Изменения политической, экономической и социокультурной ситуации в России, приобретшие кардинальный характер на рубеже 1980 — 1990-х гг., затронули все направления музейной деятельности. Главной задачей, стоявшей перед коллективом Томского краеведческого музея на рубеже веков, являлась разработка новой экспозиции. Дело в том, что с конца 1980-х гг. музей, закрытый сначала на косметический, а затем и капитальный ремонт, не имел постоянной экспозиции. Созданный тогда же проект экспозиции, в основу которого были положены формационное членение экспозиционного пространства, устаревшие, использовавшиеся еще с 1930-х гг. тематический и систематический методы показа, невозможно было осуществлять в новых условиях. По мнению руководства и научных сотрудников музея, требовалась модернизация экспозиционных планов, создание впечатляющей, эмоционально-выразительной, зрелищной экспозиции [1. Л. 2.].
В ТОКМ была сформирована творческая группа в составе Л.А. Тимофеевой, Е.А. Андреевой, Н.А. Тучковой, Ю.К. Рассамахина, Т.П. Смердиной, Е.Б. Родионовой, Т.Ю. Назаренко, Л.Н. Приль во главе с заместителем директора по культурно-образовательной работе Н.Л. Сенюковой. Силами этой группы началась разработка нового экспозиционного проекта, который был завершен в 2003 г.
Авторами будущей экспозиции в ее основу были взяты положения концепции, предложенной в 1984 г. заместителем директора музея по научной работе Н.Я. Сергеевой. Они позволяли разработать новую структуру краеведческого музея, отойдя от «традиционной» (природа – история досоветского общества – история советского общества). В качестве ведущей идеи экспозиции данная концепция выдвигала идею выявления на краеведческом материале отношения внутри концепции «природа – общество – человек». Эта концепция предлагала свежий, современный подход к структуре краеведческого музея. Будущая экспозиция предполагалась в виде четырехчастной системы.
Первая часть экспозиционного плана включала два раздела: 1. Томский край (территориальное, административное, социально-экономическое представление о Томской области). 2. Человек в мире (представление о взаимосвязи человека и природы, отраженное в последовательно сменяемых экспозиционных комплексах, посвященных миру и его отражению в языческом, монотеистическом и научном мировоззрении). Во второй части планировалось 7 разделов: 1. Древнейшее прошлое края до XVII в. (расселение и образ жизни коренных и пришлых этносов, часть из которых имеет связи с современными аборигенными сибирскими этносами). 2. Коренное население края в XVII в. и его традиции природопользования. 3. Присоединение края к Русскому государству (создание Томского острога и других крепостных сооружений Томского края, первые монастыри). 4. Край в XVII–середине XIX в. (характеристика традиционного крестьянского уклада, показ территории Томской губернии, особенностей ее развития в связи с разработкой алтайских месторождений). 5. Основание Томского университета; становление Томска как ведущего центра исследования зауральской территории России. 6. Томский край в конце XIX–начале XX в. (строительство Сибирской железной дороги, изменения в природно-хозяйственном, социокультурном, бытовом укладах Томского края). 7. Проблема выбора; будущее Сибири и Томского края в представлениях общественно-политических и культурных деятелей; обострение многих проблем развития, в том числе отношения между сибирскими губерниями и центром страны.
Третья часть экспозиции «Актуальные проблемы Томского края XX–начала XXI в.» проектировалась в формате сменных выставок. Намечены были такие темы: «Природно-хозяйственный комплекс Томского края», «Томские ученые и освоение Западной Сибири», «Город и экология». Четвертая часть содержала материалы о ратной истории томичей, начиная от Томского пехотного полка, сформированного на томской земле в конце XVIII в., включая участие томичей в войнах XIX – XX вв. и завершая участием в локальных военных конфликтах последней четверти XX в.
Осуществление экспозиционных планов предполагалось с использованием таких методов построения экспозиции, как коллекционный, ансамблевый, ландшафтный, комплексно-тематический, музейно-образный. Был составлен подробный тематико-структурный план новой экспозиции, в котором указывались все разделы, темы, комплексы и конкретное предметное содержание каждого комплекса. Например, тема «Томск – административный, экономический, духовный, культурный центр губернии в XIX в.» включала в числе других комплекс «Основные социальные группы городского населения Томска». Содержание комплекса планировалось раскрыть с помощью подлинных документов, портретов и фотографий известных горожан, представить также городские типажи. Используя коллекции мебели, тканей, предметов прикладного искусства из фондов музея, авторы экспозиционного плана предлагали реконструкцию уголка гостиной в доме золотопромышленника И.Д. Асташева.
Научная концепция и выполненный профессиональными дизайнерами архитектурно-художественный проект постоянной экспозиции ТОКМ были утверждены ученым советом музея, получили положительный отзыв научно-методического совета Государственного исторического музея, Центра проблем информатизации культуры Министерства культуры РФ. Проект новой экспозиции был также одобрен научным советом музеев Сибири, имел положительные отклики от участников ряда научно-практических конференций. Новую стационарную экспозицию Томского областного краеведческого музея планировалось открыть в 2004 г., когда Томск праздновал свой 400-летний юбилей. Кроме того, в 2004 г. отмечалось 200 лет со времени образования Томской губернии и 60 лет Томской области. Однако по причине отказа в выделении денежных средств на подготовку экспозиции ее проект не был реализован. Но идеи и конкретные наработки в ходе выполнения экспозиционного проекта использовались на практике во время реэкспозиции Нарымского музея политической ссылки в 2001 г., создания стационарной экспозиции «Томичи в боях за Родину» (в здании бывшего гарнизонного Дома офицеров в 2005 г.), в оформлении ряда корпоративных музеев.
В отсутствие постоянной экспозиции в Томском краеведческом музее, при явном недостатке технических средств, фондового оборудования, выход нашли в организации временных выставок. В условиях определенной нестабильности начала 1990-х гг. именно выставочная деятельность оказалась наиболее приемлемой. Во-первых, выставки не требовали таких больших затрат, как стационарная экспозиция, их можно было гораздо быстрее корректировать и изменять. Во-вторых, наличие на выставках подлинных музейных предметов отвечало основным задачам и функциям музея и давало музейным сотрудникам чувство удовлетворенности своей работой.
В 1990 – 2000-х гг. ТГОИАМ (ТОКМ) организовывал выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, в выставочном зале г. Северска, в помещениях Томского высшего военного командного училища связи, а затем и в собственных помещениях. Популярностью пользовались такие выставки, как «Бабья дорога от печи до порога» (по этнографии русских), «Наше наследие» (к 70-летию Томского краеведческого музея), «Буддийская коллекция ТОКМ», «Дамский мир» (совместно с томскими коллекционерами и Томским драматическим театром), «Сибирское искусство. Связь времен» (совместно с ТОХМ и МАЭС ТГУ), «Томичи – защитники Отечества», «Дочери Сарры», «Томская власть: вчера, сегодня, завтра». Проводились временные выставки, приуроченные к определенному событию или празднику, например, «Томская масленица», «Пасха», «Открытие Сибири». Осуществлялись передвижные выставки – «По дорогам войны», «Юные томичи Томску», «Народные промыслы и ремесла Сибири» и др. Кроме того, в залах Томского краеведческого музея проводились выставки материалов из музейных фондов Северска, Омска, Новокузнецка, Санкт-Петербурга.
За выставками культурно-исторической тематики последовала работа по изучению старинных ремесел. Как следствие, в 1998 г. в Томском музее были подготовлены и проведены выставки «Бисерное чудо», «Второе рождение дерева» [ 2. Л. 10.].
Сотрудники музея создали ряд долговременных выставок, работавших по несколько лет и частично возмещавших отсутствие постоянной экспозиции. Именно такую роль сыграли выставки «Животный мир Томской области»,«Искусство ГУЛАГа», «В гостях у господина Асташева».
Для расширения информационного поля музея в 1999 г. в Интернете открылась музейная страница «По выставкам Томского краеведческого музея». Первыми были показаны выставки «Пейзаж П.М. Кошарова» и «Дочери Сарры». А в 2000 г. был создан музейный web-сайт, на котором размещается информация о музее, его структуре, коллекциях, публикациях, текущих выставках, дается краткое описание выставочных экспонатов. Разработкой и последующим пополнением сайта занимались сотрудники музея Е.Д. Кижнер и Д.В. Загоскин [3].
Список литературы:
- Архив Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова (ТОКМ). Оп. 1. Д. 1324. Л. 2.
- Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. Л. 10.
- https://tomskmuseum.ru/ (дата обращения – 12.03.2015)[schema type=»book» name=»ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ВЫСТАВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1980—2000-Е ГГ.» description=»В статье были изучены условия и обстоятельства создания новой экспозиции Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова на рубеже веков; раскрыта концепция новой экспозиции; дана характеристика временным выставкам.» author=»Григорьева Светлана Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]