Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ОПЕК

Резкое падение цен на нефть в 2015 году привело к множественным дискуссиям о роли стран — нефтяных экспортёров в мировой экономике и перспективам использования альтернативных источников топлива.[1] Аналитики отечественного рынка и геополитических проблем, связанных с Россией, предсказывали новую эпоху международных отношений, связанных с потерей Россией экономического могущества.[2]

На сегодняшний день страны, входящие в ОПЕК, контролируют 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота», а это доказывает контроль за 2/3 мировых запасов нефти. На долю ОПЕК доводится добыча примерно 29 млн. баррелей нефти, а это половина мирового экспорта нефти или 45% от всемирной добычи, на основании чего мы делаем вывод, что организация оказывает колоссальное влияние на нефтяной рынок в целом. Доказанные запасы нефти стран ОПЕК сегодня составляют 1 199,72 млрд баррелей. По оценкам генерального секретаря организации Абдаллы Салем аль-Бадри, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.[3]

В середине XX века развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива, желающие активизировать борьбу против нефтяных монополий, пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. Так, в 1960 году в Багдаде, главные постав­щики нефти на мировой рынок — Иран, Ирак, Венесуэла, Саудовская Аравия и Кувейт — основали Организацию стран—экспортеров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На сегодняшний день ОПЕК остаётся крупнейшим нефтяным картелем в мире.

Несмотря на важную роль ОПЕК, следует выделить 4 основные проблемы развития стран, входящих в данную организацию.

Одна из них основывается на том, что ОПЕК объединяет страны, чьи интересы прямо противопоставлены друг другу. Страны Аравийского полуострова, в первую очередь Саудовская Аравия, имеют обширные нефтяные запасы, по современным данным, 297 миллиардов баррелей[4]; владеют значительными средствами, поступающими из-за рубежа и поддерживают прочное сотрудничество с западными нефтяными компаниями[5], однако относятся к числу малонаселенных.

Рассматривая другие страны, которые входят в ОПЕК, например Нигерию, можем отметить противоположную тенденцию: характерны высокая численность населения и невысокий уровень жизни населения, но реализуются дорогостоящие программы экономического развития и страна имеет значительный государственный долг.

Вторая проблема касается затратной модели экономики. Вопросы рационального расходования денежных средств от продажи нефти при профиците бюджета оказался нерешенным. Шейх ОАЭ Зайд ибн Султан Аль-Нахайян в 90е годы ХХ века, получив сверхприбыль, стремился использовать сложившуюся ситуацию «во славу собственного народа» и поэтому финансировал и проектировал многообразные «стройки века» или другие подобные инвестиции, которые нельзя считать разумным вложением капитала, так как для будущего страны не развивалось альтернативных источников финансирования (например, медицина, программное обеспечение).[6]

 Третья проблема является основной и заключается в технологической неразвитости стран ОПЕК в сравнении с ведущими странами мира.

В 1960 г., момент основания организации, некоторые из стран, входящих в ОПЕК, не успели создать современную инфраструктуру, обеспечить кадровый потенциал и фактически находились в системе феодальных отношений. Чтобы решить данную проблему, нужно было провести индустриализацию и, как следствие, урбанизацию, а также внедрить в производство новые зарубежные технологии. В результате жизнь народа в значительной степени изменилась. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например, АRAMCO (Аrabian American Oil Co – нефтяная монополия) в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые под гарантии государства оказывали помощь предпринимателям.[7]

Четвертая проблема заключается в недостаточной квалификации национальных кадров. Население государства оказалось не подготовленным к внедрению новых зарубежных технологий и практически было не способно работать на современных нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, на импортном оборудовании и станках. Привлечение иностранных специалистов стало решением этой проблемы, несмотря на то, что такое действие вызвало социальные противоречия в обществе. И, чем сильнее развивалось общество, тем явственнее прослеживалось отсутствие единства мнения.[8]

Нельзя не признать, что необходимы дальнейшие усилия по кодификации и прогрессивному развития норм международного права, прежде всего, в сфере отношений России и стран ОПЕК, а также отношений с самой международной организацией[9], особенно в свете политического кризиса на Ближнем Востоке. Большинство стран ОПЕК находится в сложной зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Можно выделить лишь одну страну из всех, которая получает существенные доходы не только от нефти, но и от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов – Индонезия. Для других же стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти модифицируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Более того, в 1980-х годах во время войны между Ираком и Ираном, Ирак активно наращивал добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала существенное давление на Иран и Ирак, чтобы увеличить квоты добычи.

Не смотря на то, что в ОПЕК предполагается согласование вопроса о квотах на добычу нефти, не все страны в должной мере придерживаются их соблюдения. Как следствие из этого – квоты не всегда соблюдаются.

Можно констатировать, что в настоящее время, когда в международной глобальной экономике наблюдается переизбыток нефтепродуктов, одним странам ОПЕК выгодно добывать нефть, а другим нет, так как стоимость нефтедобычи и нефтепродажи вкладывается в государственный бюджет. У таких стран, как Саудовская Аравия и Катар, наблюдается низкая себестоимость нефти, включая разработку и добычу. Им выгодно текущее экономическое положение, так как при себестоимости в 6-8 долларов за баррель, они продают в среднем за 20 долларов и выше. Если же взять такую страну, как Венесуэла, себестоимость добычи нефти выше и составляет уже 20-25 долларов за баррель, — как следствие, невыгодная продажа. Поэтому Венесуэла и Нигерия пытаются сократить квоты, чтобы создать искусственный дефицит нефти. Проблему переизбытка нефти в мире силами одного только ОПЕК не решить: к соглашению должны присоединиться другие крупные нефтедобывающие страны, прежде всего Российская Федерация, и поддержать любую инициативу по улучшению ситуации на рынке.[10]

За время существования фонд значительно эволюционировал, однако некоторые страны-экспортёры ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортером нефти и приостановила членство в картеле. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году.

Каковы перспективы международной нефтяной торговли для России? Несмотря на определённый риск сохранения невысоких цен на нефть в мире, следует отметить, что экономическая ситуация стабилизировалась.[11]

Поэтому в настоящее время вопрос развития международных отношений со странами ОПЕК, с целью совместного повышения цены на нефть представляется актуальным. Особенно данная проблема должна быть интересна странам ОПЕК со значительным населением, таким, как Венесуэла и Нигерия. Подписание многостороннего международного соглашения о совместных действиях на нефтяном рынке может открыть новые перспективы для Организации стран – экспортёров нефти.

Список литературы:

  1. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = ThePrize: TheEpicQuestforOil, Money, andPower.— М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.
  2. Смирнов М.Г., международное гуманитарное право и внутренние конфликты. Учебно-методическое пособие. Ч.1, М., 2015, С. 29.
  3. «Khalifa bin Zayed Al-Nahyan». Forbes. Retrieved 26 June 2012.
  4. Unemployment Is Driving Young Arabs Into The Hands Of Islamic State, Says Survey // by Dominic Dudley, Forbes Asia, Apr 12, 2016
  5. Дорого и чисто // Текст: Сергей Куликов , Российская газета — Федеральный выпуск от 25.042016, №6957 (89)
  6. neftegaz.kz!]

 

[1] [The Morning Agenda: The Challenge of Easing Saudi Arabia’s Dependence on Oil // NYT, By Amie Tsang, May 9, 2016.]

[2] [Дорого и чисто // Текст: Сергей Куликов , Российская газета — Федеральный выпуск от 25.042016, №6957 (89)]

[3] [www.neftegaz.kz!]

[4]  [Venezuela: Oil reserves surpasses Saudi Arabia’s]

[5]  [DeltaOil, Bridas, Shell, BP ,  и Unocal]

[6] [«Khalifa bin Zayed Al-Nahyan». Forbes. Retrieved 26 June 2012.]

[7] [Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.]

[8] [Unemployment Is Driving Young Arabs Into The Hands Of Islamic State, Says Survey // by Dominic Dudley, Forbes Asia, Apr 12, 2016]

[9] [Смирнов М.Г., международное гуманитарное право и внутренние конфликты. Учебно-методическое пособие. Ч.1, М., 2015, С. 29.]

[10] [«Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.]

[11] [Медведев: У нас есть запасной план на случай рекордно дешевой нефти // Российская газета, 09.12.2015][schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ОПЕК» description=»Статья посвящена рассмотрению вопроса проблем стран-участниц ОПЕК. Несмотря на упорядоченную систему выработки общей политики Организации в отношении добычи нефти, координации деятельности и поддержании мировых цен на нефть, обеспечении стабильных поставок нефти потребителям и получении отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль, страны ОПЕК имеют некоторые проблемы, решив которые, можно улучшить развитие их международных отношений, стабилизировать экономическую ситуацию и сформировать единое мнение.» author=»Бочкарёва Алина Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(2)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found