал, что население информировано о наличии изменений в современной систем предоставления социальных услуг. Большая часть из опрошенных относится к нововведениям положительно но при этом отмечает низкую активность пользования данными видами услуг. Респонденты признаются, что не имеют достаточно информации, получаемой из средств массовой коммуникации о нововведениях и изменениях в сфере предоставления социальных услуг, какие последствия это может иметь, также они не отличаются активным пользованием информационного пространства для получении дополнительных социальных услуг удаленно, в виде запроса через сеть Интернет, лица старшего поколения не доверяют электронным ресурсам в качестве достоверного посредника между собой и органами государственной власти.

Имеет место низкий уровень информированности населения о предоставляемых социальных услугах, что обусловлено как недостаточным освещением данной информации в средствах массовой коммуникации, а также недостаточно активное использование населением, особенно старшей возрастной группы. При этом население испытывает потребность в получении данных услуг.

В-шестых, на основании социологического опроса было выявлено, что необходимо повысить привлекательность социальных услуг и уровень информированности населения о данной категории предоставляемого сервиса.  В качестве одного из наиболее эффективных инструментов реализации этого положения выступает социальная реклама. Которая позволяет активно использовать инструменты связей с общественностью, формирования положительного имиджа предоставляемых социальных услуг, просто информирования населения о наличии новой услуги, в которой заинтересованы сами жители [2].

Список литературы:

  1. Виноградова Н.С., Моисеева О.А. «Электронное правительство» в современной коммуникации: исследование феномена [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  2. Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Открытое правительство и «Электронное правительство» в мире [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  3. Измерение эффективности электронного правительства: из доклада ООН «Электронное правительство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/448/60869.php
  4. Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Open Government and “E­Government” in Russia/ Открытое правительство и «электронное правительство» в России Sociology Study,January 2015, Vol. 5, No. 1, P. 29-38.
  5. Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Исторический и социально — политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью /Historical and socio-political aspect of the «e-government» in the Information Society
    as a new kind of public relations Ценности и смыслы, №2, 2015 (стр.29-32)[schema type=»book» name=»СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» description=»Целью исследования является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества, на примере «Электронного правительства» и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества. Основными задачи исследования являются выявление и анализ особенности работы российского «Электронного правительства» в сравнении с международными аналогами, рассмотрение его роли в решении повседневных проблем граждан, выявление сильных и слабых сторон. Исследование нового вида диалога государства и общества позволит решить целый комплекс задач, начиная с рассмотрения меняющегося имиджа власти в глазах общества, проблемы компьютеризации населения и заканчивая анализом наиболее востребованных услуг населением на портале «Электронное правительство».» author=»Виноградова Надежда Сергеевна, Моисеева Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found