Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Современное российского общества находится в состоянии изменения третий десяток лет, изменения затронули все сферы жизнедеятельности людей. Молодые люди, растут, воспитываются и обучаются в чрезвычайно сложной обстановке. Рушатся стереотипы поведения старшего поколения, поток информации стремительный, экономические, социальные отношения нестабильны. Следовательно, актуален вопрос, кто идет за старшим поколением, что ценит подрастающее поколение, каких перемен ожидать в будущем.

Закон инерции действует и в социальной сфере, в современном обществе до сих пор признаются вечные ценности: семья, уважение к старшему поколению, справедливость, трудолюбие, любовь к искусству. Но наступает и новое для российского социума: эгоизм, гедонический образ жизни, стремление к власти любой ценой, свобода от детско-родительских отношений. Соответственно, молодое поколение находится перед непростым выбором, следовать правилам дедушек и бабушек, придерживаться новых принципов или создать собственный взгляд на жизнь.

Чтобы стать полноправным членом общества необходимо усвоить принципы, нормы, традиции социума. Ценности, принятые в обществе, устанавливают ориентир для человека, позволяют понять что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации человека являются связующим звеном между личностью и обществом. Российские ученые Д.А. Леонтьев [4], В.А. Ядов [7] А.В. Кириченко [3], А.Г. Здравомыслов [1] и др. утверждают, что общественные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций, проявляются в качестве целей жизни и мировоззрения.

Одновременно, ценностные ориентации человека оказывают влияние на развитие общества. З.И. Равкин считает, что «ценностные ориентации представляют собой составной компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности и в образовании. Именно образование, благодаря своей массовости и системности, охватывающее всеми типами школ подрастающее поколение, «переводит» терминальные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, и таким путем оказывает действенное влияние на процессы, происходящие не только в духовной жизни, но и в экономике, и в практической политике» [6].

Итак, ценности общества, отражаются в сознании человека, в форме ценностных ориентаций личности, регулирующие его поведение, изменяющиеся под воздействием общества.

В 2014 году было проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации современного студенчества». В исследовании приняли участие 30 человек: 12 человек студенты 4 курса факультета социальных наук и 18 человек студенты 5 курса факультета социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета. Количественно-процентный состав указанных групп характеризуется следующим соотношением: студенты 4 курса факультета социальных наук: юноши 1,0 % от объёма выборки и девушки 99,0 %; студенты 5 курса факультета социальных наук: юноши 1,0 % и девушки 99,0 %.

Использовалась методика М. Рокич , основанная на ранжировании ценностных ориентаций. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности Инструментальные ценности
­ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

­ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

 

 

По результатам исследования терминальных ценностей:

 на первом месте – здоровье (40,0%), любовь (20,0%), жизненная мудрость (13,3%);

на втором — счастливая семейная жизнь (23,3%);

на третьем месте – любовь (16,3%), уверенность в себе (13,3%), наличие хороших и верных друзей (13,3%);

четвертое место — свобода (23,3%), развитие (13,3%);

пятое место – уверенность в себе (16,7%), материально обеспеченная жизнь (13,3%).

Итак, респонденты выбрали следующие терминальные ценности:

здоровье (70%)
любовь (60%)
уверенность в себе (53,4%)
счастливая семейная жизнь (50%)
свобода (36,6%)
развитие (33,3%)
материально обеспеченная жизнь (33,2%)

 

По результатам исследования инструментальных исследований:

 на первом месте – честность (26,7%), жизнерадостность (16,7%);

на втором — аккуратность, независимость, образованность, твердая воля, широта взглядов, честность (по 10% );

на третьем месте – ответственность (16,7%), терпимость (13,3%);

на четвертом месте – самоконтроль (13,3%);

на пятом месте – чуткость (16,7%), широта взглядов (13,3%), ответственность (13,3%).

Итак, респонденты выбрали следующие инструментальные ценности:

честность (53,3%),
ответственность (43,3%),
аккуратность,

воспитанность,

жизнерадостность,

образованность,

самоконтроль,

широта взглядов, чуткость

(33,0%).

 

Учитывая результаты исследования, нами было предпринято решение, разработать серию кураторских часов направленных на формирование ценностей, в том числе оказавшихся по результатам исследования на последних местах. Все кураторские часы проводятся в виде круглых столов с использованием элементов сказкотерапии. Студентам предлагается прослушать притчу или сказку и обсудить ее содержание, а так же подобрать по предложенной заранее теме отрывки из фильмов, художественных произведений, личной жизни для обсуждения во время кураторского часа.

В современном мире сказка переживает настоящий бум популярности. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). Особенностью использования сказки является взаимодействие на ценностном уровне [5].

Сказкотерапия — это самый древний способ психотерапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные сценарии и много другой важной информации. В древности сказки и мифы рассказывали не только детям — но и взрослым. Такая позволяет приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации. Она позволяет более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы личности.

 Сказки имеют ряд достоинств: они метафоричны, их понимает каждый человек, но каждый находит в них что-то свое. В сказках нет прямых поучений, и в тоже время они передают общепринятые моральные ценности, в них всегда есть место для тайны, волшебства и героизма. Сказки помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию поведения, «исцелить душу».

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [2]. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии.

С целью коррекции нами были разработаны следующие темы кураторских часов: «Смысл жизни», «Время – ценность», «Семья», «Творчество» и «Красота природы и искусства».

  1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 223 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб , 2013. 320 с.
  3. Кириченко. А Правовая акмеология учебное пособие / под общ. ред А. Деркача М,2007. 284 с.
  4. Леонтьев Д. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании виды детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С 13-25.
  5. Официальный Сайт Международного Института Комплексной Сказкотерапии. URL: https://www.cka3ka-miks.com/ (дата обращения 07.12.14).
  6. Равкин З. Ценностная ориентация как одна из снов стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования Под ред З. Равкина М ИТП и МИО РАО 1994. С 3-10.
  7. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии 1995. № . С 89-105.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА» author=»Большедворская Марина Владимировна, Соловьева Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found