Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОБИЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ

В основе мировой градостроительной культуры лежит система религиозно-космогонических представлений и идеалов, имеющая свои истоки в глубокой древности.

И.А. Бондаренко [3, с.19]

Сложность изучения истории архитектуры и градостроительства возрастает при обращении к периоду дописьменной истории общества, который реконструируется главным образом на основе археологических данных. Обращение к Библии не только как Священному Писанию, но и как древнейшему письменному источнику, осмысление и интерпретация её текстов может дать возможность углубить и расширить знания о первых письменных сведениях по организации среды обитания, о появлении архетипов и архитипов построек и поселений в библейской истории [2, с. 13-27].

Цель данной статьи – дополнить новыми сведениями знания о древнейших поселениях на раннем этапе развития обитаемого пространства, проследить библейские корни нынешней «светской» истории градостроительства на примере формирования кочевых поселений.

В библейской истории встречаются различные виды поселений: кочевые станы, деревни, селения, города, области, земли, которые часто упоминаются вместе с названиями (напр., селения Химам [Иер.41(17)], Вифания [Иоан.11(1)], города Дамаск [Быт.15(2) и др.], Иерихон [И.Нав.2(1) и др.], Иерусалим [1Цар.17(54) и мн. др.], Рим [Деян.28(16) и др.] и множество других.

Станы упоминаются в восемнадцати книгах Ветхого Завета (Быт., Исх., Лев., Чис., Втор., И.Нав., Суд., 1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар., 1Пар., 2Пар., Пс., Ис., Иер., Иез., Зах.) и в двух книгах Нового Завета (Евр., Откр.).

Первые сведения о стане встречается в книге Бытие при описании обстоятельств встречи братьев Иакова и Исава. Иаков «сделался… весьма богатым, и было у него множество мелкого скота и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов» [Быт.30(43)]. И когда уходил он…, то «взял с собою детей своих и жён своих,… весь скот свой и все богатство своё» (жили они в шатрах) [Быт.31(17-18,33)]. Когда Иаков разделил свой стан на два стана [Быт.32(8,10)], то Исав, увидев его детей, жён и служанок, сказал: «это множество» (а это была лишь половина всего стана Иакова). Иаков послал «из того, что у него было, в подарок брату двести коз, двадцать козлов, двадцать овнов, тридцать верблюдиц с их жеребятами, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов». Исав тоже не был бедным, поскольку пошёл «навстречу брату и с ним четыреста человек» [Быт.32(6)]. О величине этих станов можно судить ещё и по следующим данным: «И взял Исав жён своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое,… и пошёл в другую землю от лица Иакова,… ибо имение (имущество) их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их» [Быт.36(6-7)].

Станами проживали различные разноплеменные народы, ведущие кочевой образ жизни: «воззрел Господь на стан Египтян…» [Исх.14(24)], «стан же Мадиамский… был в долине» [Cуд.7(8)], «увидел Саул стан Филистимский» [1Цар.28(5)], «народ разграбил стан Сирийский» [4Цар.7(16)], «убежал из стана Израильского» [2Цар.1(3)]. Помимо гражданских, в ветхозаветных текстах встречаются упоминания о военных станах, но без каких-либо сведений о них [И.Нав.10(5), Иез.1(24)]. В апокрифах также стан упоминается как военный лагерь [1Мак.6(30-32)].

Из приведённых цитат следует, что в понятие «стан» включаются люди, их шатры и прочее имущество, а также домашние животные. Количество людей в станах исчислялось сотнями, десятками сотен, а количество домашних животных – десятками и сотнями стад. Имущество представляло собой весь арсенал необходимых вещей (одежда, обувь, хозяйственная и бытовая утварь, оружие, продукты, материальные ценности и т.д.). О планировочной структуре этих станов каких-либо данных нет.

Наиболее подробные сведения об особенностях кочевой жизни встречаются при описании станов еврейских племенных союзов. Упоминания о Стане Израильском выявлены в девяти книгах Ветхого Завета (Исх., Лев., Чис., Вт., И.Нав., Суд., 1Цар., 1Пар., Пс.) и в одной книге Нового Завета (Евр.). По сравнению с другими станами в описаниях Стана Израильского приводится значительно больше подробностей: о численности населения, об особенностях уклада жизни, о характере  жизнедеятельности, об условиях существования, местонахождении, организации пространства, об элементах планировочной структуры. Не все сведения присутствуют в конкретном выражении, некоторые сокрыты в контексте и могут быть поняты неоднозначно.

В начале сорокалетнего странствия избранного народа по пустыни о какой-либо структуре стана ничего не говорится. Однако, уже в третьем месяце после исхода из земли Египетской, когда евреи пришли в пустыню Синайскую [Исх.19(1)], «Моисей… поставил себе шатёр вне стана,… и назвал его скиниею собрания;… и когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатёр и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию» [Исх.33(7-8)]. На основании этого описания можно отметить, во-первых, появление некоторой упорядоченности в расположении шатров, необходимой для визуальной связи со скинией Моисея, во-вторых, логично предположить, что эта скиния могла находиться на возвышенном месте. Когда стан располагался у горы Синай, у него ещё не было определённой структуры, и он вполне мог иметь какую угодно конфигурацию, в том числе и подковообразную как наиболее рациональную при таком местоположении. Уже тогда упоминаются ворота [Исх.32(26-27)], что говорит о том, что он был огорожен.

С первого дня первого месяца второго года странствия центральное место в стане Израильском заняла другая Скиния (Скиния Завета или Скиния-святилище, иногда в Писании её также называют Скиния собрания), сооружённая по Божьему повелению [Исх.38(9-20),40(1)]. Теперь уже именно сюда приходил Моисей и другие священнослужители для молитвенного общения с Богом, присутствие которого проявлялось в столпе облачном или столпе огненном [Чис.14(14)].

И только через месяц после появления этой Скинии Бог определяет и будущую регулярную структуру стана [Чис.2(1-32]. Вокруг сакрального пространства Скинии с её двором, ориентированным входом на восток, левиты должны были «…отправлять службы при скинии» и располагаться в непосредственной близости к ней [Чис.3(7,23,29,35)]. «А с передней стороны… к востоку перед скиниею собрания должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его…» [Чис.3(38)]. Затем размещались своими станами двенадцать колен Израилевых в строго определенном Богом порядке: по три стана по странам света [Чис.2(1-3,5,7,10,12,14,18,20,22,25,27,29)].

«В первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской… сказал Господь Моисею… исчислите всё общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имён, всех мужеского пола поголовно…» [Чис.1(1,53),2(2)], и стало известно точное их число. Слуги и рабы не исчислялись при переписи, но написано, что при исходе из Египта «множество разноплемённых людей вышло с ними» [Исх.12(38)]. Численность населения в Стане Израильском была приблизительно 2,5 млн человек (такие данные приводят многие исследователи, например, проф. богословия А.П. Лопухин) [5, с. 126]. Такое количество людей в стане кажется невероятным! Однако, в Библии сказано, что перед исходом «…сыны Израилевы расплодились… чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» [Исх.1(7)], что можно считать косвенным подтверждением результата подсчёта. При такой огромной численности населения Стан Израильский должен был быть предельно компактным, иметь регулярную структуру и, соответственно, рациональные пешеходные связи (при нерегулярной планировке сложно было бы соблюдать установленный Богом порядок дислокации стана). У И.Флавия читаем: «Евреи расположились лагерем так, что скиния помещалась как раз посередине, а с каждой стороны её стали по три колена. Их отделяли друг от друга дороги, пересекавшие весь стан… весь стан совершенно имел вид передвижного города» [7, с.12].

Предположительно можно составить следующее описание Стана Израильского, используя современную терминологию. Этот стан был поселением кочевого типа. В его структуре явно прослеживаются признаки упорядоченности, регулярности и чёткое функциональное зонирование. Зона общественного пространства формируется в его середине, где центральное место занимает Скиния с её двором, ориентированным входом на восток. Из контекста можно сделать предположение, что это сакральное сооружение находилось на площади, хотя впрямую об этом не сказано. Здесь могли собираться люди перед тем, как войти во двор Скинии. Но нигде не написано, приходили сюда все они сразу, или только мужчины, или представители родов, семейств. Известно лишь, что «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин к Скинии собрания» [Чис.11(16)].

Условно в стане можно выделить пять «районов»: Центральный, Восточный, Южный, Западный и Северный, каждый из последних четырёх был поделён как бы на три «микрорайона» по числу колен Израилевых. Центральный «район» включал сакральную зону Скинии. Главная «улица» предположительно вела от главного входа в стан к площади со Скинией, следовательно, была ориентирована в направлении восток-запад. При таком её расположении удобно было отправляться в путь в порядке, определённом Богом [Чис.10(13-28)]. Жилая зона состояла из шатров различной вместимости («по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте» [Исх.16(16)]) и, очевидно, занимала обширную территорию. В пределах поселений каждого из двенадцати родовых станов, численность населения которых была от 32,2 до 74,6 тыс. жителей, планировочная структура жилой «застройки», сформированной шатрами, вероятно, также была регулярной. Возможно, там были свои «улицы» и свои площади для собраний. Пешеходные связи двенадцати родовых станов, несомненно, вели к главной площади, а также к выходам через ворота, число которых из текстов неизвестно. Видимо, были и главные ворота, так как упоминается «вход в стан» [1Пар.9(19)], а при них, наверняка, была и площадь. Лагерь вооружённой охраны, скорее всего, мог располагаться при главном входе, а посты охраны Стана Израильского, вероятно, рассредоточивались по всему периметру его внешних границ на расстоянии в пределах видимости. Об ограждении Стана Израильского конкретно ничего не сказано, но неоднократное упоминание ворот [Исх.32(26-27) и др.] предполагает его наличие. За пределами стана располагались: жертвенники [Исх.29(14)], лепрозорий [Лев.13(46), Чис.5(2)], места для испражнений, стирки и помывки [Лев.16(28), Вт.23(11-14)], наверное, там были и загоны для скота [Быт.33(17)]. Несомненно, эта зона была на некотором расстоянии от стана – т.е., предусматривалась некая санитарно-защитная полоса.

Обобщая приведённые сведения и предположения, можно сделать вывод о том, что Стан Израильский имел центричную конфигурацию плана правильной геометрической формы, ориентированную по сторонам света: возможно, в виде правильного многоугольника с количеством сторон, кратным четырём, а скорее всего квадратной или круглой формы. Функциональное зонирование территории стана было явно выраженным, чётким. Плотность «застройки» была высокой. Планировочная структура была упорядоченной, пешеходные связи предельно рациональными. Границы стана были фиксированы ограждением с несколькими воротами.

В формировании планировочной структуры Стана Израильского можно выявить три этапа.

  1. От исхода из Египта до остановки у горы Синай о его структуре ничего неизвестно из текстов Библии. Вероятно, она не была регулярной, и скорее всего, все многочисленные шатры размещались вокруг шатра Моисея.
  2. По истечении третьего месяца от исхода, когда Стан Израильский расположился лагерем у подножия горы Синай, наметилась некоторая упорядоченность в его структуре, обеспечивающая визуальную связь всех шатров со скинией Моисея.
  3. Спустя почти два года после исхода из Египта Стан Израильский обрёл строгую планировочную структуру в соответствии с Божьим повелением [Чис.1(1,53), 2(2)], которая просуществовала 38 лет (он прекратил своё существование в связи с обретением Земли обетованной).

Среди многочисленных иллюстраций к различным библейским сюжетам встречаются изображения Стана Израильского: в основном это символические схемы расположения 12 колен Израилевых. Удалось найти некоторые планировочные признаки этого стана в настенной росписи синагоги в Дура-Европос 244-245 гг. (Рис.1). В композиции этого изображения образно и лаконично отражена Божественная суть этого сакрального поселения. По центральной вертикальной оси наверху изображена Скиния как символ Божественного присутствия и менора, а 12 шатров (по 6 с каждой стороны) символизируют 12 колен Израиля и отражают упорядоченность их равноудалённого расположения относительно Скинии и пешеходные связи к ней. Система формирования Стана Израильского в соответствии с библейскими сведениями явно прочитывается во втором представленном изображении (Рис.2). Указания Создателя о размещении 4-х станов по странам света, под знамёнами которых становились ещё по 2 других стана без знамён («после него», «далее», «потом» [Чис.12(5-6,14 и далее)]), дало основание автору расположить их ближе к Скинии, а подчинённые им станы размещены соответственно иерархии. Все выявленные автором элементы планировочной структуры Стана Израильского изображены в виде реконструкции схематичного плана (Рис.3).

На основании анализа сведений, извлечённых из библейских текстов, определены некоторые характерные черты гипотетической планировочной структуры Стана Израильского как места обитания:

  1. Божественный замысел и реализация.
  2. Обособленность от внешней среды.
  3. Правильная геометрическая форма территории.
  4. Центричная планировочная структура.
  5. Сакральная ценность в геометрическом центре, ориентированном по странам света.
  6. Сакральная ценность – композиционная доминанта.
  7. Главный вход в стан с востока.
  8. Главный путь к центру с востока.

Таким образом, можно придти к заключению, что «ограждённость упорядоченного пространства, противопоставленного окружению, выделение преград, границ территорий» наделяет Стан Израильский важнейшими признаками градостроительного образа [3, с.49]. Однако, имеющихся сведений недостаточно, чтобы однозначно трактовать его пространственную организацию, поскольку в Библии при описании всех событий, прежде всего, акцентируется духовный аспект (это был «стан Господень» [1Пар.9(19)] – поселение избранного народа). Планировочная структура Стана Израильского символически отображает суть мироздания, и этот библейский образ как архетип генетически проявляется в структуре поселений последующих периодов их формирования.

Из истории градостроительства известно, что с древнейших времён в основе планировочных структур поселений положены небесный Круг и земной Квадрат. Их «…диалектическое противостояние… пронизывает буквально всю историю градостроительства и, можно сказать, составляет одну из её главных сюжетных линий…» [6, с.17; 7, с.53]. Традиционно в качестве примеров регулярных поселений приводят древнеримские военные лагеря, где композиционной основой являются главные планировочные оси «кардо» и «декуманос», ориентированные по странам света. Наука располагает артефактами регулярной организации поселений Древнего Египта и Древней Месопотамии (3-2 тыс. лет до н.э.), но какие-либо достоверные сведения о самых ранних поселениях отсутствуют.

При аналитическом исследовании текстов Библии, древнейшего письменного источника, был выявлен образ Стана Израильского как гипотетический градостроительный архетип [1, с.3]. Авторская интерпретация планировочной структуры Стана Израильского не претендует на окончательность суждений. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.

Рис. 1. Настенная роспись синагоги в Дура-Европос 244-245 гг. https://s3.amazonaws.com/classconnection/709/flashcards/3773709/png/16-14B7AD4D4E41830F448.png

Рис. 2. Схема размещения 12 колен Стана Израильского

Рис. 3. Стан Израильский. Гипотетический схематичный план по книге «Числа». Графическая интерпретация архитектора Л.А. Балакиной.

Источники исследования:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Перепечатаны с Синодального издания. – М.: Рос. библейское общество, 2001. – 925 с., – 294 с.

Ветхий Завет: Бытие (Быт.), Исход (Исх.), Левит (Лев.), Числа (Чис.),  Второзаконие (Вт.),  Книга Иисуса Навина (Нав.), Книга Судей Израилевых (Суд.), Первая книга Царств (1Цар.), Вторая книга Царств (2Цар.), Третья книга Царств (3Цар.), Четвертая книга Царств (4Цар.), Первая книга Паралипоменон (1Пар.), Вторая книга Паралипоменон (2Пар.), Псалтирь (Пс.), Книга Пророка Исайи (Ис.), Книга Пророка Иеремии (Иер.), Книга Пророка Иезекииля (Иез.), Книга Пророка Захарии (Зах.).

Новый Завет: От Иоанна святое благовествование (Иоан.), Деяния святых Апостолов (Деян.), Послание к Евреям (Евр.), Откровение Иоанна Богослова.

Неканонические (апокрифические) книги Ветхого Завета славянской Библии (по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена по заказу Казанской епархии), 1994: Первая книга Маккавейская (1Мак.).

Список литературы:

  1. Балакина, Л.А. Архитектурно-градостроительные архетипы древнего мира: учеб. пособие. – Казань: КГАСУ, 2008. – 131 с.
  2. Балакина Л.А. Архитектурная интерпретация и систематизация построек и поселений, выявленных в библейских текстах / Дисс. канд. арх. Казань, 2008. – 208 с.
  3. Бондаренко И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси: традиции и идеалы / Дис. д-ра архитектуры в форме науч. докл. / И. А. Бондаренко. – М., 1997. – 140 с.
  4. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с.
  5. Лопухин, А. П. Библейская история Ветхаго Завета / А. П. Лопухин. – Репринт. воспр. изд. 1887 г. – 1-е загран. изд. – Монреаль: Монреальская и Канадская Епархия Православной Церкви за границей, 1986. – 402 с.
  6. Поляков, Е.Н. Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима / автореф. дисс. докт. иск. — Барнаул – 2013.
  7. Флавий, И. Иудейские древности / И. Флавий; пер. с греч. Г. Г. Генкеля; подгот. текста, предисл. и прим. Г.И. Довгяло, К. А. Ревяко, В. А. Федосика. – Минск: Беларусь, 1994. – Т. 1, 3, 12.[schema type=»book» name=»ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОБИЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ» description=»Интерпретация сведений о древнейших поселениях, извлечённых из текстов Библии, даёт возможность дополнить знания о раннем этапе их развития. В первой книге Бытие встречаются упоминания о кочевых поселениях разных народов. В подробных описаниях Стана Израильского автором выявлены градостроительные признаки и определены принципы формирования его гипотетической планировочной структуры как кочевого поселения.» author=»Балакина Людмила Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found