Потребность в жилье всегда имела и будет иметь важное значение в жизни общества. Жилище обеспечивает нормальную жизнедеятельность каждого человека. ㅤ Потребность в жилой площади возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни.
Конституция РФ закрепляет право на жилище [1]. Оно носит многоаспектный характер, один из которых заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Таким образом, право на жилье сводится к нескольким основным юридическим возможностям, таким как: возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, возможность улучшения своих жилищных условий и другие.
Несмотря на произошедшие в России в связи с принятием Конституции РФ политические и социально-экономические перемены, все так же остро стоит вопрос об обеспечении граждан государственным и муниципальным жильем. Таким образом, при формировании законодательной базы, возникают законодательные пробелы, которые необходимо устранять [6, c.115]. Государством уже ㅤ предприняты некоторые меры по преодолению данной проблемы: ипотечное кредитование, субсидии на строительство и покупку жилья и другие, но этого недостаточно для разрешения жилищного вопроса. Бесплатное предоставление жилья в пользование для удовлетворения жилищных потребностей является далеко не основным, а скорее исключительным способом его решения, так как оно становится возможным только узкому кругу наиболее нуждающихся категорий граждан. Поэтому действующим законодательством установлены строгие требования и условия предоставления жилого ㅤ помещения по договору социального найма.
Моментом возникновения такого права является признание граждан в законном порядке нуждающимися в жилой площади. Для этого они должны быть: признаны малоимущими; нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с установленными законом нормами; отнесены к иным категориям граждан, определенным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, ㅤ также нуждающимися в жилье.
В Жилищном кодексе РФ (далее – ЖК РФ) закреплены два положения, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим [2]. Во-первых, законом субъекта РФ устанавливается порядок признания граждан малоимущими. Во-вторых, орган местного самоуправления признает граждан малоимущими.
Таким образом, малоимущими считаются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в установленном законом соответствующего субъекта РФ порядке с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости ㅤимущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Следовательно, при ㅤпризнании ㅤ гражданина ㅤмалоимущим ㅤдолжны учитываться как размер дохода, приходящегося ㅤна ㅤкаждого члена семьи, так и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.
Однако Жилищным кодексом РФ не установлено, кого можно считать членами семьи. Это — существенный недочет в указанной норме, поскольку вследствие этого создаются неоправданные возможности для расширительного ㅤтолкования ㅤ понятия «члены семьи» на региональном уровне, так как порядок признания гражданина малоимущим должен определяться именно законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы наблюдаем очевидный «пробел» в правовом регулировании, для предотвращения неоднозначного толкования которого и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона, предусмотренной ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, применять правила ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, к числу которых относятся: проживающие совместно с ним супруг, дети и родители.
Бросается в глаза и тот факт, что согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ устанавливаться основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На лицо недоработка правовых норм вызывает двоякое их толкование [5, c.86]. Думается, что все основания было бы рациональнее перечислить исчерпывающим перечнем именно в Кодексе, тем самым ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не было сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе ㅤ, могут быть «оттеснены» в очереди на получение ㅤ жилья ㅤ теми ㅤ категориями ㅤ граждан, жилищные ㅤ интересы которых пролоббированы иными законами на федеральном и региональном уровнях [8, с.39].
Основания, необходимые для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, устанавливаются как Жилищным кодексом РФ, так и другими федеральными законами или законами субъектов РФ. Так, согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях. признаются:
1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) граждане, являющиеся ㅤнанимателями ㅤжилых помещений ㅤпо договорам социального ㅤ найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального ㅤ найма либо собственниками ㅤ жилых помещений или членами ㅤсемьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей ㅤплощадью жилого помещения ㅤна одного члена семьи ㅤ менее ㅤ учетной нормы;
3) граждане, проживающие в помещении, не ㅤ отвечающем установленным ㅤ для ㅤ жилых помещений ㅤ требованиям;
4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В отношении упомянутого в пункте 4 данной статьи основании для предоставления другого жилья по договору социального найма связанного с проживанием в одной квартире со страдающим тяжелой формой хронического заболевания, необходимо иметь в виду, что признается невозможным совместное проживание с ним в одной квартире, если данное заболевание соответствует перечню заболеваний установленному Постановлением Правительства РФ.
Но на данный момент еще не установлен перечень заболеваний, страдающих которыми можно признать нуждающимися в жилых помещениях, поэтому продолжает действовать прежний утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» и ㅤ «Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», ㅤ утвержденный постановлением Правительства от 01.12.2004 №715.
Жилищный кодекс РФ предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, то есть совершения действий, в результате которых граждане могут получить статус нуждающихся в жилом помещении. Но законодателем до сих пор не установлен перечень данных действий, что значительно осложняет проверку заявителя в момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на предмет их наличия. Помимо того, это затрудняет ㅤ предоставление ㅤ жилья ㅤ по ㅤ договорам ㅤ социального найма, создает ㅤ условия ㅤ для ㅤ злоупотребления ㅤ правом и ㅤ приводит ㅤ к ㅤ нарушению прав ㅤ граждан [3, c.35].
Так как отказаться от нормирования жилой площади государство не может, статьей 50 ЖК РФ предусмотрено понятие учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения.
Под учетной нормой площади жилого помещения законодатель понимает устанавливаемый органом местного самоуправления минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого в целях ㅤ принятия ㅤ граждан ㅤ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – это устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого ㅤ определяется ㅤ размер ㅤ общей ㅤ площади ㅤ жилого ㅤ помещения, предоставляемого по договору социального найма. Естественно, что размер нормы предоставления, установленной данным органом, не может быть ниже размера учетной нормы [4, c.63].
Проблемы, вытекающие из приведенных положений действующего законодательства [7, c.217], позволили нам сформулировать следующие предложения:
- В ч.3 ст. 49 ЖК РФ слова «иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ» исключить.
- ㅤПринять нормативный акт, устанавливающий перечень заболеваний, страдающих которыми можно признать нуждающимися в жилых помещениях.
Устранение названных и других проблем, выявленных в рамках данной статьи, приведет к совершенствованию норм жилищного законодательства, закрепляющего ㅤ предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru.
- Данилова Е.С. Реализация принципа запрета злоупотребления правом при предоставлении жилых помещений по договору социального найма / Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Выпуск 20. – Нижний Новгород: НКИ, 2012. – C.35.
- Данилова Е.С. О проблемах приобретения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма //Юридическая наука и практика: проблемы современности и перспективы развития: материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 30 марта 2013. – C.63.
- Кудрявцева Л.В. Проблема реализации социальных санаторно-курортных услуг в Российской Федерации. //Евразийский союз ученых. 2015. — №4-9 (13). – С.86.
- Кудрявцева Л.В., Шелухина А.А. К вопросу о необходимости внесения изменений в российское законодательство, регламентирующее использование и государственную охрану средств индивидуализации товаров. /Актуальные проблемы реформирования гражданского и предпринимательского права: Материалы II Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с иностранным участием (г. Краснодар, 29-30 сентября 2016г.) Сборник статей. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2017. — С.115.
- Кудрявцева Л.В., Куемжиева С.А. Перспективы правовой защиты несовершеннолетних //Научные исследования: от теории к практике. — 2016. — № 4-2 (10). — С. 217.
- Тихомиров М.Ю. Социальный наем жилых помещений: практическое пособие – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2011. – C.39.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» description=»В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования ㅤ норм ㅤ жилищного ㅤ законодательства, ㅤ закрепляющего ㅤ ㅤ предоставление ㅤ жилого ㅤ помещения ㅤ по ㅤ договору ㅤ социального ㅤ найма. Авторы выявляют пробелы в правовом регулировании и предлагают способы их решения.» author=»Гарькавая Анастасия Игоревна, Дегтярева Наталья Витальевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-04-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]