Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП ПРИ ЦЕПНОМ СТОЛКНОВЕНИИ ПОПУТНО СЛЕДОВАВШИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ

Основной проблемой при производстве автотехнической экспертизы прирасследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), является определение последовательности нанесения ударных деформаций.

При цепном столкновении наибольшую трудность, как правило, представляет определение последовательности ударов автотранспортных средств (АТС) друг в друга и в другие АТС, впереди идущие (стоящие) [3].

Рисунок 1. Общая схема расположения транспортных средств при цепном столкновении

При попутном столкновении двух и более транспортных средств первоочередным этапом в установлении механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП) является определение очередности столкновения транспортных средств и последующее соотнесение действий участников ДТП с требованиями правил дорожного движения (ПДД).

После чего определяется допустимая дистанции между транспортными средствами: внезапное появление опасности (препятствия) для движения перед каким-либо автомобилем вызывает необходимость в экстренном торможении не только этого АТС, но и следующего за ним. При этом безопасность движения зависит от дистанции между АТС и от их тормозных качеств. Минимально допустимая дистанция при следовании АТС друг за другом с одинаковыми скоростями определяется по формуле:

— минимальное значение времени реакции водителя (c)

Va — скорость движения ТС (км/ч);

Т- время приведения в действие тормозной системы ТС, включая время реакции водителя (c);

t2 — время запаздывания срабатывания тормозного привода (с);

t3 — время нарастания замедления (c);

J — установившееся замедление ТС при экстренном торможении (м/с2) [2].

Применять данную формулу следует дифференцированно, в зависимости от конструкции и места установки включателя привода стоп-сигнала переднего АТС:

В приведенном виде данная формула справедлива, если включатель привода стоп-сигнала расположен в магистрали тормозного пневмопривода, впереди идущего технически исправного АТС.

Для расчета дистанции до следовавшего впереди технически исправного легкового автомобиля и т.п. с включением стоп-сигнала непосредственно от тормозной педали, формула дистанции примет вид:

где: — D — минимально-допустимая дистанция между следующими друг за другом ТС (м).

Определение технической возможности предотвратить столкновение

Вопрос о технической возможности у водителя предотвратить ДТП (столкновение) торможением является одним из ключевых технических вопросов при расследовании ДТП. Результат решения этого вопроса прямым образом связан с оценкой действий водителя на соответствие требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения РФ: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивности движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

В соответствии с этими требованиями дорожное движение организовано таким образом, что если водитель ТС обнаруживает в своем поле зрения какой-нибудь объект (или иные обстоятельства), который может создать опасность для движения его автомобиля, причем, независимо от того, возникает ли этот объект по Правилам или в нарушении последних, водитель должен принимать меры к предотвращению происшествия с объектом в момент возникновения опасности.

Формула расчета остановочного пути So при экстренном торможении имеет следующий вид:

где: —    So— остановочный путь автомобиля [2].

Общий принцип определения технической возможности предотвращения любого ДТП торможением, следующий. Рассчитывается удаление автотранспортного средства (АТС), от места столкновения в момент возникновения опасности для движения. Удаление определяют для различных расчетных случаев в зависимости от условий ДТП.

В случае если до места столкновения автомобиль двигался без торможения, то:

где: — Sa — удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности(м);

Sn — путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения (м).

В случае если наезд или столкновение произошло в процессе торможения АТС, то удаление в этом случае определяют по формуле:

где: -Sa — удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности (м).

SТ — расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до полной остановки (м).

Для этого же случая, при условии, что наезд или столкновение произошло в момент остановки АТС (конце торможение), удаление определяют как:

Вышеуказанные формулы определения удаления справедливы для случая наезда на пешехода передней частью АТС. Если наезд совершен боковой частью, то из величины Sa необходимо вычесть расстояние от места удара до передней части АТС. Далее для решения вопроса о технической возможности у водителя АТС предотвратить наезд применением экстренного торможения полученные величины сравнивают с величиной остановочного пути АТС (S0).

При условии, что S0<Sa следует вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие. Превышение S0≥Sa, или их равенство, говорит об отсутствии у водителя двигавшегося сзади в попутном направлении технической возможности остановить свое АТС применением экстренного торможения до двигавшегося впереди АТС, в момент возникновения опасности для движения [5].

Список литературы:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика / Т.В. Аверьянова, Р. С. Белкин — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9.
  2. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествия: Учебник для вузов. / В.А. Иларионов– М.: Транспорт, 1989. – 255 с.
  3. Суворов Ю.Б., Косолапов А.С. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Экспертное исследование столкновений транспортных средств, следовавших в попутном направлении: Учеб.пособ. / Ю.Б. Суворов, А.С. Косолапов – М.: МАДИ ГТУ, 2003. – 65с.
  4. Суворов Ю.В. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Технико-юридический анализ причин дорожно-транспортных происшествий и причинно-действующих факторов. Учеб.пособ. / Ю.Б. Суворов – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 107с.
  5. Суворов Ю.Б., Косопалов А.С., Судебная дорожно-транспортная экспертиза.учебное пособие / Ю.Б. Суворов, А.С. Косопалов — М.: МАДИ ГТУ , 2003 –68 с.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП ПРИ ЦЕПНОМ СТОЛКНОВЕНИИ ПОПУТНО СЛЕДОВАВШИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ» description=»В статье рассмотрена методика расследования дорожно-транспортных происшествий при цепном столкновении попутно следовавших транспортных средств (ТС) и определение технической возможности предотвращения столкновений.» author=»Журавский Роман Михайлович, Нагорный Владимир Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found