Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОБУЧАЮЩИЕСЯ КАК ПОТЕРПЕВШИЕ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Как известно, существует несколько основных институтов общества, влияющих на образ жизни и состояние здоровья детей и подростков: семья, школа, здравоохранение, средства массовой информации, государство [5, с.68]. Особо важная роль в формировании здорового образа жизни детей и подростков принадлежит образовательным учреждениям. Именно условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и подростков, которому придан статус важного показателя их личного успеха.

Однако пребывание детей в учебных заведениях, зачастую, содействует не улучшению, а ухудшению состояния их здоровья, хотя они находятся под постоянным контролем со стороны специалистов-педагогов. Несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка все это способствует снижению остроты зрения среди обучающихся детей [3]. К перечисленным неблагоприятным факторам прибавляется высокий риск причинения вреда жизни или здоровью ребенка.

Статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда и безопасных условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Около 14 тысяч обучающихся ежегодно получают травмы во время учебно-воспитательного процесса [4, с.524]. По данным официального сайта Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации смертельные травмы получают от 60 до 100 обучающихся, а травмы с потерей трудоспособности – 20-30 человек ежегодно [6].

Задача правовой охраны детства решается нормами различных отраслей права. Особенностью уголовного законодательства является то, что оно охраняет права и интересы несовершеннолетних от наиболее опасных преступных посягательств, которые грубо нарушают эти права и интересы, причиняют или могут причинить им вред.

Необходимость в повышенной уголовно-правовой охране прав  несовершеннолетних объясняется тем, что они более ранимы, более впечатлительны и восприимчивы к совершаемым по отношению к ним преступлениям и наступившим последствиям, чем взрослые. Травма, которую получает ребенок или подросток в результате преступного деяния, оставляет в его душе неизгладимый след, которая с годами не забывается и отрицательно влияет на дальнейшее формирование личности.

В действующем уголовном законодательстве имеется тридцать семь составов, так или иначе регламентирующих охрану интересов несовершеннолетних. Однако в УК РФ за исключением обстоятельств, относящихся к беспомощному состоянию малолетнего, и ст. 106, устанавливающей ответственность за убийство матерью своего новорожденного ребенка, отсутствуют специальные нормы, охраняющие жизнь и здоровье несовершеннолетних. Данные объекты защищаются теми же уголовно-правовыми средствами, что жизнь и здоровье взрослых. Вместе с тем, специфика некоторых общественных отношений, субъектом которых являются дети, недостаточно четко отражена в уголовном законодательстве, что приводит к исключению указанных отношений из сферы уголовно-правовой охраны специальных норм. Речь идет о безопасности образовательного процесса.

На практике причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти учащимся в условиях нарушения требований безопасности образовательного процесса квалифицируются не по ст. 143 УК РФ, а в зависимости от последствий либо по ч. 2 ст. 118 УК РФ либо по ч. 2 ст. 109 УК РФ. Формально уголовный закон соблюден, однако, такая правовая оценка, по сути, неадекватна природе совершенного преступления. Положения уголовного закона необходимо учитывать в тесной связи с нормативными актами, детализирующими его бланкетные признаки. Между тем в законодательстве, регламентирующем образовательную деятельность, речь идет о создании безопасных условий труда и обучения применительно ко всем субъектам образовательной деятельности. В соответствии с ч.2 п.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана … создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В п.7 ст. 28 закреплена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации [1].

Выделяя в самостоятельный состав нарушение требований охраны труда и помещая его в главу 19 УК РФ, законодатель подчеркнул повышенное внимание государства к защите конституционного права работающего гражданина, но схожие по характеру права учащегося на безопасные условия обучения оказались вне области специального уголовно-правового регулирования. Указанный подход не отвечает значимости сферы образования, которая по числу вовлеченных в нее лиц не уступает сфере трудовых отношений, пересекаясь большей частью с такими отношениями. Жизнь и здоровье учащегося не менее значимо для общества, чем жизнь и здоровье трудящегося, тем более, что во многих нормативных актах процесс обучения, по сути, приравнен к трудовому процессу.

Особенно явно выражена неразрывная связь труда и обучения применительно к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), составной частью которого является производственное обучение, являющееся по своему характеру разновидностью трудовой деятельности. Возможность привлечения обучаемых и воспитанников к трудовой деятельности предусмотрена и другими нормативными правовыми актами.

Практика нормативного регулирования процедуры расследования несчастных случаев с детьми во время обучения и отдыха свидетельствует о том, что нормативные требования по обеспечению безопасных условий обучения и отдыха детей именуются правилами охраны труда. Так, согласно Приложения № 4 к Инструкции о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с детьми в период отдыха в детских оздоровительных лагерях ОАО «РЖД», в пути следования к детским оздоровительным лагерям и на детских железных дорогах в заключении комиссии о несчастном случае с детьми в детском оздоровительном лагере необходимо указать «нарушение правил охраны труда и техники безопасности» и назвать лиц,  ответственных за свои действия и бездействия, которые привели к несчастному случаю; указать статьи, параграфы, пункты законоположений, нормативных документов по охране труда, должностных инструкций, других нормативных документов, не соблюденные этими лицами» [2].

Изучение содержания понятий «охрана труда», «безопасные условия труда», «безопасность образовательного пространства» позволяет сделать вывод, что природа этих понятий очень схожа, она служат одной цели – сохранению жизни и здоровья граждан, но в разных сферах жизнедеятельности общества. Права учащегося на безопасные условия обучения, являются аналогичными правам работающего гражданина и поставлены под охрану ст. 143 УК РФ. Однако на практике эти права оказались вне области специального уголовно-правового регулирования в силу неясно сформулированной диспозиции статьи. В итоге потенциал специальной нормы не используется для защиты прав несовершеннолетних. Повышенная эффективность специальной нормы, на наш взгляд,  заключается не столько в ее санкции (она может быть ниже, чем в общей норме, как например, в ч. 2 чт. 109 УК РФ по сравнению с ч. 2 ст. 143 УК РФ), сколько в более точном описании состава преступления применительно к определенной сфере охраняемых уголовным законом отношений. Адекватная уголовно-правовая оценка рассматриваемых деяний возможна лишь в том случае, если в уголовном законодательстве будет четкое указано на то, что ст. 143 УК РФ распространяется и на случаи нарушения правил охраны безопасных условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.10.2007 N 2060р «Об утверждении Инструкции о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с детьми в период отдыха в детских оздоровительных лагерях ОАО «РЖД», в пути следования к детским оздоровительным лагерям и на детских железных дорогах» // Экономика железных дорог. 2008. № 2.
  3. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год) // ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55087982/#ixzz3cgTWsenG (дата обращения: 10.06.2015).
  1. Елистратов С.А. Проблемы охраны труда в образовании как составной части здоровьесберегающих технологий / Под ред. А.А. Орлова – М: Директ-Медиа, 2014. – 528 с.
  2. Петрова М.С. Подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности по курсу «Охрана труда в образовательных учреждениях»: Дисс. … канд. пед. наук. — Тула, 2003. – 180 с.
  3. (дата обращения: 10.06.2015).[schema type=»book» name=»ОБУЧАЮЩИЕСЯ КАК ПОТЕРПЕВШИЕ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА» author=»Щербинина Ирина Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found