Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В Самарской области становится все меньше места для строительства все новых городов, новых дорог, где на каждого четвертого человека, проживающего на территории этой страны, приходится личный автотранспорт, проблема конкурентоспособности  и эффективности управления городским пассажирским транспортом  становится актуальной (Южный город, Кошелев проект). Такими же темпами нарастает проблема экологии в Самарской области [2].  Вода реки Самара испытывает сильнейшую нагрузку. Почвенный покров Самарской области уже не может справляться с техногенными отходами. К техногенным и антропогенным отходам при строительстве автодорог относится:

— нехарактерные загрязнения, внесенные при строительстве дорог;

— технические преобразования;

— климатические воздействия связанные с деятельностью людей при строительстве;

— эстетические воздействия.

И в такой ситуации, задачей первостепенной важности становиться модернизация управления данного направления экономики Самарской области.

Городской транспорт является важным направлением экономики Самарской области со стороны обеспечения основного преимущества города – доступности разных направлений  деятельности и взаимодействия. Поставленная организация, эффективность работы ГПТ оказывает влияние на всех жителей Самарской области, а не только на пассажиров, которая зависит от качества автодорожного полотна [1,3].

Основными видами городского пассажирского транспорта являются автобус, троллейбус трамвай и метрополитен.

Рисунок 1. — Классификация городского пассажирского транспорта

В Самаре наиболее распространенным видом городского транспорта является трамвай, что видно из рисунка 2.

Рисунок 2. – диаграмма перевезенных пассажиров за 2009г.

Рисунок 1. Использование транспортом

Экономические особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: выручка от билетов, покрывающая малую часть расходов.

Организационные особенности перевозок городским пассажирским транспортом является более высокая потребность в организации диспетчерского управления и организация транспортного обслуживания в условиях спада потребности в перевозках в пики.

Социальные особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: значимость качества работы.

Эксплуатационные особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: компактность обслуживания, связанная с частыми остановками, устойчивые пассажиропотоки, наименьшая протяженность маршрутов.

На основании ст. 6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, могут относиться «организация транспортного обслуживания населения и муниципальных предприятий». Однако нет данных в нормативной документации расшифровки понятия транспортное обслуживание.  Таким образом, с одной стороны, органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность перед населением муниципального образования за результаты организации транспортного обслуживания, однако, с другой стороны, федеральное законодательство не определяет, что, собственно, подразумевается под такой организацией.

За этим следует появление проблемы, которая заключается в  переносе всей ответственности за организацию транспортного обслужи­вания городского населения на органы местного самоуправления без предоставления им соответствующих полномочий и соответствующих источников финансирования[4,2].

В федеральном законодательстве Российской Федерации  дан перечень полномочий муниципального органа управления городским пассажирским транспортным комплексом.

Таблица 1.

Полномочия муниципальных органов

МОУ ГПТ — руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

— осуществляет контроль над работой иных пассажирских перевозчиков, предоставляющих услуги по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом;

— утверждает маршруты маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

— утверждает графики движения автотранспорта по маршрутам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

— привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков, действующих на территории муниципального образования;

— обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в муниципальном образовании;

— организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах и в аэропорту.

 

МОУ ГПТ — анализирует работу пассажирского транспортного комплекса муниципального образования, по согласованию с ГИБДД вносит предложения по строительству новых, реконструкции, расширению или благоустройству действующих остановок ГПТ

—  может принимать решения об организации новых маршрутов, увеличении количества транспорта на маршруте или закрытии действующих маршрутов. Решения принимаются по результатам проведенных исследований пассажиропотока или по многочисленным обращениям граждан

— ведет реестр перевозчиков и их автотранспорта, работающего на территории муниципального образования

— в целях защиты прав пассажиров МОУ ГПТ имеет право в случае выявления факта предоставления услуг по маршрутным пассажирским перевозкам, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, приостанавливать предоставление услуг по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом до предоставления перевозчиком информации или прекращать предоставление перевозчиком этих услуг

Все остальные полномочия МОУ ГПТ могут трактоваться как не соответствующие действующему федеральному законодательству. Как следствие, закрепление в субфедеральных (региональных или местных) нормативных правовых актах дополнительных полномочий может быть опротестовано на этом основании органами по надзору за соблюдением федерального законодательства, а само исполнение данных полномочий может быть приостановлено.

Нормативно правовым актом Самарской области, соответствующим выше установленным полномочиям, является Закон Самарской области «о пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области», принятом 25 июня 2002 года.

Закон определяет полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере управления  пассажирский транспорт, формы государственной поддержки пассажирского транспорта на территории Самарской области. (гл.1, ст.1)

Правовую основу Закона составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Устав Самарской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области. (гл.1, ст.2)

Глава II полностью посвящена управлению пассажирским транспортом: указанны основные принципы управления пассажирским транспортом (ст.4), разделены и перечислены полномочия  Самарской Губернской Думы,  Полномочия органов исполнительной власти Самарской области, Полномочия органов местного самоуправления  в сфере управления пассажирским транспортом. (ст.5 , ст.6, ст.7, соответственно).

Основными формами государственной поддержки пассажирского транспорта на территории Самарской области являются, перечисленными в главе III:

а) разработка и реализация областной программы развития пассажирского транспорта;

б) экономическое стимулирование перевозчиков;

в) иные формы в соответствии с федеральным и областным законодательством. (ст.10).

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтение отдается схемам с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Именно таким подразделением является Департамент транспорта  Администрации городского округа Самара.

Структура департамента представлена на рис.3:

Рисунок 3 – Структура Департамента транспорта Администрации г.о. Самара (руководителя Департамента транспорта — Титов В. Е.)

Департамент транспорта организует транспортное обслуживание населения автомобильным пассажирским, городским электрическим транспортом и метрополитеном в границах городского округа, способствует реализации государственной политики в сфере городского пассажирского транспорта, обеспечивает в транспортном комплексе формирование единой экономической, инвестиционной, тарифно-ценовой, научно-технической, информационной, кадровой и социальной политики, содействует привлечению внебюджетных источников финансирования развития транспортного комплекса, содействует повышению эффективности работы организации транспортного комплекса и росту конкурентоспособности среди транспортных операторов на рынке транспортных услуг[1,5].

К основным задачам департамента относится:

  1. Как реализация так и формирование политики и области создания транспортных услуг и организация транспортного обслуживания в рамках городского округа.
  2. Разработка новых программ по развитию пассажирского транспорта на основании схема транспорта городского округа и контроль за реализацией.
  3. Обеспечение безопасной и эффективной, а также устойчивой работы городского пассажирского транспорта и увеличения процентной ставки оказания услуг в сфере перевозок.
  4. Контроль за деятельностью по внедрению и разработки стратегического плана и мероприятий касающихся организации и безопасности дорожного движения.
  5. Обеспечить организацию работ не только по текущему содержанию, но и ремонту.

Перечислим муниципальные предприятия г.о. Самара, работающие по управлению городским пассажирским транспортом :

Рисунок 4. – Муниципальные предприятия г.о. Самара в сфере транспорта

  1. «ТТУ» осуществляет виды деятельности:

Основной вид деятельности метрополитена — это перевозка пассажиров.

Кроме этого, осуществляется:

— работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок;

— обеспечение работоспособности электрических сетей, передача электроэнергии и др. виды деятельности.

При строительстве метрополитена затрачивается огромный комплекс технических и организационных сил и мероприятий, не все регионы могут осилить и технически подготовиться к строительным работам. В Самаре работы связанные с метрополитеном, как строительство, так и реконструкция поручены и выполняет министерство строительства. Для того чтобы выполнить программу по строительству метрополитена в Самаре, необходимо постоянное финансирование. Возникающие конфликты между строительством и средой обитания очень серьезны.

Наибольший процент загрязнений в окружающую среду вносит строительство, часть которой попадает и на автодороги. Асфальтирование все больших площадей поверхности в Самарской области, не только исключает часть земли, но и изменяет режим грунтовых вод, испарение и т.д., что в итоге меняет систему биогеоценоза.  На сегодняшний день статистические данные не представлены, так как никому не известен %  поверхности земли который может быть закрыт непроницаемой оболочкой, чтобы нанести ущерб непоправимый. Инженерами-  строителями в первую очередь должны учитываться  все виды воздействия на природу при строительстве автодорог, а также предложены меры по защите окружающей среды.

Меры по защите окружающей среды , на наш взгляд, могут быть:

-защита геологической и гидрогеологической среды;

-борьба с различными химическими, тепловыми загрязнениями;

-экономное расходование ресурсов земли Самарской области;

-восстановление земли после строительных работ;

-своевременная утилизация отходов

-создание экологически чистых дорог;

-обязательный мониторинг с целью проведения своевременных решений.

Начиная строительство дороги в любом районе Самарской области необходимо применять рациональную планировку учитывая не только рельеф местности, но и район застройки. Необходимо чтобы архитектурные аспекты вписывалась в окружающую среду. Основным направлением является сохранение поверхности земли и рельефа Самарской области, при этом развивать строительство метрополитенов и подземных переездов. Инженер обязан знать правовые вопросы, касающиеся охраны окружающей среды, свои права и обязанности.

Список литературы:

  1. Филатова А.В., Иванов И.С., Михайлов А.В. ,Мордяшов А.А. Мониторинг автомобильных дорог// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей. / Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.-.С. 206-211

2.Филатова А.В., Мухамеджанов Г.К. Состояние и перспективы развития производства и применение нетканых материалов в России и странах таможенного союза// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей./ Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.-.С. 211-217

  1. Филатова А.В. , Зуев М.С. Причины образования колеи и их исследования// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей. / Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.- С.202-206
  2. Филатова А.В. Информационные ресурсы поддержки бизнес-процесса на примере предприятия по строительству автодорог (статья)//Вестник Самарского государственного университета: Серия «Экономика и управление». – Самара, 2015. — № 5(127).-С.69-75
  3. Филатова А. В., Епищенко А. С. Геодезическое обеспечение при строительстве мостов// Международный Научный Институт «Educatio» № 9 (16) / 2015 стр.123-126[schema type=»book» name=»ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»В статье рассматриваются проблемы и решения эколого-экономические при строительстве дорог и их использовании различными видами транспорта. Почвенный покров Самарской области уже не может справляться с техногенными отходами. Городской транспорт является ключевой сферой экономики Самарской области с точки зрения обеспечения ключевого преимущества города – доступности разнообразных видов деятельности и взаимодействия. » author=»Филатова Анастасия Викторовна, Саморуков Сергей Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-27″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found