Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНОМНЫХ ДАННЫХ В ПРОЦЕДУРЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ

На сегодняшний день одним из самых трудоемких и значительных этапов в процессе расследования преступлений является установление личности неопознанных останков, а также установление виновного лица. С этой целью создаются единые базы данных, содержащие определенную идентификационную информацию. Использование федеральных регистрационных баз данных позволяет установить личность в процессе экспертного исследования человеческих останков. Однако неполнота хранящихся сведений затрудняет как процесс идентификации личности, так и ограничивает диапазон экспертной инициативы.

Именно поэтому, в юридической литературы, все громче и чаще высказываются реплики о необходимости создания единой базы данных, содержащей данные о гражданах РФ и лиц, проживающих на ее территории. Криминалисты полагают, что эта база данных должна обладать следующими свойствами:

  1. В ней должны содержаться сведения обо всех гражданах РФ и лицах, проживающих на ее территории без исключения;
  2. Данные, содержащиеся в предполагаемой базе, должны быть однородными, устойчивыми и неизменными.

Федеральным законом от 3 декабря 2008 года «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» устанавливается государственная геномная регистрация в целях идентификации личности человека. Закон предполагает возможность обязательной и добровольной регистрации. Обязательной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы. Обязательной дактилоскопической регистрации подлежат военнослужащие, работники правоохранительной системы и специальных служб, лица, чьи профессиональные обязанности связаны с повышенным риском для жизни. Таким образом мы можем увидеть, что круг лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации очень ограничен в сравнении с кругом лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации.

Мы предполагаем, что включение осужденных в категорию лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации оправдано характером, степенью общественной опасности совершенных деяний и облегчением установления виновного лица при возможном рецидиве. При этом можно заметить, что из-за субъектного состава, подлежащего обязательной регистрации, создание этой базы направлено на выявление виновного лица в процессе расследования преступления, а не идентификацию неопознанных останков. Относительно регистрации данных неопознанных трупов, то полагаем, что их данные в первичном формате без первоначальных сравнительных образцов не приведут к установлению личности потерпевшего, создавая эффект «мертвых душ».

В связи с этим возникает логичный вопрос– почему законодатель не включил в категорию подлежащих обязательной регистрации лиц, чьи профессиональные обязанности сопряжены с повышенным риском для жизни? Возможно, при создании геномной базы данных, первостепенная задача заключалась в идентификации преступников, ранее совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления. Без всяких сомнений, это облегчит работу органов предварительного расследования, однако почему не применить данный ресурс для идентификации неопознанных останков, тем самым упростить и ускорить работу медицинских экспертов в частности и процесс раскрытия преступления в целом?

С помощью ФБДГИ в 2013 году была установлена личность только 100 неопознанных трупов, в то время как согласно данным, представленным в докладе заместителя начальника управления медико-биологических экспертиз и учетов ЭКЦ МВД России Ю.Ю. Кишова, сделанном в 2014 году в г. Туле на семинаре сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, в федеральной базе данных геномной информации поставлено на учет 3994 генетических профиля неопознанных трупов. Таким образом, результативность данных ФБДГИ, используемых при идентификации неопознанных останков составила всего 2,4% от поставленных на учет объектов.

Проблема столь низкого показателя эффективности применения данных ФБДГИ кроется в неполноте информации содержащейся в базе данных. Компенсировать пробелы можно лишь при условии обязательной геномной регистрации граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. В процессе разработки проекта Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» было высказано мнение, что введение обязательной геномной регистрации будет противоречить положениям Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Статья 5 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных предъявляет определенные требования к качеству обрабатываемых данных. Среди них есть указание на целевое назначение хранящихся данных: «Хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями». В таком случае, если целевой характеристикой единой геномной базы данных будет установление личности погибшего, без вести и пропавшего лица или лица, разыскиваемого органами предварительного расследования, при качественном нормативном регулировании данной деятельности нормативными актами Российской Федерации, противоречий Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных не будет. Что касается специфических данных, к которым относятся сведения о расовой принадлежности, здоровье граждан и сведений о судимости, статья 6 Конвенции запрещает обработку подобных данных без гарантий со стороны внутреннего законодательства. В таком случае, при создании единой геномной базы данных необходимо разработать механизм целевого применения данных, гарантирующих защиту от несанкционированного доступа, поддерживаемую четкой законодательно закрепленной процедурой.

В этой связи возникает вопрос о субъектном доступе к данным геномной базы. Поскольку целевой необходимостью создания ФБДГИ является идентификация неопознанных останков, доступ ко всем данным без ограничений должны иметь судебные медики и эксперты, осуществляющие ДНК-экспертизу. В отношении сотрудников правоохранительных органов возможно включение некоторых ограничений. Поскольку целевая направленность действий органов предварительного расследования представляет собой установление виновного лица и привлечение его к ответственности, то возможно предоставление доступа только к данным ранее судимых и отбывших наказание лиц. В отдельных случаях, регламентированных законом, возможно предоставление доступа к данным несудимых ранее лиц на основании судебного решения. Это позволит повысить раскрываемость преступлений, выявить случаи рецидива тяжких и особо тяжких преступлений в сокращенные сроки, что повысит безопасность в обществе и ускорит раскрытие преступления в целом.

Создание федеральной базы данных геномной информации — важный шаг в нашей правовой системе. Это позволит упростить и ускорить идентификацию неопознанных останков, повысить раскрываемость преступлений. К сожалению, на сегодняшний момент Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и созданная в соответствии с ним федеральная база данных геномной информации не получили должной последующей законодательной регламентации, необходимой для эффективной деятельности судебно-экспертных учреждений Российской Федерации, что породило в свою очередь множество организационных, правовых проблем, в том числе касающихся обеспечения гарантий защиты прав человека. И как следствие ряда законодательных пробелов и коллизий является низкая эффективность применения данных базы геномной информации.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНОМНЫХ ДАННЫХ В ПРОЦЕДУРЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ» description=»В статье дается анализ необходимости расширения правовой возможности использования геномных данных в процедуре идентификации личности по ее останкам. Предлагается и обосновывается возможность создания полноценной единой федеральной базы геномной информации.» author=»Галюкова М.И., Попова А.И.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(2)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found