В каждой стране мира женщины подвергаются домашнему насилию, но далеко не все могут получить необходимую помощь и поддержку. 36000 россиянок ежедневно терпят побои от мужей. Во многом это связано с недостаточным развитием законодательства страны в данной отрасли права, служб социальной защиты. Поэтому «слаборазвитым» странам в данной проблеме необходимо опираться на опыт «развитых» стран. К числу таковых можно отнести страны Европы (ФРГ, Франция, Великобритания и другие), Израиль, США, Канаду и др.
Большинство стран Европы придерживается международных правовых актов по защите женщин от насилия. Одним из таковых является Конвенция Совета Европы № 210 «О предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье», известная как Стамбульская конвенция. Значимость данного акта заключается в том, что конвенция дополняет и расширяет стандарты, уже принятые в данной области. Её ратифицировали более 20 стран, одной из которых является Федеративная Республика Германии (ФРГ).
В Германии более 25% женщин страны стали жертвами домашнего насилия. Поэтому в этой стране уделяется значительное внимание данной проблеме. Основная профилактическая работа по ее решению возложена на Министерство по делам семьи (Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend). Федеральный закон от 11 января 2001 г. «О гражданско-правовой защите от насилия и преследования» (Gesetz zum zivilrechtlichen Schutz vor Gewalttaten und Nachstellungen) предусматривает принцип защиты брака и семьи государством, поэтому домашнее насилие не является частным делом и рассматривается как общественно опасное деяние. В соответствии с рекомендациями ООН в ФРГ созданы телефоны доверия, кризисные центры и приюты, субсидируемые государством.
Отличительной чертой ФРГ является деятельность правоохранительных органов по делам о домашнем насилии. Полномочия полиции позволяют эффективно предупреждать и пресекать нарушения в семейной сфере. Они руководствуются принципом: «квартиру покидает обидчик – пострадавший остается». Действия полиции не являются едино разовым актом защиты, а, наоборот, направлены на долговременную защиту жертвы совместно с другими защитными организациями и судом. Помимо удаления из квартиры (дома) лица, от которого исходит опасность (Wohnungsverweisung), полиция может наложить запрет данному лицу посещать квартиру (дом) (Rückkehrverbot), определенные места (Aufenthaltsverbot); запрет лицу, от которого исходит опасность, вступать в контакт (Kontaktverbot). Следует отметить, что действия являются временными, но их незамедлительный характер позволяет предотвратить более тяжкие последствия. Жертву информируют о возможностях защиты в гражданском порядке. При наличии реальной угрозы женщине безопаснее временно переехать в дом защиты женщин (Frauenhaus)[1].
Совершенно другая ситуация обстоит в США. В данном государстве полиция не столь значимый орган защиты женщин от домашнего насилия. Основная помощь оказывается телефонными линиями, одна из которых Hope Free. Горячая линия готова помочь 24 часа в сутки, диспетчеры владеют разными языками. Принимаются звонки опытными психологами, которые готовы выслушать женщину и дать ей совет. Это одна из наиболее распространенных форм помощи.
Так же в Соединенных Штатах Америки существует отдел по борьбе с домашним насилием (Office of Domestic Violence), который запрещает агрессору приближаться к квартире (дому), где он совместно проживал с жертвой, до специального судебного разбирательства. Тем самым отдел решает несколько проблем одновременно — устраняет агрессора от жертвы, защищая её от повторных насильственных действий, консультирует по вопросам судебного разбирательства. И в тоже время снижает поток жертв, обращающихся в приюты, т.к. многие из них заполнены.
Мужчины, которые посягнули своими насильственными действиями по отношению к женщине, заключаются под стражу по приговору суда, либо проходят программы перевоспитания.
На Ближнем Востоке, в Израиле своя собственная система защиты и профилактики домашнего насилия. В каждом полицейском управлении есть специальные отделы, сотрудники которых занимаются ситуациями исключительно домашнего насилия. В Израиле существует своя собственная программа – временное отдаление агрессора от жертвы. Выносится предписание, согласно которому агрессор обязан покинуть дом и не приближаться к жертве. В случае нарушения он может отправиться в тюрьму. Временное отдаление осуществляется на срок от нескольких дней до трех месяцев. Важный момент этого временного отдаления – специалисты стараются разобраться в психологических проблемах этой агрессии. Предоставляется бесплатный курс консультации у психолога. Израильские специалисты придерживаются мнения, что ядро проблемы в неправильных личностных установках.
Для жертв в Израиле существуют убежища. Где женщина может находиться до того момента, когда она сможет спокойно вернуться к повседневной жизни. Вне убежища государство все равно финансирует женщину в течение года.
Но помимо убежищ для жертв, есть кризисные центры для мужчин-агрессоров, где с ними проводится комплексная работа психологов. В ходе курса терапии проводится групповая и индивидуальная работа, выявляются внутренние проблемы, истинные проблемы агрессивности, учат самоконтролю.
В нашей стране жертв домашнего насилия ничуть не меньше, чем в любой другой. 40% всех тяжких преступлений в России совершается в семьях. Сразу возникает вопрос: «Как законодательно защищены граждане от насилия?». В Российской Федерации ратифицировано международное правозащитное соглашение – Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации женщин в 1981 году. Оно обязывает осуществлять без промедления политику ликвидации дискриминации женщин. Но Правительство РФ не спешило осуществлять данную политику и только под влиянием женских неправительственных организаций были принять несколько официальных правительственных документов (Указ Президента РФ «О Национальном Плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 18.06.1996 г., №932; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Национального Плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 29.08.1996 г., №1032 и др.)
Попытки улучшить правовую защиту для жертв домашнего насилия в Российской Федерации всё же предпринимались. Законопроект о домашнем насилии был представлен Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи еще в 1995 году. Но данный законопроект, так и не стал законом. Из этого можно сделать вывод, что основные законодательные органы нашей страны и даже общество в целом не осознает действительной значимости данной проблемы и все существующие законодательные акты давно устарели и требуют переработки и создания новых.
В реальности единственным нормативно-правовым актом, которым руководствуются, является Уголовный кодекс РФ. Обвинения могут быть выдвинуты по статьям 111 – «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 116 – «Побои», ст.117 – «Истязания» и др. Главная трудность заключается в возбуждении уголовного дела. Зачастую, жертва боится дальнейших угроз со стороны агрессора и не обращается в соответствующие органы. Либо правоохранительные органы отказываются в приеме заявления от жертвы, аргументируя это тем, что «это ваши семейные дела, решайте сами». Во многом это можно объяснить тем, что большинство заявлений, написанных жертвами, на следующий день забираются из отделения полиции.
Помимо правоохранительных органов оказывать помощь жертвам насилия призваны социальные службы. Деятельность служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). Одно из направлений деятельности социальных служб заключается в оказании определенной помощи (предоставление приюта, убежища, консультативной помощи, реабилитационных услуг и т.д.) гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, от жестокого обращения в семье.
Практически каждый субъект Российской Федерации может оказать помощь жертвам насилия. В Ростовской области существует Областной центр социальной помощи семье и детям. Работа с жертвам, подвергшимся насилию, начинается с проведения диагностической консультации. Определяются формы и виды насилия, цикличность и продолжительность. Следующий этап работы возможен только при условии избавления от насилия. Жертва проводит социально-психологическую реабилитацию, параллельно может получать помощь квалифицированных специалистов различного профиля. Каждый месяц около 30 женщин обращаются за помощью в Центр, но более половины проходят только консультацию, т.к. не могут решиться на ответственный шаг. Статистика показывает, что из 30 обратившихся только 5 женщин в месяц получают весь комплекс помощи[2]. Помимо государственного учреждения существуют региональные общественные организации (РОО). Например, РОО «Афина» (г.Ростов-на-Дону), РОО «Сударыня» (г.Таганрог).
Наряду с кризисными центрами существуют телефоны доверия, оказывающие экстренную психологическую помощь жертвам насилия. Такие как, Молодежный «Телефон доверия», телефон экстренной психологической помощи и другие.
Проанализировав деятельность различных государств в данной области, можно сделать вывод о том, что большинство европейских стран оказывает эффективную и качественную поддержку и защиту своих граждан. Специалисты проводят комплексную работу с жертвами насилия, возвращают к нормальной жизни. Агрессоры наказываются в соответствии с действующим законодательством в данной сфере, обеспечивая тем самым защиту от повторных посягательств на жертву. Ярко проявляется в ФРГ и США. Наиболее эффективный и инновационный, по сравнению с другими государствами, опыт работы с агрессорами показывает Израиль. Службы пытаются выявить причины агрессии на личностном уровне.
Российская Федерация нуждается в пересмотре законодательства в области защиты жертв насилия, т.к. действующие нормативно-правовые утрачивают силу и требуют пересмотра в соответствии с современными тенденциями. Это поможет улучшить деятельность уже существующих кризисных центров, общественных организаций по защите жертв, подвергшихся насилию, но и, возможно, послужит толчком для создания новых, используя опыт зарубежных стран. Но самая главная проблема – это осознание важности проблемы насилия и ускорения темпов роста. Поэтому необходимо вводить комплексные меры по предотвращению и информировать граждан о существующих службах защиты и помощи.
Список литературы:
- Майле А.Д. Особенности полицейско-надзорной деятельности по противодействию домашнему насилию в ФРГ//Полицейское право: Научно-практический журнал.2008. №1. С.132-135
- Оказание помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия//Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82370 (дата обращения: 16.04.2015)[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» description=»Данная статья посвящена анализу социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию, в России, а также в таких государствах как Германия, Израиль, Франция и другие. В ходе анализа выяснилось, что технологии социальной работы по профилактике и преодолению последствий насилия в России и за рубежом имеют качественные отличия.» author=»Подольская О.Б., Круглова Ю.Д.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]