На сегодняшний день получение профессии играет огромную роль в жизни молодых людей. Это шаг, который имеет большое значение как для человека, выбирающего профессию, так и для общества, в котором он живет. Чаще всего проблема профессионального самоопределения волнует подростков в выпускном классе, потому как, именно в этом возрасте начинается самостоятельный поиск своего места в жизни, несомненно, обусловленный окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь В прошлом веке решение вопроса выбора профессии соотносилось в первую очередь с экономической и политической целесообразностью, учет же личностных интересов и потребностей оставался на втором плане. Следует отметить, что в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой.
Каждая профессия предъявляет к человеку определённые требования, предполагая наличие у него соответствующих личностных качеств. Качественное профессиональное ориентирование будущих специалистов связано с поиском новых подходов в этой сфере, в соответствии с реалиями сегодняшнего времени. В результате неправильного выбора профессии определенная часть выпускников уже в первые годы самостоятельной работы разочаровывается в правильности своего выбора, испытывает неудовлетворенность и серьезные затруднения в своей деятельности. Эти трудности вхождения в профессиональную деятельность обусловлены недостаточно серьезным вниманием к проблеме профессионального самоопределения. Осознание своих профессиональных склонностей, понимание ценности и смысла своей будущей профессиональной деятельности по выбранной специальности или переосмысление своего профессионального выбора является необходимым в процессе активного профессионального самоопределения личности.
Важно помнить, что, выбирая профессию, выпускнику не стоит в первую очередь ориентироваться на популярные в данный момент на рынке труда специальности. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны. Так как стать настоящим профессионалом своего дела можно только в той сфере деятельности, к которой у человека есть предрасположенность.
Выпускники школ при выборе профессии нуждаются в специальном консультировании, поэтому важное значение в этом случае приобретает профориентация. Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Можно отметить, что используемые в настоящее время методики и тесты профориентационной работы с абитуриентами имеют обобщенные задачи, не учитывающие их особенности и предпочтения в зависимости от личностных характеристик. Для исследования процесса профессионально-личностного самоопределения необходимо рассмотреть как личностные характеристики оптанта, так и профессионально-мотивационную составляющую его развития. Игнорирование данных факторов применительно к абитуриенту может привести к неблагоприятному прогнозу на дальнейшее развитие обучения по выбранной специальности. Важной задачей является сориентировать абитуриента, например, в пределах вуза на конкретную специальность. В этом случае необходимо выявить предрасположенность абитуриента к выполнению определенной профессиональной деятельности, при помощи анализа интересов, наклонностей и индивидуальных качеств абитуриента. Индивидуальные или личностные качества абитуриента определяются знанием об индивидуальных особенностях оптанта, таких как: средняя успеваемость, склонность к тому или иному виду деятельности. Кроме того, такие особенности могут иметь как открытый, так и скрытый характер. Например: район проживания напрямую не влияет на выбор выпускника, однако близость района, например, к аэропорту может оказать влияние на выбор выпускником «воздушной» специальности.
Такой анализ тесно связан с использованием новых информационных технологий, формирующих оценки гипотез о склонности абитуриента к той или иной специальности.
Для решения задачи профориентации целесообразно использовать категориальный анализ, основанный на разбиении исследуемых объектов на группы, обладающие определенным набором свойств. Применительно к профориентационной работе категориальный анализ подразумевает процесс деления абитуриентов на группы со схожими параметрами, называемыми категориями или сегментами. В качестве таких сегментов в контексте профориентационной работы вуза с абитуриентами могут выступать, например, специальности, на которые ведётся набор. Для проведения категориального анализа с целью выявления предрасположенности абитуриента к той или иной специальности, необходимо использовать его индивидуальные характеристики (свойства). Каждое из свойств состоит из набора качеств, описывающих его состояние, число которых может варьироваться в зависимости от свойства. Путем выборки нужных категорий в наборе свойства формируются личностные характеристики абитуриента (ЛХА). Комплексный анализ личностных характеристик абитуриента с целью определения сегмента, в который его можно отнести на основе индивидуальных характеристик, может позволить выявить насколько абитуриент склонен к определенной специальности. Для проведения категориального анализа необходима общая и посегментная статистика абитуриентов, дифференцированная по всем свойствам и категориям. Посегментная статистика для базы данных выстраивается на основе сведений об абитуриентах, поступивших в вуз. Достоверность оценки проверяемых гипотез определяется наличием такой статистики.
Для реализации предлагаемого алгоритма из данных, предоставленных абитуриентами, были выделены основные свойства и категории, обладающие наибольшей информативностью, которые участвуют в расчете вероятности попадания абитуриента в определенный сегмент.
«В качестве механизма категориального анализа предлагается использовать байесовскую вероятность, под которой понимается оценка влияния свойств и категорий абитуриента на процесс сегментации. Анализ, основанный на формуле Байеса, является универсальным, так как при внесении новых переменных принцип сегментации не изменяется, а всего лишь усложняет определение условных вероятностей, в связи с увеличением исследуемых факторов.
Для реализации пересчета апостериорных вероятностей формула Байеса примет вид:
где P(Si) – априорная вероятность попадания абитуриента в сегмент Si;
P(Si/ЛХА) – условная вероятность тяготения абитуриента к сегменту Si, при условии, что он имеет определенный набор ЛХА;
P(ЛХА/Si) – условная вероятность того, что абитуриент с набором ЛХА находится в сегменте Si.
После предъявления комплекса характеристик для каждого из сегмента и определенного набора ЛХА, для которого производится анализ, согласно формуле (1) можно произвести категориальный анализ, основанный на формуле Байеса и пересчитать апостериорные вероятности принадлежности абитуриента к определенному сегменту» [1, с.687].
Последняя операция будет обновлять априорные вероятности сегментов и заменять их апостериорными, которые были получены на основе ЛХА.
Для выявления факта связи между параметрами могут использоваться различные системы и технологии интеллектуального анализа данных. Одна из наиболее информативных и часто используемыех –это оперативная система аналитической обработки данных (On-Line Analytical Processing, OLAP).
Описываемый подход, основанный на категориальном анализе личностных характеристик абитуриента, может быть использован в приемных комиссиях как высших так и в средних профессиональных учебных заведениях. Результатом расчёта является попадание абитуриента в определенный сегмент (на определенную специальность) с учётом его личностных характеристик, что позволит приемным комиссиям учебных заведений более эффективно выстраивать свою работу.
Список литературы:
- Чернова С.В., Салмин А.А. Применение категориального анализа в профессиональной ориентации абитуриентов // Известия Самарского научного центра российской академии наук. 2010. Том 12, № 3-3 С.683-688[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА» description=»Рассматриваются вопросы профориентационной работы с абитуриентами на основе их индивидуальных свойств и качеств. Приводится категориальный анализ свойств абитуриента на основе байесовского подхода.» author=»Чернова Светлана Владимировна, Чернова Екатерина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]