Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Проектирование музеев современного искусства является актуальной проблемой для многих архитекторов. Архитектура такого музея должна олицетворять стиль времени, моду и тенденции развития современного общества. При проектировании музеев современного искусства архитектору необходимо учитывать социальные, градостроительные, экономические, образовательные и эргономические факторы. Очень важным является создание интерьера музея, в котором должны гармонично сочетаться современные картины и экспонаты.

Первый этап становления музея связан с комплектованием фондов, отбором предметов, их первоначальной систематизацией и классификацией. На втором этапе реализуются различного рода музееведческие задачи: атрибуция, уточнение классификации предметов, выявление свойств музейных предметов и т.п. Третий этап связан, прежде всего, с формированием концепций экспозиционной работы, научно-исследовательской работы, культурно-образовательной работы музеев. Четвертый реализуется через выбор форм представления результатов музейных исследований: экспозиция, выставка, музейная публикация.

Деятельность любого музея можно связать с тремя основными процессами: функционированием, исследованием и развитием. Если музей принимает посетителей, хранит фонды и занимается исследовательской работой — значит, он нормально функционирует. Научно-исследовательская деятельность – одно из основных направлений деятельности музеев, определяемое задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный оборот. Если музей занялся чем-то качественно новым, это означает, что в музее идет процесс развития.

Музеи современного искусства постоянно развиваются, что, безусловно, отличает их от других видов музеев. Важно отметить, что они разнообразны по своим архитектурным решениям в силу своего назначения. Если рассмотреть зарубежный опыт проектирования музеев современного искусства, можно выявить ряд смелых идей, которые создают незабываемые образы городской среды.

Так эллипсоподобное футуристическое здание музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка. С самого начала своей деятельности музей Гуггенхайма был призван собирать, хранить и представлять широкой публике работы мастеров современного искусства и культуры. Негласным девизом работников музея стал последовательный авангардизм. Сегодняшняя коллекция музея Гуггенхайма включает в себя колоссальное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента.

Рисунок 1. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Общий вид.

 

В июне 1943 года фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла.

Вдоль спиралевидной галереи устраиваются всевозможные выставки, имеющие громкий резонанс в мире искусства. Надолго запомнились ценителям прекрасного тематические выставки, знакомящие зрителя с искусством целых цивилизаций. Среди самых грандиозных — «Африка: искусство континента» (1996), «Китай: пять тысячелетий» (1998) и «Империя ацтеков» (2004).

Сегодняшний Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма — крупнейшее в мире собрание полотен конца XIX и XX столетий. Эта сокровищница современна и в своем сюрреалистическом облике, и в содержании присутствующих в ее коллекциях работ. Среди представленных в Музее имен — Кандинский, Таннгаузер, Шагал, Арп, Буржуа, Нирендорф, Сезанн, Поллак, Раушенберг, Драйер, Серра, Уорхол, Ван Гог, Гоген, Клее, Пикассо, Руссо, Джакометти, Брынкуша, Миро, Леже, Делоне, Гончарова и Ротко. В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века.

Галерея Тейт Модерн (Tate Modern Bankside) — один из крупнейших в мире музеев современного искусства. Музей находится в Лондоне в здании бывшей электростанции (BanksidePowerStation), закрытой в 1981 году. Еще в свою «электроэнергетическую» бытность здание считалось ярким произведением архитектуры (строилось в 1947-1963 гг). Его автор – архитектор и дизайнер сэр Джайлс Гилберт. Новая жизнь электростанции началась в 1990-е, когда директор галереи Тейт сэр Николас Серота объявил международный конкурс на ее реконструкцию под музей современного искусства – Тейт Модерн. Необходимость появления еще одной Тейт к тому времени стала очевидной: старая Тейт, основанная в 1897 году промышленником сэром Генри Тейтом, за столетнюю историю накопила огромную коллекцию британского и зарубежного искусства, представлять которую в здании на Милбанк было невозможно. Было решено выделить из обширного собрания произведения, созданные в ХХ столетии, и на их основе создать первый в стране музей современного искусства.

Выбранное Серотой здание имело огромный потенциал. В конкурсе на реконструкцию победила тогда еще малоизвестная швейцарская архитектурная фирма «Жан Херцог и Пьер де Мьюрон». Представленный ими проект не только сохранил уникальную архитектуру электростанции, но и органично вписал в нее великолепное выставочное пространство для современного искусства. Огромный зал, где когда-то стояли трансформаторы, оставили не перекрытым. Помещение высотой 35 м и длиной 152 м открыло плацдарм для невероятных многометровых инсталляций. Такого размера выставочным залом, как тейтовский Турбинный холл, не обладает ни один музей мира.

Рисунок 4. Галерея Тейт Модерн в Лондоне. Общий вид.

 

Тейт Модерн использует его во всю мощь: в рамках ежегодного проекта «Турбинный холл» здесь «показались» такие корифеи мирового современного искусства, как LouiseBourgeois, AnishKapoor, OlafurEliasson, BruceNauman, MiroslawBalka и др. В правой части галереи (расположенной на месте бывшей котельной) на 7 уровнях разместились выставочные залы и подсобные помещения. Третий  и пятый этажи отведены под постоянную экспозиционную площадь, четвертый предназначен для временных выставок, а на остальном пространстве располагаются хранилища, лекционные и кинозалы, научный центр.

Еще одним музеем, заслуживающим особое внимание, является знаменитый Королевский музей Онтарио, который функционирует с 1857 года и считается одним из самых крупных музеев всей Канады. Спустя 150 лет об этом музее заговорили благодаря удивительному современному архитектору Даниелю Либескинду, который смог превратить старое здание в невероятное строение в виде кристаллов, преобразивших весь окружающий пейзаж.

Рисунок 6. Королевский музей Онтарио, Канада. Общий вид.

 

В стенах музея собрана богатейшая коллекция, насчитывающая более шести миллионов экспонатов. Разнообразие его экспозиций способно привлечь посетителей с разносторонними интересами и увлечениями. Но, для добавления особой изюминки музею и был приглашен столь неординарный архитектор.

По словам самого художника, именно настоящие минеральные кристаллы, которые находятся в выставочном зале музея, и стали прообразами новой постройки. Свой первый эскиз будущего здания архитектор сделал на обычной салфетке. Сложная разработка проекта Кристалла продолжалась долгих семь лет. На возведение всей конструкции, благодаря которой удалось значительно расширить пространство музея, ушло еще 4 года.

Первое, куда попадает посетитель — это обширный атриум, который называется » Дом духов». Здесь постоянно слышны различные звуки природы, перекликающиеся с голосами людей. Пройдя дальше, можно попасть на центральную лестницу, которая носит не менее интересное название — «Лестница чудес». Выполнена она в виде галереи, в витринах которой можно посмотреть тысячи уникальных предметов из разнообразных коллекций музея. Второй этаж представляет самую популярную экспозицию, не только среди детей, но и взрослых — галерею динозавров. Выставочные залы третьего этажа знакомят посетителей с великолепным искусством Африки, Восточной Азии и обеих Америк. Четвертый уровень музея занимает Институт современного искусства. Помимо постоянных обширных экспозиций музея, здесь проводятся различные временные выставки. Пятый, последний этаж здания, оснащен великолепной обзорной площадкой с рестораном, который располагает к прекрасному отдыху и неспешным раздумьям.

Одним из уникальных в мире музейных учреждений, экспозиция которого содержит творческие работы современных авторов в области архитектуры и искусства, считается Национальный музей искусств XXI века (MAXXI), расположенный в Риме. В народе его окрестили «макарониной» из-за необычного дизайна, за который ему была присвоена британская Премия Стирлинга.

Рисунок 7. Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме. Общий вид.

 

MAXXI, кроме функции музея, выполняет также роль конференц-центра, где возможно проводить разного рода семинары, конференции, выставки или другие собрания и презентации. Это возможно благодаря наличию многочисленных просторных залов, из которых состоит музей, а также техническому его оснащению.

В 90-х годах прошлого столетия Министерство культурного достояния и культурной деятельности (MiBAC) Рима приняло решение о создании комплекса музеев, посвященных современной архитектуре. Изначально всего было запланировано два объекта, в число которых входил Национальный музей искусств XXI века MAXXI. Его строительство было завершено совсем недавно. В октябре 2010 года здесь была открыта библиотека, а также архивы, хранящие результаты научных исследований в области искусства и архитектуры.

Автором проекта MAXXI стал архитектор Захи Хадид. Постройка имеет спиралеобразную форму и выполнена из бетона. Занимает она порядка 27000 кв.м.Процесс строительства здания длился около одиннадцати лет. Музей построен на месте, где ранее располагались казармы Монтелло, фасад которых, а также многие другие составные части послужили основой здания. Здесь есть конференц-зал, библиотека, мастерские, а также другие залы, в которых возможно проводить всевозможные мероприятия. Здесь собрана коллекция работ современных мастеров в области архитектуры и изобразительного искусства, которую предполагается регулярно пополнять новыми произведениями.

Внутри здания можно увидеть множество лестниц, галерей, залов и переходов. При этом ступени и разного рода перекладины, балки и другие элементы служат как для спуска и поднятия, так и в качестве элементов дизайна. Они имеют прямолинейную и криволинейную форму и расположены горизонтально, вертикально, под наклоном, по спирали, на потолке и в других местах, создавая нечто похожее на лабиринт. В музее наблюдается удачное сочетание материалов, форм, пространства, цвета, естественного освещения и искусственной подсветки. Они, несмотря на внешнюю массивность здания, создают впечатление легкости, простора и свежести.

Отечественный опыт проектирования музеев современного искусства на данный момент начал развиваться под влиянием зарубежного опыта. Обычно под здания музеев современного искусства принято изменять уже существующие особняки, дворцы, построенные в дореволюционное время. Такова судьба и Московского музея современного искусства.

Главное здание Московского музея современного искусства представляет собой историческую и культурную ценность. В истории города Москвы этот памятник архитектуры, относящийся к XVIII веку, остался известен как особняк Губина. Когда-то он действительно являлся главным домом городской усадьбы богатого уральского промышленника и купца Михаила Павловича Губина. Здание построено в 1793 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова.

Рисунок 8. Московский музей современного искусства. Фасад.

 

Идея приспособить особняк под помещение для музея современного искусства не является случайной. В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве иной эпохи хорошо известен странам Европы.

К недавним возведенным музеям современного искусства в России можно отнести “Гараж”. Музей распахнул двери нового здания в Парке Горького, где прежде находился известный в 1960-е годы ресторан «Времена года». Над реконструкцией забытого памятника советского модернизма работал известный голландский архитектор Рем Колхас. Музей включает в себя достаточно свободные планировочные решения, здание отличается высокой функциональностью. “Гараж” меняет представление о стандартных функциях музея за счет, того что посещение такого места дает большое количество новых возможностей.

Рисунок 9. Музей «Гараж» в Москве. Общий вид.

 

Музеи современного искусства — совершенно новый и уникальный тип зданий, которые не только разумно вписываются в окружающую среду, но и формируют, преображают пространство вокруг себя, придавая ему новое социально-культурологическое значение. Тенденция к стремительному росту числа музеев современного искусства в мире, которые приобретают все более существенное значение в жизни общества, определяет актуальность темы данной статьи. Небывалый расцвет и популярность именно этого типа музея в трети XX — начале XXI века на фоне общего «музейного бума» обусловлено многими факторами социального, художественного и культурологическое порядка. Архитектура музеев современного искусства принимает различные формы в силу многообразия объемно-планировочных решений, инноваций в области конструирования и определенной свободы в выборе архитектора. Это и подталкивает проектировщиков на столь нестандартные идеи, порождающие эстетичные формы, которые так украшают городскую среду.

 

Список литературы:

1.Антонова А.К. Из истории экспозиции советской живописи. Конец 1940-х — 1960-е годы // Государственный Русский музей. Из истории музея: Сб. статей / Под ред. Дубовицкой Н.Н., Саминского А.Л., Сарабьянова А.Д. СПб., 1995. С. 55-57.

2.Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство XX века. Итоги столетия: Избр. матер, конф. / Под ред. Кудрявцевой С.В., Махо О.Г. СПб., 2003. С. 5-10.

3.Ахунов В.М. Художественное наследие в культурно-исторической среде (современный музей как социокультурный институт) // Музеология — музееведение в XXI веке. Проблемы изучения и преподавания: Сб. статей / Отв. ред.Майоров А.В. СПб., 2009. С. 346-381.

4.Ревякин, В. И. Закономерности формирования архитектуры музейных зданий. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора архитектуры. – М., 1994. – 542с.

5.Чистяков, Д.А. Конструктивные системы покрытий зданий политехнических музеев / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Инженерные исследования». – М., 2014. – №4. – С. 98- 102.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» description=»В статье проводится анализ мирового и отечественного опыта проектирования музеев современного искусства. Выявлены особенности, влияющие на архитектурную композицию и планировочную организацию данных музеев. Рассмотрены перспективы их развития.» author=»Салех Мария Сальвановна, Чистяков Дмитрий Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found