Усиление зависимости стран и регионов от мирового хозяйства, переход к информационному обществу и экономике знаний, изменения в образе жизни людей, а также экологические проблемы требуют применения новых подходов к управлению развитием регионов и обеспечение их конкурентоспособности. Основными приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение конкурентоспособности регионов, должны стать развитие научно-технологического и инновационного потенциала регионов. Процесс распространения инноваций должен перейти от централизованного к локальному, когда отдельные регионы, благодаря локальным инновационным процессам, станут «точками инновационного роста» национальной экономики. Для России, с ее значительной территорией и различиями социально-экономического развития, региональные аспекты научно-технической и инновационной политики имеют существенное значение [5]. Несмотря на понимание на всех уровнях управления важности инновационного пути развития, действенных механизмов государственной или региональной поддержки инноваций в России все еще нет, а практика деятельности предприятий свидетельствует о ряде проблем в этой сфере и низкой инновационной активности, что не способствует повышению конкурентоспособности регионов.
В то же время глобальные финансово-экономические воздействия, территориальная конкуренция за ресурсы и их ограниченность показали актуальность инновационного развития регионов, что, в свою очередь, требует применения адекватных современным общественным и экономическим тенденциям инструментов и методов.
Теоретически можно утверждать, что мотивационными доминантами государства по формированию эффективных механизмов инновационного развития его территорий является исчерпанность природных ресурсов, мировые тенденции развития экономики и значительный инновационный потенциал РФ.
Особенностью инновационного развития региона является то, что он как никакой другое развитие требует государственной и региональной поддержки. Если в других сферах соответствующие сдвиги происходят часто «вопреки», то инновационный путь развития региона требует заинтересованности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти, потому что это та деятельность, которая происходит лишь при условии создания определенных благоприятных условий, среди которых:
— эффективная регуляторная среда;
— качественное информационное обеспечение инновационной деятельности;
— наличие и активное функционирование объектов инновационной инфраструктуры;
— мотивационные инструменты активизации инновационных процессов;
— надлежащая защита интеллектуальной собственности и др.
Идеальным является вариант, когда регион самостоятельно определяет инструменты, которые могут обеспечить его инновационное развитие. В то же время всегда будут иметь место ресурсные ограничения и придется выбирать инструменты, наиболее адекватные по региональной ситуации и определенным приоритетам. Необходимо отметить, что определенный набор инструментов у любого региона, даже у которого нет желаемого уровня автономии и ресурсного обеспечения (российские регионы), а импульсы к инновационному развитию могут быть предоставлены даже мерами, которые не требуют значительных ресурсных вложений.
Но региональные органы власти в пределах соответствующих региональных программ могут самостоятельно предпринимать определенные шаги в этом направлении. В связи с зависимостью региональных правительств от решений вышестоящих органов и отсутствием собственного бюджета создания структур, которые оказывали поддержку инновационной деятельности в регионе, возможно в форме учреждений или предприятий органов местного самоуправления. Это также могут быть объекты, созданные с долевым участием и других заинтересованных сторон. Однако результаты от их деятельности могут появиться спустя лишь длительный срок, и они не сразу станут прибыльными. В то же время в их эффективном функционировании должны быть заинтересованы не только местные органы власти, но и другие субъекты инновационного развития региона, для которых они собственно созданы [1].
Без достижения высокого уровня взаимопонимания между властью, наукой и бизнесом невозможен инновационный путь развития. Поэтому сегодня одной из задач региональной политики является применение механизмов стимулирования инновационных субъектов к сотрудничеству и кооперации. Через совершенствование и развитие таких отношений можно существенно ускорить необходимые изменения в инновационной сфере. Именно на этих принципах функционируют инновационные промышленные кластеры. Необходимо отметить, что в последнее время кластерный подход является наиболее популярным подходом в обеспечении инновационного развития региона. Однако существующие отечественные и зарубежные теоретические наработки не дают полного ответа последствий его применения.
На сегодня наиболее сложной задачей является технологизация достижения целей, разложения приоритетов инновационного развития на конкретные задачи. Главным противоречием в данном случае является то, что наука определяет подходы к инновационному развитию, не предлагая конкретных прикладных технологий, а практика, не имея соответствующего научного опыта и теоретической подготовки, может упустить из виду важные методологические ориентиры, которые могли бы обеспечить необходимые синергетические эффекты. В этом аспекте важной задачей государства и самих регионов является подготовка специалистов высокой квалификации, которые умели разрабатывать эффективные технологии инновационного развития, учитывая региональные особенности.
Рассматривая проблему развития инновационных технологий на уровне Нижнего Новгорода следует отметить пристальнее внимание регионального правительства, местных органов власти к использованию эффективных механизмов инновационного развития региона.
Сегодня в городе действует несколько бизнес-инкубаторов, разработаны и осуществляются правительственные программы по развитию инновационных технологий в регионе.
В качестве примера можем показать результативность участия Нижнего Новгорода в Road Show российских институтов развития – Russian StartUp Tour, проходящий с 18 марта по 29 апреля 2013 года в 15 российских городах.
В городе регулярно проводится Ежегодный Международный Инвестиционный Форум бизнес лидеров «Инновации для бизнеса». Нижний Новгород вошел в список самых инновационных городов мира по версии агентства 2thinknow. Столица Приволжья заняла в рейтинге 282 место. Нижегородская область заняла девятое место в группе регионов-лидеров, отличающихся высоким уровнем инновационной активности [5].
Таким образом, инновационное развитие является приоритетным направлениям развития региона в целом. Пристальное внимание правительства региона, органов местного самоуправления дали положительные результаты. Нижегородская область выходит в признанные лидеры инновационного развития Российской Федерации.
Инновационное развитие требует инновационных подходов к его обеспечению, что обусловливает трансформации и в самой региональной системе. Управленческие структуры должны быть способны успешно решать различные проблемы и противоречия, возникающие при переходе от существующей к желаемой модели развития, поэтому необходимо сформировать такую команду управления, которая была бы благоприятной для соблюдения и развития признаков ее инновационности [4]. Однако, как показывает в своей работе М.Казаков [2], неотъемлемой составляющей инновационного развития является лидерство. В частности, в работе этого ученого отмечается, что руководство как специфическое преломление феномена лидерства в процессе управления имеет прямое отношение к персональным и технологических умений, способностей, влияния, хотя может и не быть центром неформальной интеграции.
Способность современных организаций к инновациям зависит прежде всего от наличия таких правил игры, которые поощряют кооперацию, конструктивную и новаторскую деятельность вместо того чтобы стремиться к сохранению равновесия, гармонии и консервации существующих отношений [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
- Объективно обусловленной необходимостью является диверсификация функций и полномочий государства по поддержке инновационной деятельности в России. Только таким образом можно обеспечить формирование полноценных региональных инновационных систем.
- На современном этапе, одним из приоритетных задач государства по инновационному развитию регионов является задача формирования адекватной современным региональным запросам нормативно-правовой базы, обеспечения ее безусловного выполнения, создание в регионах объектов инновационной инфраструктуры и подготовка специалистов-технологов в сфере регионального инновационного развития.
- Путь инновационного развития регионов обусловливает необходимость проведения последовательной и эффективной региональной политики, которая согласовывает правовые, финансовые, организационные возможности органов власти и существующие потребности инновационных субъектов и обеспечивает соответствие их действий приоритетной задачей стратегии инновационного развития. Решение этих задач требует использования интерактивной модели инновационного развития, которая является безальтернативным вариантом для регионов.
- Для обеспечения инновационного развития регионов необходимы качественно новые, инновационные подходы в региональном управлении. Но сегодня для такой деятельности ни местные политики, ни специалисты местных органов власти еще не готовы. И те, и другие, как показывает практика, ориентированные на быстрые результаты, когда внедрение инновационных инструментов регионального развития требует длительного времени. Поскольку инновационное развитие регионов определяется прежде соответствующей государственной политикой, дальнейшие исследования в этом направлении должны касаться этой сферы и государственных механизмов формирования и использования инновационного потенциала регионов. Актуальным остается также исследование форм и методов совершенствования взаимоотношений в регионе по поддержке инновационной деятельности, инновационного потенциала регионов и инноваций в системе регионального управления как фактора инновационного развития территорий.
Список литературы:
- Архиереев С. И. Взаимосвязь развития региональной инновационной системы, интерактивных инновационных комплексов и инновационной инфраструктуры. Пример региона Эмилья-Романа [Электронный ресурс] / С. И. Архиереев, И. О. Дерид // Вестн. СумДУ. – 2009. — № 1. – Режим доступа: https://visnyk.sumdu.edu.ua/arhiv/2009/Econom_1_09/09asipre.pdf
- Казаков М. А. Инновации и лидерство на региональном уровне управления: технологический подход [Электронный ресурс] / М. А. Казаков // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2009. – № 1 (13). – С. 13–17. – Режим доступа: https://www.vestnik@unn.ru
- Antón M. Innovation management implementation: real cases in Castilya y León, Spain / M. Antón, A. Sandovar. – Режим доступа: https:// www.in3.dem.ist.utl.pt/downloads/cur2000/posters/pos059.pdf
- Kokkonen E. Cooperation for Regional Innovation Promotion / E.Kokkonen – Riga, 25 October, 2007. – 12 p. – Режим доступа: https://www.vraa.gov.lv/uploads/documents/sadarbiba/ek_ riga_251007_ opening.pdf
- Нижний Новгород — один из лидирующих инновационных городов России//Режимдоступа:https://www.akvobr.ru/russian_startup_tour_nizhnii_novgorod.html[schema type=»book» name=»РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ» author=» Девяткин Андрей Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]