Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Современное российского общества находится в состоянии изменения третий десяток лет, изменения затронули все сферы жизнедеятельности людей. Молодые люди, растут, воспитываются и обучаются в чрезвычайно сложной обстановке. Рушатся стереотипы поведения старшего поколения, поток информации стремительный, экономические, социальные отношения нестабильны. Следовательно, актуален вопрос, кто идет за старшим поколением, что ценит подрастающее поколение, каких перемен ожидать в будущем.

Закон инерции действует и в социальной сфере, в современном обществе до сих пор признаются вечные ценности: семья, уважение к старшему поколению, справедливость, трудолюбие, любовь к искусству. Но наступает и новое для российского социума: эгоизм, гедонический образ жизни, стремление к власти любой ценой, свобода от детско-родительских отношений. Соответственно, молодое поколение находится перед непростым выбором, следовать правилам дедушек и бабушек, придерживаться новых принципов или создать собственный взгляд на жизнь.

Чтобы стать полноправным членом общества необходимо усвоить принципы, нормы, традиции социума. Ценности, принятые в обществе, устанавливают ориентир для человека, позволяют понять что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации человека являются связующим звеном между личностью и обществом. Российские ученые Д.А. Леонтьев [4], В.А. Ядов [7] А.В. Кириченко [3], А.Г. Здравомыслов [1] и др. утверждают, что общественные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций, проявляются в качестве целей жизни и мировоззрения.

Одновременно, ценностные ориентации человека оказывают влияние на развитие общества. З.И. Равкин считает, что «ценностные ориентации представляют собой составной компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности и в образовании. Именно образование, благодаря своей массовости и системности, охватывающее всеми типами школ подрастающее поколение, «переводит» терминальные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, и таким путем оказывает действенное влияние на процессы, происходящие не только в духовной жизни, но и в экономике, и в практической политике» [6].

Итак, ценности общества, отражаются в сознании человека, в форме ценностных ориентаций личности, регулирующие его поведение, изменяющиеся под воздействием общества.

В 2014 году было проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации современного студенчества». В исследовании приняли участие 30 человек: 12 человек студенты 4 курса факультета социальных наук и 18 человек студенты 5 курса факультета социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета. Количественно-процентный состав указанных групп характеризуется следующим соотношением: студенты 4 курса факультета социальных наук: юноши 1,0 % от объёма выборки и девушки 99,0 %; студенты 5 курса факультета социальных наук: юноши 1,0 % и девушки 99,0 %.

Использовалась методика М. Рокич , основанная на ранжировании ценностных ориентаций. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности Инструментальные ценности
­ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

­ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

 

 

По результатам исследования терминальных ценностей:

 на первом месте – здоровье (40,0%), любовь (20,0%), жизненная мудрость (13,3%);

на втором — счастливая семейная жизнь (23,3%);

на третьем месте – любовь (16,3%), уверенность в себе (13,3%), наличие хороших и верных друзей (13,3%);

четвертое место — свобода (23,3%), развитие (13,3%);

пятое место – уверенность в себе (16,7%), материально обеспеченная жизнь (13,3%).

Итак, респонденты выбрали следующие терминальные ценности:

здоровье (70%)
любовь (60%)
уверенность в себе (53,4%)
счастливая семейная жизнь (50%)
свобода (36,6%)
развитие (33,3%)
материально обеспеченная жизнь (33,2%)

 

По результатам исследования инструментальных исследований:

 на первом месте – честность (26,7%), жизнерадостность (16,7%);

на втором — аккуратность, независимость, образованность, твердая воля, широта взглядов, честность (по 10% );

на третьем месте – ответственность (16,7%), терпимость (13,3%);

на четвертом месте – самоконтроль (13,3%);

на пятом месте – чуткость (16,7%), широта взглядов (13,3%), ответственность (13,3%).

Итак, респонденты выбрали следующие инструментальные ценности:

честность (53,3%),
ответственность (43,3%),
аккуратность,

воспитанность,

жизнерадостность,

образованность,

самоконтроль,

широта взглядов, чуткость

(33,0%).

 

Учитывая результаты исследования, нами было предпринято решение, разработать серию кураторских часов направленных на формирование ценностей, в том числе оказавшихся по результатам исследования на последних местах. Все кураторские часы проводятся в виде круглых столов с использованием элементов сказкотерапии. Студентам предлагается прослушать притчу или сказку и обсудить ее содержание, а так же подобрать по предложенной заранее теме отрывки из фильмов, художественных произведений, личной жизни для обсуждения во время кураторского часа.

В современном мире сказка переживает настоящий бум популярности. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). Особенностью использования сказки является взаимодействие на ценностном уровне [5].

Сказкотерапия — это самый древний способ психотерапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные сценарии и много другой важной информации. В древности сказки и мифы рассказывали не только детям — но и взрослым. Такая позволяет приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации. Она позволяет более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы личности.

 Сказки имеют ряд достоинств: они метафоричны, их понимает каждый человек, но каждый находит в них что-то свое. В сказках нет прямых поучений, и в тоже время они передают общепринятые моральные ценности, в них всегда есть место для тайны, волшебства и героизма. Сказки помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию поведения, «исцелить душу».

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [2]. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии.

С целью коррекции нами были разработаны следующие темы кураторских часов: «Смысл жизни», «Время – ценность», «Семья», «Творчество» и «Красота природы и искусства».

  1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 223 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб , 2013. 320 с.
  3. Кириченко. А Правовая акмеология учебное пособие / под общ. ред А. Деркача М,2007. 284 с.
  4. Леонтьев Д. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании виды детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С 13-25.
  5. Официальный Сайт Международного Института Комплексной Сказкотерапии. URL: https://www.cka3ka-miks.com/ (дата обращения 07.12.14).
  6. Равкин З. Ценностная ориентация как одна из снов стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования Под ред З. Равкина М ИТП и МИО РАО 1994. С 3-10.
  7. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии 1995. № . С 89-105.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА» author=»Большедворская Марина Владимировна, Соловьева Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found