Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЕКТАХ ДЛЯ ИХ УЧАСТНИКОВ

Вступление. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, и то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.  Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать и оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей, или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в  оппонентов, соперников и противников. Именно поэтому современная теория и практика управления проектами уделяет серьезное внимание вопросам управления ценностями в проектах.

Исследованию ценности в проектах посвящены работы Ф.А. Ярошенко, С.Д. Бушуева, Т.А. Воркут, Г.Ю. Кучерук, А.В. Бондарь, Н.Ю. Ожерельева и др. Но оценка ценности в проектах для каждого участника логистической системы так и не проводилась.

Постановка задачи. Целью статьи является научный анализ и определение ценности для участников проекта.

Результаты. Ценность проекта связана с выгодами, которые продукт проекта формирует, при условии удовлетворенности всех требований миссии проекта. Ценность является многомерным индикатором. Управление ценностью проектов максимизирует ценность для заинтересованных сторон. Проект выступает как обязательство создать ценность, основанную на миссии проекта, которая должна быть выполнена в определенный период, в рамках согласованного времени, ресурсов и условий эксплуатации, рис. 1.

Проекты являются неповторимыми и уникальными. «Проект реализует определенную миссию и цели собственника согласно его позиции, что ведет к созданию новой ценности, обогащенной уникальностью, отличительными чертами и инновациями.  Действия, создающие ценность проекта, можно определить как действия, направленные на создание ценностей, удовлетворяющих потребности людей, государства, промышленности и общества, осуществляемых индивидом или группой людей на основе интеллектуальных, физических и финансовых ресурсов» [1, с. 21-22].

В практике управления ценностью, как правило, рассматривают следующие три функции:

— выявить ценность — идентифицировать ценность продукта проекта или его результата;

— скопировать носитель ценности — имитация и копирование продукта, несущего в себе ценность — физического носителя ценности. Суть такого подхода — производить то, что заведомо пользуется спросом и экспериментировать с таким продуктом, пытаясь найти свою исключительную ценность и стоимость, определяющие уникальную рыночную нишу;

— навязать ценность – используется субъективное свойство ценности. Если потребитель не видел продукт с необходимыми потребительскими качествами, то он для него ценности не представляет. Для того чтобы потребители стали покупать определенные продукты их следует убедить, что совокупность потребительских качеств такого товара является жизненно важной с точки зрения характеристик.

«Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами включает в себя выявление, формирование и культивирование ценностей, которые, с одной стороны, соответствуют стратегии компании, с другой стороны, разделяются теми, кто представляет собой человеческий ресурс реализации выбранной стратегии. Управление ценностями ориентировано на внешнюю среду и на внутреннюю среду компании» [1, с. 1].

Участники проекта — основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. В зависимости от типа проекта, в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков, иногда сотен организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его будущность.

Главный участник — заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве такового может выступать и физическое, и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна единственная организация, так и несколько, объединивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Не менее важная роль принадлежит инвестору — стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это — одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик — не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами могут выступать:

— органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

—  организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

—    международные организации, иностранные юридические лица;

—    физические лица — граждане Украины и иностранные граждане.

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации-поставщики, которые можно объединить под общим названием — поставщик.

Подрядчик — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

В последние годы реалии рыночной экономики и методы управления проектами заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами.

В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют — консультантом. Следует упомянуть еще о лицензиаре — юридическом или физическом лице — обладателем лицензий и «ноу-хау», используемых в проекте. Лицензиар предоставляет, как правило, на коммерческих условиях, право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

Также следует отметить важнейшую роль банка — одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.

Особое место в осуществлении проекта занимает его руководитель. Это — юридическое лицо, которому заказчик, инвестор, или другой участник проекта делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.

Вывод. Управление проектами должно основываться на профессиональных способностях и действиях, создающих ценности для достижения целей проекта и решения его задач. Для развития таких компетенций необходимо сформировать общее видение и понимание сфер знаний, лежащих в основе управления проектами.

В управлении проектами также чрезвычайно важно гармонизировать широкий спектр целей заинтересованных сторон: спонсоров проекта, инвесторов, владельцев проекта, членов команды проекта, подрядчиков, субподрядчиков, регулирующих органов, общественных организаций, которые в большей или меньшей степени относятся к проектному сообществу. Разнообразие целей отражает различные ожидания участников проекта от реализации миссии проекта. Ценность проекта может быть создана в момент достижения этих целей.

Таким образом, проблема определения ценности в проектах, является одной из наиболее актуальных и первоочередных при его создании.

Список литературы:

  1. Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д., Танака Х. Управление инновационными проектами и программами на основе системы знаний P2M: монография. К.: «Саммит-Книга», 2012. – 272 с.
  2. Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании: статья. Электронный ресурс – Режим доступа:https://www.mevriz.ru/articles/2003/4/1784.html. – Загл. с экрана.[schema type=»book» name=»ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЕКТАХ ДЛЯ ИХ УЧАСТНИКОВ » author=»Крючкова Анна Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found