В современной исторической науке идет процесс изменения исследовательского пространства местной истории. В условиях множественных вызовов мировой глобализации сформировалась идея глокализации, которая по времени совпала с выработкой принципов новой исторической науки». Это отмечено переходрм от приоритета истории государства в целом к истории человека во всех формах гуманитарной деятельности, а так же переход от описания и объяснения к рефлексии по поводу исследовательской практики, к анализу смысловых, структурных оснований исторической реальности, переориентация от «истории сверху» к «истории снизу». В связи с обозначенными процессами соответственно возникают новые проблемы, к одним из которых относятся проблема источников в «новой истории», а так же проблема «исследователь – источник».
Все сложившиеся обстоятельства, в том числе и постмодернистский кризис метаистории, поставили профессиональных историков в условия, которые выходят за рамки привычных национальных и европоцентристских практик. По мнению С.И. Маловичко и Т.А. Булыгиной: «сейчас профессиональное историческое сознание ведет интенсивный методологический поиск, рефлексирует о творческом процессе, о творении научного текста, который при всем желании автора быть объективным, все рано наполняется смыслом, заданным рассказчиком». [1. С.9]. В связи с этим в 2000-ых годах в России стала формироваться такая самостоятельная субдисциплина как «новая локальная история». Целью «новой локальной истории» — в отличие от социокультурных конструкций универсальной историографии — является осмысление локальных сообществ в качестве субъектов исторического процесса. Для работы в данной области на базе бывшего Ставропольского государственного университета, ныне Северо-Кавказский федеральный университет, был сформирован региональный научно-образовательный центр «Новая локальная история», (НОЦ). Он начинался в рамках сотрудничества ученых Историко-архивного института РГГУ и исторического факультета СГУ, а сегодня в этом направлении работает НОЦ СКФУ, ученые независимой школы источниковедения, а также сотрудники кафедры истории Московского государственного областного гуманитарного института и члены Российского общества интеллектуальной истории. В 2003 году был создан действующий многостраничный сайт Центра. [2]
Работа научно-образовательного центра проходит в нескольких направлениях. Одним из таких направлений изучения местной истории было избрано источниковедение. При этом надо отметить, что под «локусом» сотрудники НОЦ понимается не территория, а местное сообщество, то есть совокупность людей, которые осуществляют определенную историческую деятельность.[3. С.161.] В нашем случае под «новой локальной историей» подразумевается исследование истории местных сообществ северокавказского региона, в частности Ставропольской истории, с позиций междисциплинарного подхода, где используется совокупность методов, выработанных гуманитарными науками на рубеже XX –XXI веков. В целом история Ставрополья рассматривается, прежде всего, как диалог с Российской и мировой исторической наукой. Принцип междисциплинарности выступает как перспектива и необходимость современной исторической науки. Таким образом, «новая локальная история» выступает открытой моделью исторического познания. [4.]
Возвращаясь к источниковедению Ставропольской истории, надо отметить такие формы работы, как выявление источников по истории Ставрополья и научное освоение этого источникового корпуса. При помощи исторических источников осуществляется изучение социокультурного контекста местной истории. Согласно С.И. Маловичко, разработка проблем ставропольского источниковедения предполагает переориентацию внимания исследователя с традиционного отношения к источнику как «материальному объекту» на источник как «гуманитарный атом», имеющий особую коммуникативную структуру. [5. С.18]
Другое направление научно-образовательного Центра представлено интеллектуальной историей, изучение проблем которой представляет собой перспективное направление в современной исторической науке. В рамках новой локальной истории интеллектуальная и культурная история, которые со временем составили новое научное направление, возглавляемое Т.А. Булыгиной «Культурно-интеллектуальная история российской провинции». Это исследовательское поле, в основе которого лежат такие дисциплины как историография, социальная история, историческая и культурная антропология, современные науки о человеке. Интеллектуальная история включает в себя «анализ разнообразного мыслительного инструментария, конкретных способов концептуализации окружающей природы и социума (т.е. история субъективности «интеллектуалов» разных уровней), и изучение всех форм, средств, институтов интеллектуального общения». [6. С.65]
Микроистория, которая так же избрана одним из направлений деятельности центра, необходима для изучения и интерпретации социокультурного поля северокавказского региона как части истории России, в рамках которой реализовывается исследование всего кратковременного, индивидуального и локального. Так, подробное изучение локального ведет к укрупнению масштаба социокультурного исследования.
Микроистория привела к изучению в рамках НОЦ «Новая локальная история» истории повседневности. Такие исследования способствовали переориентации местной истории на изучение внутреннего мира и повседневного бытия человека как члена локального сообщества, который явился создателем социокультурной локальной целостности. Внимание к данной тематике демонстрируют материалы интернет-конференций, проводившихся длительное время НОЦ.
В современной мировой историографии актуальность приобретает история памяти, изучение которой становится предметом устной истории.
Участница НОЦ Е.Н. Стрекалова последние 5-6 лет активно разрабатывала это направление, уделив пристальное внимание сбору устных источников и их интерпретации по истории Великой Отечественной войны. Собран фонд устных источников по этой проблеме.
Одним из кросс-исторических направлений деятельности центра «Новая локальная история» является история пограничных областей, т.к. Северокавказский регион представляет собой яркий пример социокультурного пограничья. На протяжении исторического развития Кавказ являлся естественной границей и одновременно мостом между севером и югом, где шел «процесс локализации этнических и социокультурных миров» [7.], которые конфликтуют и одновременно сотрудничают. Такие культурные столкновения, с одной стороны, актуализируют традицию, а с другой, создают условия для рождения социокультурных новаций. Поэтому изучение пограничных областей становится важным направлением. Изучение пограничных областей Северного Кавказа выходит за рамки узкого географического контекста и включает в себя мультикультурное разнообразие, политическую, экономическую, культурную и социальную жизнь полиэтнических областей региона.
Таким образом, заявленные концептуальные положения научно-образовательного центра позволяют определить локальное сообщество как субъект общего исторического процесса, и раскрыть его с разных спектров во всей полноте красок.
На протяжении 12 лет научно-образовательный центр «Новая локальная история» проводил научные интернет-конференции. В 2003 — 2005 г. рассматривались проблемы современной исторической науки и вопросы изучения новой локальной истории, ее методов, источников. Были также представлены новые исследовательские практики изучения местной истории. В конференциях принимали участие как ставропольские историки, так гуманитарии из других регионов России, а также зарубежные ученые. Таким образом, под эгидой «новой локальной истории» объединяются в совместной работе различные исследователи «своих» макрорегионов и формируют представление об общероссийских тенденциях.
На базе научно-образовательного центра «Новая локальная история», В СГУ, а затем в СКФУ в учебные планы магистратуры был введен курс «Новая локальная история макрорегиона», автором которого является Т.А. Булыгина. Главной целью данной дисциплины является овладение новейшими методологическими подходами и современным исследовательским инструментарием профессиональных историков, в частности, приемами «новой локальной истории» в последующей научно-исследовательской деятельности студентов. Эти навыки помогут будущим специалистам в их аналитической практической работе по выработке инструментов обеспечения национальной безопасности в регионе, мирного поступательного развития Северокавказского полиэтничного региона, а также по формированию общероссийской идентичности в этом регионе. В рамках семестра студенты изучают несколько тем, где рассматриваются возникновение и местно новой локальной истории в современной историографии, ее принципы и методы, исследовательские поля, исследовательские практики. Так же в область изучения входят такие темы, как феномен северокавказской идентичности и российская идентичность в поле интеллектуальной истории полиэтничного макрорегиона; Северный Кавказ в исследовательском поле истории пограничных областей и другие.
Центр занимается подготовкой кадров высшей квалификации, где руководителями по специальностям в аспирантуре и докторантуре являются проф. М.Е. Колесникова, профессор Т.А. Булыгина, профессор Т.Н. Плохотнюк. За эти годы в рамках этой субдисциплины были защищены 3 докторских и 16 кандидатских диссертаций.
Таким образом, формирование такого исследовательского пространства в российской историографии как «новая локальная история» стало одним из путей выхода из кризисной ситуации отечественно историографии рубежа XX-XXI веков. Новая локальная история переориентировала науку на изучение локальных местных сообществ в рамках общероссийского исторического процесса, и тем самым открылись новые исследовательские поля. Посредством ставропольских ученых был создан научно-образовательный центр «Новая локальная история», который активно занялся исследованиями в данной области. Занимаясь не только научной, но и образовательной деятельностью, он по сей день является одним из заметных двигателей развития исторической науки.
Список литературы:
- Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [https://www.newlocalhistory.com/node/1042]
- Сайт Новой локальной истории. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [https://www.newlocalhistory.com/]
- Гомаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. 1996. № 9.
- Булыгина Т.А. История Северного Кавказа: новые исследовательские подходы//Кавказоведение: опыт исследований, Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.) [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [https://kvkz.ru/stati/print:page,1,2371-istoriya-severnogo-kavkaza-novye-issledovatelskie-podxody.html]
- Маловичко С.И., Казаков Р.Б. Ставропольская старина взглядом «новой исторической науки // Ставрополь — врата Кавказа: история, экономика, культура, политика. Ставрополь, 2002.
- Калинченко С.Б. Особенности формирования интеллектуальных центров Северного Кавказа// Новая культурно-интеллектуальная история российской провинции (К 65-летию со дня рождения профессора Т.А. Булыгиной). – Ставрополь: Изд-во «Бюро новостей», 2012. – с.311.
- Колесникова М.Е., Маловичко С.И. Новые направления изучения региональной истории: история пограничных областей Северного Кавказа. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [https://www.newlocalhistory.com/node/16][schema type=»book» name=»НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «НОВАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ» description=»В данной статье дается определение «новая локальная история», приводятся предпосылки формирования субдисциплины. Рассмотрено создание научно-образовательного центра «Новая локальная история», основные его направления, научная и образовательная деятельность. Обозначено его место в современной исторической науке.» author=»Нилова Мария Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]