Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ ПАМЯТНИКОВ ПЕРВЫХ ВЕКОВ Н. Э. ФЕРГАНЫ

Ферганская долина является регионом с разнообразными физикогеографическими и климатическими условиями. Фергана, как и другие историко-культурные регионы Средней Азии была заселена уже в древности. В эпоху поздней бронзы на территории долины существовали две хозяйственнокультурные традиции, которые в науке получили название «Кайрак-кумская культура» [17, с. 88-287] и «Чустская культура» [12, с. 11-49]. Эти культуры своеобразно развивались в земледельческих и скотоводческих общинах и более позднего периода.

В 50-х годах ХХ века сотрудниками Ферганского областного краеведческого музея были начаты работы по изучению археологических памятников южной части Ферганской области, в результате которых на археологическую карту области было нанесено 54 новых археологических пункта. Проведенные сотрудниками Ферганского областного краеведческого музея Б.З.Гамбургом и Н.Г.Горбуновой разведки охватили территорию Ферганского и Кувинского районов, а также Кувасая, где были зафиксированы в основном археологические памятники двух типов: 1) городища и тепа; 2) могильники [5, с. 5]. В этой экспедиции было зарегистрировано в основном три типа надмогильных сооружений: выкладки, курганы с насыпями из камня и курганы с земляными насыпями. Как отмечают авторы, никакой закономерности в топографии каменных и земляных курганов не наблюдается [5, с. 8]. Ознакомление с публикациями по могильникам Ферганской области показывает такую же картину.

Изучаемый нами Куприкбашинский могильник также входит в группу курганов с земляными и каменными насыпями. Эта группа могильников впервые была обследована экспедицией Ферганского краеведческого музея в 1954 г. [4], но в отдельности она не упоминалась в кратком отчете Б.З.Гамбурга и Н.Г.Горбуновой, опубликованном в 1959 г. [5]. Позднее в отчете о работах по археологической карте Ферганской области, составленном Н.Г.Горбуновой по Исфайрамсайскому микрооазису отмечен 21 археологический памятник, в число которых входил и Куприкбашинский могильник [7, с .8]. Этот могильник находится справа и слева от дороги Ляган-Кувасай, возле адырной полосы левого берега Исфайрамсая, после спуска с перевала перед кишлаком Куприкбаши. По описанию Н.Г.Горбуновой, в годы проведения разведок могильник был расположен по гребню адыра на отрогах его маленьких, сходящих на нет увалах. В то время он состоял из двух, мало удаленных друг от друга групп. В первой группе (ближе к селу Куприкбаши) было насчитано 26 курганов с земляной насыпью (диаметром – 10-15 м.; высотой – 0,5-1 м.). Во второй группе 10 курганов с насыпями из камня (диметром – 6-10 м.; высотой – 0,2-0,5 м.). Эта группа продолжалась к востоку до конца адыра – 0,5 км. от дороги из Лягана в Кувасай, где находится современное кладбище [7, с. 8-9].

В 2013 году археологическая экспедиция, проведенная Институтом археологии АН РУз определила, что из этих курганов сохранились только 10 [20, с. 193], потому что эта местность была использована как кладбище для местного населения. В результате из целой группы курганов остались только несколько погребений. Вместе с тем, в процессе сооружения новых могил, местным населением найден ряд целых сосудов. Первая партия керамических сосудов собрана археологом М.Х.Исамиддиновым ещѐ в 2006 году и передана в областной краеведческий музей Ферганской области. Вторая партия керамических сосудов была собрана автором данной статьи и студентом ФерГУ Н.Ш.Камбаровым в 2015 году. Исследование этих материалов позволяет представить некоторые предварительные заключения по керамическому комплексу Куприкбашинского могильника и его датировке.

Ниже представлено краткое описание керамических    форм

Куприкбашинского могильника.

Весь керамический комплекс подразделяется на станковую и лепную. Среди станковой керамики особо выделяется наличие широких, тонкостенных мисок с перегибом. Она изготовлена из хорошо отмученной глины и с двух сторон покрыта ярким красновато-коричневым ангобом. Толщина стенок колеблется в пределах 0,3-0,5 см. Такая толщина керамической посуды указывает на высокую степень качества изготовления (рис.1.1). Аналогии подобным мискам с перегибом (рис.1.7) широко известны по многим памятникам Ферганской долины [10, с. 29. Рис.3.2,7; 2, с. 62. Рис.21.3-4; 19, с. 205. Рис.42.6; 1, с. 298. Рис.200.2-5; с. 304. Рис.206.1-9]. К примеру, данные формы близки к материалам из Куюк-тепе, Ахсикета (Наманганская область) и Маргилана (Ферганская область), однако они несколько глубже по отношению к куприкбашинским. Наибольшее сходство куприкбашинский артефакт имеет с мисками, найденными из Кугай-тепе [14, с. 141. Рис.24.7,10], поселения 5а в Керкидоне [10, с. 29. Рис.3.2] и могильника Хангиз II [11, с. 111. Рис.2.9,11]. Проанализировав миски с перегибом из Гайрат-тепа, В.И.Козенкова датирует их не ранее III-V вв. н. э. и началом V-VI вв. [13, с. 234], а Н.Г.Горбунова приводя все материалы Ферганской долины комплексно, считает, что эти миски характерны с найденными мисками из Гайрат-тепе I – II, Мунчак I – II, Куюк I, Ашт III, которые датируются также в основном I-IV и IV-V вв. н. э. [8, с 141]. На наш взгляд эти датированные комплексы Н.Г.Горбуновой и В.И.Козенковой более точные.

Из Куприкбашинского могильника найден еще один фрагмент цилиндроконического сосуда с плоско-срезанным донцем (рис.1.2). По форме сосуд напоминает цилиндроконическую посуду середины первого тысячелетия до н.э. Согда, Бактрии и Маргианы. Однако, Куприкбашинский сосуд целиком изготовлен на гончарном станке, из хорошо отмученной глины и покрыт с двух сторон темно-красным, переходящим на коричневатый, ангобом. Однако, толщина стенок (0,5-0,7 см.) сосуда намного превышает толщину аналогичных по величине сосудов. Соотносимая посуда была найдена в период раскопок на могильнике Хангиз [5, с. 17. Рис.5.5]. Аналогичные сосуды, найденные на поселениях Майда-тепе, Мыкты-курган, Чун-тепе, Гайрат-тепе I, II и на поселении 5А в Керкидоне были отнесены Н.Г.Горбуновой к группе II [6, с. 77.]. Такой же баночный сосуд, входящий в эту группу имеет слегка скошенные ко дну стенки, иногда имеет слабое рифление или опоясывающие в 2-3 местах выпуклые пояски (рис.1.8). Орнамент заполняет либо 2/3 поверхности сосуда целиком, либо располагается вертикальными и горизонтальными рядами, но во всех случаях самая нижняя часть не орнаментирована. Ангоб большей частью тусклый, блестящий редко. Диаметр 10 – 15 см, высота 18 – 20 см, диаметр дна 7 – 10 см. [6, с. 80. Рис.3. IIа]. Но надо отметить, что этот сосуд только с виду очень похож на Куприкбашинский сосуд. Однако найденная нами керамика покрыта темно-коричневым ангобом и не имеет процарапанный орнамент

(рис.1.2).

Особо следует отметить мнение Б.З.Гамбурга и Н.Г.Горбуновой о том, что форма посуды в виде вытянутого высокого бокала с расширяющимся устьем и небольшим перехватом внизу является оригинальной находкой для Ферганы. Наиболее близкий аналог, по нашему мнению, был получен при археологическом исследовании на могильнике Хангиз [5, с. 17. Рис.5.5]. Последний соответствует среднему этапу (I-IV вв. н.э.) КугайскоКарабулакской культуры [10, с. 42-43. Рис.10]. К тому же периоду Б.А.Литвинский относит и Варрухский могильник [16, с. 50-51].

Из Куприкбашинского могильника представлена глубокая, широкогорлая горшковидная посуда в двух экземплярах, со слегка расширяющимися к верху стенками конической формы (рис.1.3,4). Вместе с тем одна посуда с наружной стороны разделена на три секции с валикообразными поясками. С наружной стороны посуда покрыта темно-коричневым ангобом. Сверху ангоба острым инструментом нанесен процарапанный орнамент, состоящий из треугольников, заполненных косыми штрихами и зигзагообразным, волнистым орнаментом (рис.1.4). Подобная посуда встречается в начале среднего этапа КугайскоКарабулакской культуры и относится к первым и четвертым векам н.э. [9, с.

  1. Рис.2.57]. Аналогия подобных горшков было найдена и на могильнике Хангиз II (рис.1.10).

Следующая группа керамики – это посуда, изготовленная лепным способом. Характерно, что среди собранных нами фрагментов керамики имеется кружка, изготовленная лепным способом, со слегка закругленной формой и вздутым туловом. Сосуд с наружной стороны имеет прилепленную к туловищу ручку и не имеет ангобного покрытия (рис.1.5). Такие сосуды зафиксированы в могильнике Хангиз II (рис.1.11) и Мунчактепа [18, с. 144. Рис.27.8]. Очень близкие к куприкбашинской керамике параллели имеются в подобных артефактах Ташкентского оазиса [3, с. 75. Рис.7.8; 21, с. 103.

Рис.32.10; 22, с. 203. табл.I.E, с. 205. табл.I.K].

Кроме вышеописанной посуды одним экземпляром представлен лепной кувшин со слегка закругленным, или вздутым туловищем. На слегка сужающемся плечике и устье прикреплена ручка округлой формы. Черепок сосуда в срезе светло-коричневого цвета, поверхность серовато-розового цвета (рис.1.6). Такие лепные кувшины массово представлены на джеттыасарской и каунчинской культурах бассейна средней и нижней Сырдарьи [15, Рис.86-87, Рис.118.1,14] и относятся к IV-VI вв. н.э. (рис.1.12).

В заключении можно сказать, что находки Куприкбашинского могильника можно отнести к среднему и началу позднего периода КугайскоКарабулакской культуры Ферганы [10, c. 42]. Таким образом, судя по представленной керамике начиная с первых веков нашей эры, прослеживаются следы проникновения и влияния из присырдарьинских степных зон кочевых скотоводческих племен. Среди них были племена, носившие в себе элементы каунчинской и джеттыасарской культур. Видимо, они совершали погребальный обряд с захоронениями в подбойных и катакомбных могилах. Однако, точное определение относительной даты и формы погребального обряда можно будет установить только после раскопочных работ в остальных, неразрушенных курганах Куприкбашинского могильника.

Рис. 1. Керамические комплексы


Список литературы:

  1. Анарбаев А.А. Ахсикет – столица древней Ферганы. – Ташкент.: Tafakkur, 2013. – 535 с.
  2. Анарбаев А.А., Максудов Ф.А. Древний Маргилан. – Ташкент.: Фан, 2007. – 160 с.
  3. Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. – Ташкент.: Фан, 1982. – 212 с.
  4. Гамбург Б.З., Горбунова Н.Г. Дневник археологической разведки по районам Ферганской области. Июнь-июль, 1954 г. // ФОКМ. НА. №71. 1954 г. Курган №20. (рукопись).
  5. Гамбург Б.З., Горбунова Н.Г. Археологические работы Ферганского областного краеведческого музея в 1953-1954 гг. (краткий отчет) // ИМКУ. – Ташкент, 1959. №1. – с. 5-22.
  6. Горбунова Н.Г. Некоторые вопросы хронологии Ферганской керамики с красным ангобом. // АСГЭ. Л., 1971. №13, – с. 73-93.
  7. Горбунова Н.Г. Отчет о работах по археологической карте Ферганской области в 1973 г. // ФОКМ. НА, 011. №418. – С. 8-9.
  8. Горбунова Н.Г. Керамика поселений Ферганы первых веков нашей эры // Труды Государственного Эрмитажа. – Л., 1979. том. ХХ. Искусство, – с. 114-146.
  9. Горбунова Н.Г. Некоторые особенности формирования древних культур Ферганы. // АСГЭ. Л., 1981. №25. – с. 99-107.
  10. Горбунова Н.Г. Кугайско-Карабулакская культура Ферганы // СА. М., 1983. № 3. – с. 23-46.
  11. Горбунова Н.Г. Могильник Хангиз II в Фергане // АСГЭ. Л., 1991. Вып. 31. – c. 107-120.
  12. Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы // МИА, М., 1962. №118. – 327 с.
  13. Козенкова В.И. Гайрат-тепе (К истории поселений Ферганы первой половины I тысячелетия) // СА. М., 1964. №3. – с. 218-237.
  14. Латынин Б.А. Некоторые итоги работ Ферганской экспедиции 1934 г. // АСГЭ. Л., 1961. №3. – с. 109-170.
  15. Левина Л.М. Джеттыасарская культура. В книге: Низовья Сырдарьи в древности. Вып. IV. Часть 3-4. Могильники Алтынасар 4. – Москва.: 1994. – 312 c.
  16. Литвинский Б.А. Археологическое изучение Таджикистана советской наукой (краткий очерк) // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР. т. XXVI. – Сталинабад. 1954. – 166 с.
  17. Литвинский Б.А., Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайрак-кумов (Древнейшая история северного Таджикистана). – Душанбе. Из-дат. АН Таджикской ССР, 1962. – 341 с.
  18. Матбабаев Б.Х. К истории культуры Ферганы в эпоху раннего средневековья (по материалам погребальных и городских памятников). – Ташкент.: Tafakkur, 2009. – 176 с.
  1. Матбабаев Б.Х., Машрабов З.З. Древний и средневековый Андижан. – Ташкент.: Sharq, 2011. – 256 c.
  2. Отчет о работах по составлению свода археологических памятников Ферганской области. – Самарканд. 2014. – 235 с.
  3. Филанович М.И. Шаштепа – древнейшее поселение оседлых земледельцев на территории Ташкента. В книге: У истоков древней культуры Ташкента. – Ташкент.: Фан, 1982. – 197 с.
  4. Филанович М.И. Ташкент: зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент.: Фан, 1983. – 230 c.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ ПАМЯТНИКОВ ПЕРВЫХ ВЕКОВ Н. Э. ФЕРГАНЫ » description=»В статье даются научные выводы о памятниках первых веков н.э., относящихся к культуре скотоводческих племен юго-восточной части Ферганской области. Также вкратце проанализирована датировка найденных артефактов. » author=»Рахманов Зафар Одилович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(1)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found