Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ

Понятие «система» возникло в глубокой древности. В переводе с греческого означает «составление» и отражает идею, что вещи не являются аморфными, нерасчленёнными и при ближайшем рассмотрении оказываются составленными из «частей», которые можно «расчленить».

Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом можно выделить два основных подхода к его определению: а) указание целостности в качестве существенного признака системы; б) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними [9, с.7].

При этом термин «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами. Наличие составных элементов (частей, компонентов) является одним из признаков системы. Элемент – это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в её рамках[1]. Минимальное число элементов в системе – два. Но рассматривать систему только как совокупность элементов неправомерно. Так при формировании множества исходным являются элементы, а для системы первичным является признак целостности.

Одно из первых определений понятия «система» встречается в работе К. Болдуинга: «Система — это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо» [2, с.12].

В современных энциклопедиях под системой понимается совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

При всем разнообразии все системы в мире по субстанционному признаку можно разделить на 3 типа: биологические (системы живой природы), технические (системы неживой природы) и  социальные (система  социальной природы). В качестве социальной системы можно рассматривать индивида,  организованную группу, социальное сообщество, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие,  учреждение и т.д.), социальный институт  (семья,  образование,  государство, религия  и т.д.), территориальную общность  (деревню, город, область, государство), мировое сообщество  (мировая система) [8]. В широком толковании «система» (system) — это область организованного социального обеспечения. В данном случае речь идёт именно о социальных системах, разновидностью которой является система образования.

Как отмечают специалисты, социальной системе присуще такое свойство как интегративность. Самой системе присущи такие качества, которых нет у отдельных составляющих её элементов, которые возникают благодаря взаимодействию и взаимопроникновению этих элементов. Общество как система обладает определенным социальным порядком, построенным на совокупности интересов, ценностей, целей и средств их достижения. В свою очередь образование как социальный институт характеризуется совокупностью установок, норм, интересов участников образовательного процесса, целей и средств их достижения. Всё это, как отмечает С.А. Шаронова, составляет предметно-сущностную основу системы образования, которая характерна только данной системе и социальному институту [10, с.41].

Также  следует отметить, что свойства социальной системы как целого воздействуют на составляющие её элементы, т.е. в зависимости от места, занимаемого в системе, они начинают проявляться, функционировать несколько иначе, чем в автономном существовании. Следовательно, каждый элемент системы образования, с одной стороны, сохраняет свою уникальность, с другой стороны, его деятельность зависит от иерархичного положения внутри системы и характера взаимоотношений с системой образования в целом, от того, какое место сама система образования занимает в иерархии мировой системы образования, как выстраиваются отношения системы образования с государством.

К свойствам социальных систем следует отнести институционализацию. Оно проявляется в организации и координации социального взаимодействия людей внутри социальной системы через совокупность социальных ролей, стандартизированных отношений и социальных структур. Процесс институционализации связан с процессом воспроизводства общества, реализуемого, в том числе, и через образование [10]. Институциональный анализ образования имеет в отечественной социологии определенные традиции. В работах В.В. Гаврилюк, В.Я. Нечаева, В.И. Добренькова институт образования рассматривается с позиции многообразия ступеней образования, обеспечения преемственности различных уровней образования.

Идеи системного подхода находят отражение в разных областях знаний. Зарождение идей системного понимания образования на примере взаимосвязи образовательного процесса и окружающей социальной среды, социального воспитания связано с именами таких западноевропейских ученых, как И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк.

Особое внимание к системному подходу в настоящее время объясняется реальной системностью субъектов окружающего мира. Системный подход является универсальным инструментом познавательной деятельности. Системный подход предполагает изучение образования в плане его целостности, внутренней структуры, всего комплекса внешних связей и в развитии. Категория «система» используется для описания когнитивных и коммуникативных процессов, социальных отношений, для обозначения более широкого социального контекста проблем образования.

Система образования, как любая другая система, функционирует в соответствии с закономерностями, вытекающими из общей теории систем.

Первая закономерность. Система образования является частью более крупной разветвлённой системы, т.е. общества как макросистемы. Кроме того, система образования РФ входит в единую мировую систему образования.

Вторая закономерность. Любая социальная система имеет свои границы. Границы системы образования определяются, прежде всего, предметно-сущностными характеристиками: целевыми установками, ценностями, нормами поведения, интересами участников образовательного процесса, совокупностью знаний, умений и общественно-исторического опыта.

Третья закономерность. Система образования стремиться к равновесию. Её функционирование и развитие, с одной стороны, определяется уникальностью каждого элемента системы, с другой стороны, зависимостью этого элемента от свойств системы образования в целом. Развитие образования как социального института происходит не только под воздействием влияния общества и государства в форме социального заказа, но и с учётом взаимодействия каждого элемента системы образования с макросистемой (обществом). Благодаря этому рождаются новые элементы системы образования, новые ценности и социальные роли, нормы и правила поведения.

Четвёртая закономерность. Социальная система иерархична. Система образования как объект управления может различаться по масштабу деятельности (мировая, национальная, региональная, муниципальная, локальная); по типу образования (общее, профессиональное, дополнительное образование); по уровню образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное).  В системе образования выделяется субъект и объект управления.

Проблема образования как системы была поставлена в работах социологов конца XIX века, но её основательное изучение в зарубежной социологии развернулось с середины XX века (М.Арчер, Т.Парсонс, Е. Хоппер и др.).

В советской России даже при изоляции от мировой науки в исследовании образования всё шире применялись близкие к социологическим методы изучения социальной среды. Например, в педагогической деятельности С.Т. Шацкого.  Происходило становление новых образовательных организаций, школьных коммун, которые с современной точки зрения можно назвать социально-образовательными комплексами, прообразами профессионально-учебных заведений. Так педагоги приближались к системному видению социальной среды, где протекает формирование личности, и с учётом её особенностей проектировали деятельность школы как специально организованного социума.

Вначале 1930-ых г. в связи с политико-идеологическими установками большинство отечественных педагогов занялись изучением категории «воспитание» и её отражением в формальных ситуациях государственных учебных заведений. Социальная педагогика была объявлена «лженаукой», и системное изучение роли социальной среды  в формировании личности оказалось вне советской педагогики. Образование свели к формальным учебно-воспитательным ситуациям, а систему образования – к совокупности учебных заведений разных типов и видов. По мнению советских педагогов, социология не имела отношения к выработке стратегии развития образования. Следовательно, не было никаких социальных проблем в развитии образования.

Как показала современная наука, попытки решить проблемы образования с позиции педагогики без социально-системного анализа объекта оказались несостоятельными. Об этом пишет А.М. Осипов в своей работе «Общество и образование»[6]. В конце XX века система образования и проблемы её реформирования вновь рассматриваются с точки зрения социально-системного подхода, возвращается категория «социальное воспитание». В работах отечественных социологов анализируется зависимость системы образования от власти, господствующей идеологии, групповых интересов, социальных процессов; разрабатывается системно-субъектный подход, в рамках которого образование рассматривается как открытая социальная система, сущностью которой является взаимодействие социальных субъектов (личности, социальных общностей, общества в целом) с целью развития и реализации социальных качеств человека (С.И. Григорьев, Н.А. Матвеева) [3]. Теоретико-методологическое значение для системного понимания устойчивого развития образования имеют труды новосибирской школы философии образования [5].

Важно отметить, что социология образования не сводит анализ системы образования к совокупности образовательных учреждений. Так Г.Е. Зборовский рассматривает образование как совокупность взаимосвязанных различных образовательных подсистем: допрофессионального, профессионального, внепрофессионального образования; дошкольного, школьного, внешкольного образования; начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования[4]. В.Я. Нечаевым предложена схожая схема структуры системы образования, построенная на выделении уровней системы образования.  Социологи также структуру системы образования рассматривают с точки зрения выделения функциональных сфер и функциональных подсистем, социально-образовательных общностей [7].

Таким образом, образование как система может рассматриваться с разных позиций:

С этих позиций образование как система характеризуется преемственностью выделенных уровней, управляемостью, целенаправленностью; она имеет качественные (как и чему учат?) и количественные (сколько?) характеристики, специфические для своих подсистем.

Список литературы:

  1. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986. – 334 с.
  2. Болдуинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследование по общей теории систем. М., 1969.
  3. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования в начале XXI века. Барнаул, 2000. – 290 с.
  4. Зборовский Г.Е., Е.А. Шуклина Социология образования: учеб. пособие. М., 2005. – 383 с.
  5. Наливайко Н.В. Философия образования. Новосибирск, 2000. – 141 с.
  6. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.
  7. Социология образования: учебное пособие / Под ред. А.М.Осипова, В. В. Тумалёва. Ростов н/Д., 2005. – 320 с.
  8. Социологический словарь / http: //gufo.me/content_soc/socialnaja-sistema-7231.html
  9. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. Уч. пос. для вузов. М., 2005. – 384 с.
  10. Шаронова С.А. Социология образования: учеб. пособие. М., 2011. – 380 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ» description=»В статье раскрывается сущность понятия «социальная система» применительно к системе образования, закономерности функционирования образовательной системы, системный подход к анализу образования с социологической точки зрения.» author=»Захарчук Лариса Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found