Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

История российского государственного управления в общественном сознании россиян представлена избирательно, фрагментарно в зависимости от политической конъектуры, тогда как единство и целостность восприятия материального и духовного мира обусловливается объективностью анализа исторического времени. Государственное управление, как гуманитарная наука изучают общество, человека, человеческие отношения, сложившиеся государственные институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. Одним из главных вопросов общественной жизни является вопрос о праве на власть и управление, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией одной науки, его рассматривает всё гуманитарное знание в той или иной мере. В СМИ подчас замалчиваются или подвергаются необоснованной критике отдельные периоды истории, события и люди, оказавшие влияние на ее ход и развитие. История содержит в себе все, что происходило в ней и хорошее, и плохое, а каждое новое поколение получает его в наследство, чтобы дополнить и передать потомкам. Поэтому необходимо воспитывать уважение к истории даже в периоды ее трансформации, когда переоцениваем достижения предков или переделываем совершенное ими.

Народ, который не знает и не ценит истории, не может формировать в своей среде уважения к родине, ее народу, своего достоинства и чести. Знание истории особо актуально в переломные периоды, так как за иллюзии, заблуждения или обман всегда приходится платить не одним, так другим поколениям людей. История государственного управления России, написанная на основе исследований русских ученых, архивных источников, доказывает, что у нас не было восточной деспотии, а феодальная монархия в своем развитии прошла те же этапы, что и в странах Западной Европы, российское государство и право развивались в русле общей мировой цивилизации. Понять логику развития институциональной структуры и технологию государственного управления в России можно лишь в контексте ее истории, культуры, традиций и особенностей самоидентификации, определявших формы и способы управляющего воздействия власти, приспосабливающей институты и механизмы управления к нуждам общества в различные периоды истории.

В последнее время люди стали более остро реагировать на ошибки и недоработки сфере государственного и местного управления, злоупотребление властью, коррупцию, взяточничество и.т.д., что потребовало принятия законодательства по противодействию коррупции. В соответствии со ст. 32, в его основу положены следующие принципы:

— признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

— законность;

— публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и.т.д.

В результате это приводит к тому, что государственное управление становится обязанным следовать воле закона, который ограничивая произвол, делает его доступным в качестве государственной услуги. В результате должно привести к переходу от директивного управления к имплицитному, изменяющему характер отношений между государством и гражданами, моделируя их до уровня партнерских. Современные информационные технологии изменили процесс государственного управления, требуя от него постоянного обновления, в процессе которого государство становится более демократичным, что можно проследить в политике многих современных государств.

История государственного управления, как научное знание об опыте и практике управленческой деятельности, изучает отношения, возникающие в процессе ее реализации, проблемы прошлого и современности, решение которых требует новых технологий. Управление людьми, социальными процессами, институтами государства было и остается сложным делом, не всякому по силе, поэтому имена и дела наиболее талантливых политиков, реформаторов остались в истории как пример и опыт для последующих поколений. Власть приобретается различными способами, может быть и не такими уж сложными, как кажется, например, случайные обстоятельства или протекция. Однако, реально управлять, способны лишь те, кто талантлив, имеет опыт и высокий уровень образования, в основе которого лежит история со всеми ее взлетами и падениями, удачами и разочарованиями. Поэтому, когда мы видим вокруг нас множество управленческих структур, чиновников разного уровня, а порядка в системе государственного управления нет, то стоит вспомнить исторический опыт тех, кто действительно умел управлять, то есть осуществлять один из сложных видов человеческой деятельности.

Основоположником науки об управлении, получившей развитие в США в начале XX века, считается Ф.Уинслоу Тейлор, который рассматривал его как самостоятельную область научных исследований. Он писал, что «не будет стран богатых и бедных — будут страны образованные и невежественные», подразумевая под источником знаний, прежде всего, знания о процессах управления, включая государственное управление.

В ходе буржуазных революций, появляется новая модель государства, в основу которого положены принципы конституционализма, либерализации общественных и рыночных отношений, что стало началом процесс становления политической науки и теории государственного управления в различных странах. Основоположником американской науки государственного управления считается Вудро Вильсона (1856-1924) двадцать восьмой президент, указавший на необходимость изучения правительственных учреждений независимо от политики и предложивший использовать в государственном управлении методы менеджмента. По его мнению, подбор государственных служащих на основе их профессиональной компетентности и внедрение практик делового администрирования в работу государственных органов, будут способствовать их эффективности. В рамках классической школы была обоснована необходимость научного подхода к управлению и сформулированы общие его принципы. Представители классической школы рассматривали любую организацию как структуру с предписанными вышестоящими органами власти правил поведения, отклонение от которых нарушает существующий порядок, что недопустимо.

В истории управления представителем классической школы является немецкий социолог Макс Вебер, создавший теорию бюрократического построения организации и управления. Он считал, что власть рациональна, если основывается на опыте, знаниях и культуре демократии. По его мнению, государство способно решать множество задач, носящих различный характер, но вся проблема заключается в том, что нет такой задачи, которая полностью и исключительно бы была присуща ему. Он считал, что физическое насилие является специфическим средством государства, что лишь государство способно применять насилие, и только тогда оно будет считаться легитимным. В Вебер поднимает также проблему взаимоотношения этики и политики. Он пишет, что «всякое этически ориентированное действие может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на этику убеждения, либо на этику ответственности».

С возрастанием значения организационно-технических и социально-экономических отношений, приходит время концепции классического административного управления, предложенной французским ученым Анри Файолем, создавшим теорию администрации, определившим ее проблемы и принципы управления организацией. Он предложил определять эффективность управление в зависимости от способов наиболее результативного использования государством имеющихся ресурсов и средств. В начале 30-х годов XX века административная школа управления перерастает в школу «человеческих отношений», главной заслугой которой явился перенос центр тяжести в системе управления от исполнительских задач на взаимоотношения между людьми.

Государственное управление имеет длительную историю, как наука берет свое начало с XX века и представляет собой систему принципов, методов, технологий, разработанных на основе эмпирического опыта и исследований в различных областях гуманитарного знания. В процессе систематизации знаний об управленческой деятельности начали создаваться научные школы, сменявшие друг друга, в зависимости от того на решение каких практических задач они ориентировались, что привело в результате к объективному анализу истории государственного управления.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/12164203/#ixzz3UkgvFfdj Дата доступа: 8.11.2016.
  2. См. Цели государственного управления https://elib.me/munitsipalnoe-upravlenie_1090-gosudarstvennoe/tseli-gosudarstvennogo-upravleniya-33572.html[Электронный ресурс]. – Дата доступа: 8.11.2016.
  3. См.: Taylor F. W. The Principles of Scientific Management. — New York, 1911.
  4. Конституционализм можно рассматривать как один из принципов практики управления государственными и социальными процессами и институтами на основе конституции, а также как способ организации государственной власти и ее уравновешивания.
  5. Вебер М. Политические работы, 1895—1919 Gesammelte Politische Schriften, 1895—1919 / Пер. с нем. Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой. — М., 2003.
  6. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные сочинения. — М., 1990. С. 521.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ» description=»В статье показано, что средства массовой информации подчас замалчиваются или подвергаются необоснованной критике отдельные периоды истории, события и людей, оказавшие влияние на ее ход и развитие. Делается вывод, что понять логику и технологии государственного управления можно в контексте ее теории, истории, культуры, традиций и особенности самоидентификации, определявших формы и способы управляющего воздействия власти в различные периоды.» author=»Андреева О.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found