Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА: ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Кризис общества, переживаемый человечеством, является следствием ряда факторов. Логично предположить, что все данные факторы берут начало в кризисе самого человека. Уже не одно десятилетие политическими и общественными деятелями фиксируется кризис всех сфер общества – прежде всего экономической, финансовой, правовой, образовательной и других сфер. Однако общество как будто парализовано и не может найти выхода из данного всеобщего, мирового кризиса. Требуются аналитические усилия представителей самых разных профессиональных групп и, прежде всего, гуманитарных специальностей. Необходимо кардинально изменить что-то в самих наших представлениях о человеке и его истинных потребностях, интересах и, самое главное, – ценностях. Ибо ценности отражают саму суть и природу человека.

Весь ХХ век мыслители предупреждали о серьезных негативных процессах в обществе, несущих угрозу самому существованию человека, и о необходимости вернуть человеку его право сохранить в себе имманентно ему присущее. Общество же, как сошедший с рельсов поезд, потеряло всякую ориентацию, закольцевало себя ложными ценностями и не внемлет голосу разума.

Современное общество с капиталистическим экономическим укладом чем далее, тем более показывает свою бесперспективность и враждебность человеку. Стремление к сверхприбыли в различных сферах общества, не только экономической; повсеместная ложь в отношениях между людьми, также пронизанных материальным расчетом, искажают природу человека.

Выдающийся немецкий и французский ученый-гуманист, врач, философ, культуролог Альберт Швейцер (1875 – 1965), лауреат Нобелевской премии мира (1952) обратил внимание на существенную негативную черту современного человека – отсутствие доверия к собственному мышлению.  Целый ряд факторов способствует формированию скептического отношения современного человека к собственному мышлению, делая в то же время восприимчивым к авторитарной истине, – сверхзанятость, несобранность, раздробленность его существования, многосторонняя материальная зависимость – [1; с. 7]. Кроме того, есть особый по воздействию фактор – это давление чудовищного, с каждым днем возрастающего, знания. В таких условиях человек не в состоянии ассимилировать обрушивающиеся на него сведения и понять их, что вынуждает его признавать истиной что-то непостижимое. В результате человек теряет доверие и к своему мышлению, и в целом к самому себе, оказываясь духовно неустойчивым. «Несмотря на все свои достижения в материальной сфере, это все же нереализованный человек, ибо он не находит применения своей способности мышления» [1; с. 8].

Отказ от мышления, неверие в возможность рационального познания истины ведет к скептицизму, к утрате вкуса к истине и потребности в ней; человек привыкает оставаться в безмыслии и руководствоваться различными чужими мнениями. Духовная жизнь человека и весь мир наполняются ложью. Чужая истина не способна стать внутренней живой истиной для человека, не соответствует постоянно обновляющейся природе мышления.

Обрисовав черты духовного кризиса, присущего современному человеку, А. Швейцер представляет средства для выхода из кризиса, которые он видит, прежде всего, в нашей уверенной способности развить индивидуальное мышление, достичь истину и воспринять ее. Самостоятельное мышление человека свободное и глубокое, лишено субъективизма: содержит собственные идеи и те, которые признаются истинными традицией. Наряду со стремлением к истине необходимо стремление быть правдивым, для чего требуется мужество. Истина и правдивость обладают духовной силой и составляют фундамент духовной жизни [1; с. 9].  Разумность представляется грядущим идеалом для человечества; соединение идеала разумности и этического идеала будут способствовать формированию нового сознания, наполненного оптимистической волей и надеждой [1; с. 11].

Итак, способность к самостоятельному мышлению – первейшая необходимость и ценность для человека, имманентно ему присущая, утрата которой ведет к кризису человека. Что же касается разумности, рациональности, этичности – можно ли требовать и ожидать это от человека как коллективного субъекта? Ведь несобранность и раздробленность существования человека отнюдь не случайные его свойства, а неизменно сопутствующие. Человек как коллективное существо выстраивает свое существование между социальным и личным, чужим и своим, осознанием общих и индивидуальных  особенностей, черт, потребностей и интересов. Современному человеку порой действительно сложно осознать самого себя, поскольку он сам по природе своей далеко неоднозначен, имея многообразные связи с окружающим миром.

Должен ли человек ограничивать себя только направленностью на разумность своих действий? Ведь гораздо большую часть его структуры занимают бессознательные и подсознательные явления? Скорее всего, важно учитывать всю сложность природы человека и развивать свою разумность в решении и достижении общих и индивидуальных целей сохранения жизни, мира, плодотворного сотрудничества, творческого саморазвития и самосовершенствования, решения глобальных проблем и т.п. Для решения таких задач очень важно развитие гражданского общества и коммуникативных качеств личностей.

Человек как существо творческое не может существовать без идеала – личного и социального, он должен стремиться к вполне осознанной большой и значимой для него цели. Без идеала жизнь представляется человеку бессмысленной. Идеал всегда носит гуманистический характер и направлен на решение привлекательных и вдохновляющих задач, заряжающих духовной силой. Капиталистическая экономическая система не дает человеку так необходимый ему идеал, наполняющий оптимистической волей и надеждой. Только коммунистический экономический уклад нацелен на будущее, на развитие гуманистических отношений, гармоничного человека.

Важнейшей ценностью для человека, защищающей его от кризиса, является приверженность традициям, сохранение и развитие их. Традиции составляют ценностное ядро культуры народа, отражение его менталитета. Человек есть то, каким традициям он следует. Традиции обеспечивают единение с другими людьми и сплачивают весь народ. Традиции связаны с историей народа, с его стремлением построить свою общую жизнь и жизнь отдельного человека по законам правды, красоты и справедливости.

Список литературы:

  1. Швейцер А. «Я родился в период духовного упадка человечества» // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. – С. 5-11.[schema type=»book» name=»КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА: ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ» description=»В статье анализируется ряд негативных факторов, присущих современному обществу и главная угроза, исходящая от них для человека – утрата доверия к собственному мышлению. Использование диалектико-феноменологического метода позволяет выявить последствия данной угрозы и предложить выход из данного положения в виде опоры на непреходящие важнейшие ценности человека – истина, правда, оптимистическая воля, надежда, разумные идеалы, коммуникация.» author=»Воробьева Наталья Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found