Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей [1,с 12].
С точки зрения социологии коррупция — это особая социальная структура, которая представляет собой набор стабильных и достаточно универсальных норм или принципов взаимоотношений между людьми. Природа коррупции такова, что сама она не может стать самостоятельным социальным институтом. Коррупция является частью самых обычных межличностных социальных отношений или вариантом таких социальных структур, которые обычно называются «друзья», «родственники», «фанаты» и т.д.
В современной России коррупция представляет собой системное явление, существующее «не по законам» официальных социальных институтов, а «по законам» неписанных норм и правил, она существует по законом «обычаев», которые используют принцип «делай как я» и передаются от поколения к поколению, от человека к человеку.
Одна из основных причин коррупции состоит в комплексном несовершенстве системы контроля и законодательства, регулирующего отношения структур управления и бизнеса, государственных служащих и частных лиц, государства и граждан.
Другим важным мотивом коррупции является карьерный рост. Для достижения этой цели деньги преобразуются во власть и наоборот. Головокружительная карьера и фантастическое обогащение идут рука об руку.
Объективные причины — «недостатки политической системы» могут стать
системным фактором, толкающим человека в объятия коррумпированного
соглашения, и похоже, что политики, появившиеся в результате такой
«политической системы, находятся в зависимости от коррумпированных структур [2].
Невозможно дать однозначного ответа на вопрос, вызовет ли исчезновение коррупции «развал» экономической системы или «паралич» власти. Суть такой неоднозначности в том, что в России, как и во многих других странах мира, коррупция является неотъемлемой частью социальной реальности и что невозможно избавиться от коррупции в обозримом будущем.
Однако сегодня уже ни одна страна не может считать себя «застрахованной» от коррупции. Мир глобализируется, а следовательно, коррупция становится уже не проблемой отдельных стран, а планетарной проблемой. И эта тенденция постепенно все больше осознается [3 с.96-98].
Можно добавить к этому еще, как минимум, три очевидных аргумента, свидетельствующих об опасности коррупции.
Аргумент первый. Взаимозависимость экономик, в том числе финансовых рынков развитых и отчасти развивающихся стран, не только представляет собою определенное благо, позволяя свободно перемещаться капиталам, товарам и услугам, но и существенно повышает риск обвального разрушения мировой экономической системы в случае краха хотя бы одного из крупных рынков. Нет нужды говорить, что сегодня рынок может разрушиться вследствие повышения уровня его коррупционности. Другими словами, глобализация экономики несет с собою и глобализацию коррупции.
Аргумент второй. Одной из главных угроз отдельным странам и международной безопасности стал терроризм. Но терроризм успешен во многом благодаря именно мелким и крупным коррупционным сделкам. Как у террориста, так и у коррупционера «нет родины». У них есть только личные цели, хотя для террористов-организаторов эти цели артикулируются как «идейные». Как бы то ни было, сплав терроризма с коррупцией являет собой гремучую смесь, способную взорвать национальную и международную безопасность.
Аргумент третий. Высокий уровень коррупции становится удобным поводом для политических спекуляций и легко приводит к власти силы тоталитарного порядка. Разумеется, коррупция в условиях диктатуры и тотального контроля не уменьшается, а только видоизменяется. Во-первых, осознание обществом масштабов коррупции затушевывается в силу закрытости диктаторских режимов, а во-вторых, даже если такое осознание возникает, оно не влияет на масштабы коррупции, ибо демократические институты уже не действуют. Угроза установления подобных режимов опасна не только для самих переходных стран, но и для их соседей, а также для всего мирового сообщества, ибо нынешнее устройство мирового порядка, включающее, например, понятие «страна-изгой», существенно снижает уровень международной безопасности.
Коррупцию необходимо рассматривать как общественно опасное явление, отрицательно сказывающееся на экономической активности населения, политической стабильности, подрывающее авторитет государственной власти, демократические институты, морально-этические ценности и веру в справедливость, наносящее ущерб устойчивому развитию гражданского общества и правопорядку. Поэтому борьба с этим негативным явлением, являющимся фактором стагнации экономики и социального неравенства, продолжает оставаться принципиальной задачей [4]. Для ее реализации в числе главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу определено совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией [5].
Измерение объемов коррупционной преступности зависит не только от состояния действующего российского законодательства, но и от позиции, занимаемой гражданским обществом по отношению к сложившейся коррупционной ситуации в стране, что предопределяет возможность для выделения, так называемого, социального аспекта. При этом в сферу внимания попадает не только отношение общества к коррупции в целом, но и к наиболее опасной форме ее проявления — преступной коррупции [6 с.6].
В настоящее время в обществе сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, создался достаточно широкий и многочисленный слой граждан, заинтересованных в сохранении основанных на коррупции отношений, с другой — все большая часть граждан испытывает на себе пагубные последствия коррупции.
Измерение объемов коррупционной преступности представляет собой элемент государственной антикоррупционной стратегии, способствующий оценке ее уровня в стране и выявлению сфер повышенного коррупционного риска, в которых уровень преступной коррупции наиболее высок и должен рассматриваться как приоритетная проблема. Регулярные обследования уровня этого социально опасного явления служат источником данных о фактах, порождающих преступную коррупцию, и помогают выработать адекватные антикоррупционные меры, в том числе уголовно-правового характера. К ним, в частности, следует отнести усиление мер уголовной ответственности за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки путем установления штрафов в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, а также введения в качестве отдельного самостоятельного состава, предусматривающего ответственность за посредничество во взяточничестве [7].
Однако предпринимаемых лишь одним государством для этого усилий явно недостаточно — необходимо использовать в этой сфере деятельности все институты гражданского общества, поскольку от непосредственного участия самих граждан зависит очень многое.
Решение задачи по коренному перелому общественных стереотипов сознания и формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции должно обеспечиваться путем планомерного повышения правовой культуры населения: каждый российский гражданин должен четко знать, что от его поведения зависит рост всеобщего благосостояния. Причем антикоррупционное воспитание должно начинаться еще в школе, где детей должны учить противостоять коррупционерам и, в частности, вымогателям взяток. Подрастающему поколению необходимо объяснять, в чем заключается опасность коррупционного поведения и пагубные последствия коррупции. Следует определять дозволенные законом пути разрешения проблем, возникающих в жизни.
Было бы наивно надеяться, что такое социальное явление, как коррупция, зародившееся с момента образования первых государств и являющееся «ровесником» человеческой цивилизации, в нашем обществе будет искоренено в ближайшее время. Также не стоит рассчитывать на возможную выработку адекватных государственных мер, предпринимаемых с целью снижения коррупционной преступности до социально терпимого уровня, без содействия гражданского общества в определении ее истинных объемов, которые должны находить свое отражение в системе уголовно-правовой статистики.
За последние годы коррупция стала одной из главных опасностей, грозящих не только экономике России, но и национальному интересу, нравственности нашего государства. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастанию социальной напряженности в стране.
В данной ситуации для любого государства становится необходимым осуществление постоянной антикоррупционной политики. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в таких условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания. Только планомерное, последовательное проведение антикоррупционной политики позволит урегулировать эту проблему.
Список литературы:
- Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов факультета государственного управления. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ); Под ред. Г. А. Сатарова М. : СПАС , 2004. — 307 с.
- Дахин А., Макарычев А., Сергунин А. // Коррупция в России – политические, правовые, социальные и международные аспекты//https:// transparency.az/transpfiles/113.pdf
- Литвинова Ю.И. Антикоррупционная политика как предмет правового исследования //Философия права. 2006.№ 3,с.96-98.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. // Российская газета № 271 01.12.2010.
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.// https://www.consultant.ru/
- Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. N 6. С. 6.
- ФЗ от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ // Российская газета. 06.05.2011.// type=»book» name=»СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ» description=»Статья посвящена коррупции, причины которой в комплексном несовершенстве системы контроля и законодательства, регулирующего отношения структур управления и бизнеса, государственных служащих и частных лиц, государства и граждан.» author=»Васильева Инна Анатольевна, Бунина Аксана Федоровна, Антонова Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]