Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Механизмы защиты социально-экономических прав граждан в России в XXI веке

Человек рождается свободным; состояние свободы сопровождает его всю жизнь, где бы он ни находился. Государство, гражданином которого является человек, гарантирует защиту прав и свобод, именно тех прав, которые законодательно закреплены.

Конституция определяет не все права и свободы человека и гражданина, а только основные. Ограниченный перечень прав человека не означает, что он лишен других прав. В Конституции РФ ч.1. ст.55 по этому поводу сказано следующее: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Конституционные правоотношения складываются между человеком (гражданином) и государством, такие отношения обязывают государство защитить эти права. Конституционно-правовой статус человека и гражданина предполагает совокупность основных прав, свобод и обязанностей. Конституция РФ, как и конституции многих развитых стран мира (Франции, ФРГ, Италии, США) закрепляют в своих конституционных нормах права человека и гражданина. Однако разные страны предприняли первые шаги в области равенства прав человека в разные столетия, США и Франция – в XVIII в., ФРГ и Италия – в середине XX в. Конституции СССР и РСФСР в основном определяли права гражданина, лишая, таким образом, прав других лиц, проживающих в стране, но не имеющих гражданства. Некоторые права предоставляются только гражданам данного государства по соображениям национальной безопасности, например, избирательное право.

Несмотря на то, что экономические права закреплены в Конституции РФ и имеют прямое действие, защита этих прав вызывает определенные трудности.

Согласно докладу Уполномоченного по правам человека в РФ «несоблюдение экономических прав заявителей (16% всех обращений) выражается в нарушениях права собственности; нарушениях законодательства о предпринимательстве; прав трудящихся на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, права на равную оплату за равный труд, на защиту от безработицы».

Например, 80 граждан РФ, получившие в 1993 г. земельные участки в собственность в Ленинградской области Гатчинском районе, не могут полностью реализовать свои права собственников, так как их свидетельства о праве собственности на землю орган исполнительной власти (Земельный комитет) передал не уполномоченному на то лицу. Лицо, получившее без доверенности граждан, принадлежащие им документы, затем их уничтожило. Орган исполнительной власти, выдавший документы, был ликвидирован. Даже в судебном порядке не представлялось возможным потребовать возмещения вреда, причиненного как действиями представителей органа исполнительной власти, так и физического лица, утратившего чужие документы. Суд Гатчинского района Ленинградской области и Московского района г. Санкт-Петербурга не смогли установить надлежащего ответчика.

В России гражданское законодательство предусматривает самозащиту гражданских прав (ст.14 ГК РФ), однако попытки граждан непосредственно реализовать свои права на самозащиту экономических прав часто приводят к тому, что в правонарушении обвиняют того же гражданина; при этом часто наступает не только гражданская, но и уголовная ответственность.

В отличие от личных прав, защита которых должна осуществляться органами исполнительной власти без промедления, защита экономических прав зависит от экономических и социальных возможностей самого государства. Так Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государство «…принимать в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер…» (ч.1. ст.2).

В протоколе №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод защита собственности определяется так: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Социально-экономические права человека и гражданина, закрепляемые в конституции, можно классифицировать следующим образом: 1) право на экономическую деятельность; 2) право частной собственности; 3) право на достойное вознаграждение за труд; 4) право на социальное обеспечение; 5)право на получение жилья; 6) право на получение образования. В данной статье автор рассматривает, как реализуются социально-экономические права граждан в период с 2001 г. по 2014 г.

29 апреля 1996 г. в России была принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В стратегии сформулированы наиболее вероятные угрозы экономической безопасности страны, к которым относится имущественная дифференциация населения и рост уровня бедности. Государство должно способствовать повышению благосостояния населения своей страны.

На протяжении последних 10 лет XXI века многие ученые и политики высказывались в защиту социальных и экономических прав граждан России.

Академик РАСХН В.С. Шевелухи в своем докладе на Втором Пленуме РУСО (24 декабря 2005 г.) подчеркнул, что главная задача любой власти заключается в обеспечении благополучия и достойной жизни общества.

Минэкономразвития России подготовило приложение к Концепции социально-экономического развития Российской Федерации[i], в котором представило основные параметры прогноза социально-экономического развития. В данном приложении в п.4.1. раздела 4 приводятся оптимистические прогнозы повышения доходов населения в 2010-2020 гг. В качестве базового года для сравнения выбран 2006 г. (100%). Согласно прогнозу реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут со 147,0% в 2010 г. до 286,0 % к 2020 г.; реальная заработная плата в 2010 г. достигнет 168,2% и к концу 2020 г. составит 384,7%; размер трудовой пенсии в 2010 г. увеличится до 154.4% и к концу 2020 г. составит 437,7%.

Обеспечение социально-экономических прав населения является одной из основных функций Российской Федерации. Каким образом реализуется эта функция? На этот вопрос можно ответить, проанализировав соответствующие разделы, например, федерального бюджета Российской Федерации.

Для анализа используем данные разделов федерального бюджета за 2001-2010, 2014 гг.

Данные анализа приведены в таблице 1. Мы можем наблюдать постепенный и в отдельные годы значительный рост финансирования по указанным статьям.

Распределение расходов федерального бюджета на 2001-2014 г годы

 по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации

Таблица 1, тыс. руб.

Наименование раздела

Год

Образование

 

Здравоохранение Социальная

политика

 

Изменение финансирования в %
2001. 48 803 232,6 22 206 589,7 107 780 997,3 100
2002 80 088 334,7 31 908 141,6 430 350 521,5 303,34
2003 99 092 420,0 39 475 431,1 144 119 530,2 158,11
2004 119 256 069,7 49 258 032,5 158 468 667,0 182,89
2005 160 468 316,1 185 874 780,1 246,33
2006 211 976 793,2 216 506 387,1 248,8
2007 287 080 421,1 286 410 298,8 475,51
2008 354 998 871,5 293 644 998,5 518,4
2009 387 885 084,9 320 345 423,9 577,28
2010 386 563 314,2 328 751 096,0 581,89
2014 418 967 694,7 357 154 180,6         1 088 731 322,4 1043,04%

Реальную картину в отношении реализации социально-экономических прав граждан России можно представить, ознакомившись с ежегодными отчетами Уполномоченного по правам человека в РФ.

В докладе Уполномоченного за 2001 г. отмечено более тесное  взаимодействие  с неправительственными правозащитными организациями по защите и восстановлению прав граждан.

В 2001 году стали работать «горячие телефонные линии» по проблемам  социальной защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы; защита прав и законных интересов детей.

Сотрудники аппарата Уполномоченного провели более 15 тыс. юридических консультаций по телефону, в ходе которых разъяснялись формы, методы и способы защиты прав человека.

Уполномоченный в своем докладе отметил, что, к сожалению, Россия пока не является социальным государством. Около 40 % населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Заработная плата и пенсии настолько малы, что не обеспечивают нормальной жизни.

В своем докладе за 2002 г. Уполномоченный, к сожалению, отметил, что права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью.

Экономические реформы, проводимые в России с 1991 года, изменили условия жизни населения в худшую сторону. Бюджетный дефицит ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики.

Уровень реальных денежных доходов населения в 2002 г. снизился на 50 процентов. Одна треть населения страны находится за чертой бедности. Ухудшается физическое здоровье, психологическое и нравственное состояние людей. Увеличилось число нарушений экономических и социальных прав граждан.

Минимальная заработная плата значительно ниже прожиточного минимума, поэтому большая часть населения не может на нее прожить. Но даже такая заработная плата не выдается вовремя. Согласно информации Госкомстата России, суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2003 года составила 30 млрд. 575 млн. рублей.

Сокращается численность занятого населения страны. В конце августа 2002 года 5,4 млн. человек, или 7,5 процента, экономически активного населения, значились как безработные, в то время как в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано только 1,2 млн. человек, или 1,7 процента экономически активного населения.

Нарушения прав граждан в сфере жилищного и градостроительного законодательства. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает уровень реальных доходов населения.

Правительство Российской Федерации планирует выделить в 2003 году целевым назначением 17,5 млрд. рублей на финансирование льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем до сих пор остается нерешенным ряд вопросов, касающихся пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан.

Соблюдение экономических и социальных прав граждан зависит в первую очередь от уровня экономического развития страны. Государственная политика, направленная на реальное развитие экономики, будет способствовать повышению уровню жизни людей, их благосостоянию.

Обратимся к 2008 г. В докладе Уполномоченного отмечены следующие негативные моменты. До наступления кризиса осенью 2008 года финансовое положение нашей страны в течение истекшего 10-летия заметно укреплялось. Наблюдался рост экономики. В бюджете страны были предусмотрены ассигнования для решения социально-экономических проблем в интересах населения (см. табл.1). Однако государство не может представить обществу ощутимые результаты борьбы с бедностью. Инфляционный скачок болезненно отразился на довольно низком уровне жизни малообеспеченных слоев населения. В 2008 году в России инфляция 13%. Продолжает увеличиваться имущественное расслоение населения.

Одной из наиболее важных и неотложных социальных задач государства остается обеспечение своих граждан достойными пенсиями.

Российские пенсионеры – наиболее пострадавшая от экономических реформ категория населения нашей страны. Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, которая предусматривает и меры по модернизации российской пенсионной системы.

Одним из элементов государственной системы социальной защиты населения, при осуществлении которой граждане сталкиваются с множеством бюрократических барьеров, является обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009-2010  годы прошли под девизом «Права – не дают, права – берут».

В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год было отмечено следующее. В конце 2014 года наступил кризис основных международных правозащитных институтов, которые оказались неспособными реагировать на массовые нарушения прав человека в разных конфликтных точках мира. Многие прежние страны-«эталоны» в деле защиты прав человека растеряли свой моральный капитал на этом сомнительном пути.

Ценность человеческой жизни должна оставаться главная ценностью в России.

По результатам анализа данные Левада-Центра, Фонда «Общественное мнение» и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, следует отметить, что большинство жителей РФ имеют вполне адекватное представление о понятии «права человека», при этом основной акцент делается на сочетании «правовое государство и социальные гарантии». Анализ поступающих в аппарат Уполномоченного жалоб и обращений позволяет предполагать, что в основе нарушений прав человека лежат преимущественно следующие проблемы: 1) низкий уровень правовой культуры; 2) синдром «презумпции виновности» граждан по отношению к государству; 3) наличие бюрократических барьеров и др.

Права человека в России нарушаются также: 1) по вине недобросовестных производителей; 2) вследствие коррупции; 3) из-за отсутствия общефедеральных социальных стандартов.

Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации реализуется комплекс антикризисных мер, степень защищенности различных видов конституционных прав остается неравномерной.

Несмотря на постепенный рост доходов федерального бюджета, увеличение финансирования разделов, связанных с социально-экономическим обеспечением граждан России, социально-экономическая политика государства на практике оказывается малоэффективной. Для решения этой проблемы необходимо мобилизовать все усилия экономистов, финансистов, юристов с целью повышения благосостояния общества.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изменениями 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 1 (Часть I). Ст. 2.
  2. Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (с изменениями 23 декабря 2004 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2001. № 53 (Часть I). Ст. 5030.
  3. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5132.
  4. Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. N 52 (часть I) ст. 5038.
  5. Федеральный закон от 23.12.2004 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (с изменениями от 4 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52 (часть I). Ст. 5277.
  6. Федеральный закон от 26.12.2005 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изменениями от 1 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 52 (часть II). Ст. 5602.
  7. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (с изменениями от 23 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (часть II). Ст. 5504.
  8. Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с изменениями от 8 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.07.2007 № 31. Ст. 3995.
  9. Федеральный закон от 28.12.2009 № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1. Ст.3.
  10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 2.12.2013 N 349-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2014 г.).
  11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году // Российская газета. 2002. 22 июня.
  12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронова в 2002 году // Российская газета.2003. 15-18, 23-25, 30 июля, 5, 7 августа.
  13. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета.2004. 29 августа.
  14. 14. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год «Что для гражданина право, то для чиновника долг» // Российская газета.2005. 31 марта.
  15. 15. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год (Москва, 9 февраля 2007 г.) «Закон сильнее власти» // Российская газета. 2007. 13 апреля.
  16. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год (Москва, 17 февраля 2009 г.) «Закон сильнее власти» // Российская газета. 2009 17 апреля.
  17. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год.[schema type=»book» name=»Механизмы защиты социально-экономических прав граждан в России в XXI веке» description=»Автор в данной статье рассматривает социально-экономические права, гарантированные конституцией, которые дают возможность человеку обеспечить себе достойную жизнь и удовлетворить насущные потребности. Интеллектуальные, творческие, материальные возможности у большинства людей значительно различаются в силу рождения либо в зависимости от той среды, в которой развивается и живет человек. » author=»Отто Ирина Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found