Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ) | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ)

Бережное отношение к здоровью и жизни человека в процессе трудовой деятельности при условии эффективного функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов в сфере труда становится сегодня приоритетной задачей национальной безопасности России.

Достичь качественного улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для решения этих проблем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  принята ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2013–2015 годы» (Распоряжение Департамента труда и занятости населения автономного округа от 29 декабря 2012 г. № 395-р). Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве порядка тысячи человек, регистрируется около пятидесяти случаев профессиональных заболеваний, более ста человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания. Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в организациях автономного округа увеличилось с 15,6 % в 1999 г. до 29,4 % в 2011 г.[1] По данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре из общего числа рабочих мест, прошедших процедуру аттестации по условиям труда за период с 2007 по 2011 гг., признаны оптимальными и допустимыми – 121 495 (52,7 %); а 109 033 (47,3 %) – с вредными и опасными условиями труда[2].

Важную роль в сфере охраны труда на предприятиях должно сыграть активное сотрудничество и взаимодействие органов власти с профсоюзными организациями как первичными организациями, осуществляющими общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях.

Оценка готовности профсоюзов к межведомственному взаимодействию в области охраны труда, их роли в защите прав работников на безопасные условия труда являлось целью социологического исследования «Совершенствование работы профсоюзных организаций в сфере охраны труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», выполненного лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета в сентябре-ноябре 2013 г. по заказу Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Методика исследования состояла в проведении экспертного анкетирования на предприятиях, организациях и учреждениях, расположенных на территории городских округов и муниципальных районов автономного округа. В ходе исследования было прошено 330 работников организаций, членов первичных профсоюзных организаций, специалисты органов по труду муниципальных районов и городских округов автономного округа. Выборка репрезентативная по возрасту и полу респондентов различных отраслей экономики и форм собственности. Кроме того, в качестве экспертов было опрошено 226 руководителей предприятий и организаций, а также 159 председателей профсоюзных организаций.

Как показало исследование, на большинстве обследуемых предприятий создана система управления охраной труда, имеются службы охраны труда и техники безопасности, работают квалифицированные специалисты по охране труда. Разработана и введена в действие нормативно-правовая база по охране труда, в большинстве коллективных договоров имеются разделы по улучшению условий труда на предприятиях, действуют положения о системе управления охраной труда, о политике предприятия в области обеспечения безопасных условий труда и план по улучшению условий труда.

Многие предприятия в той или иной мере привлекают своих работников к работе в сверхурочное время или в нерабочие дни, большинство из них соблюдают законодательство по выплате денежных компенсаций и предоставлению льгот за такого рода работу. На 63 % предприятий работники получают дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда. Обеспечением средствами индивидуальной защиты в полной мере удовлетворены 80 % всех опрошенных работников. В среднем, условиями безопасности труда, а также безопасностью технологического оборудования удовлетворены не менее 78 % работников предприятий.

Предприятия несут ответственность за проведение медицинских осмотров работников как первичных при поступлении на работу, так и периодических. Практически на всех обследуемых предприятиях и организациях проводятся медицинские осмотры работников, в 80 % случаев – с ежегодной периодичностью. 78 % работников отметили, что они имеют возможность пройти медосмотр на предприятии.

В качестве профилактических оздоровительных мероприятий на предприятиях организуется лечебно-профилактическое питание для работников, занятых на вредных производствах (по опросу – обеспечивается около 14 % работников), обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение (план обеспечения путевками имеют 38 % обследованных предприятий), проведение культурно-массовых спортивных мероприятий (регулярно и по плану такие мероприятия проводят 43 % из обследуемых предприятий).

Важным направлением политики предприятий по улучшению условий труда является создание санитарно-бытовых условий для работы и комфортного отдыха в перерывах, в том числе организации пунктов питания. На 54 % предприятий имеются свои столовые, а на 49 % предприятий – спортивные залы и фитнес-центры.  В спортивно-массовых мероприятиях, организуемых профкомами предприятий, имеют возможность участвовать 52 % работников.

С другой стороны, на предприятиях в той или иной степени имеются проблемы в организации мероприятий по охране труда. Наиболее частые из них:

  1. Отсутствие специалистов или служб охраны труда, несоблюдение Межотраслевых нормативы численности работников службы охраны труда в организациях.
  2. Недостатки в нормативно-правовой базе – отсутствие в коллективном договоре раздела по охране труда (такое объяснение дало 10 % представителей обследованных предприятий), отсутствие положения о системе управления охраной труда (16 %) и плана по улучшению условий труда (11 %).
  3. Нарушения в организации обучения основам охраны труда – при проведении вводных инструктажей при приеме на работу (только 78 % опрошенных работников заявили о том, что проходили вводный инструктаж).
  4. Нарушения в соблюдении норм и режимов рабочего времени и отдыха – около 50 % предприятий не имеют в штате специалистов по нормированию труда. 12 % работников, занятых сверхурочно, не получают или не всегда получают за это компенсацию.
  5. Нарушения в проведении аттестации рабочих – около 9 % обследуемых предприятий имеют нарушения в проведении аттестации по срокам, на 4 % из них аттестация не была проведена.
  6. Примерно 20 % опрошенных работников не удовлетворены безопасностью технологического оборудования на предприятии, а также условиями труда, особенно те, кто занят на вредных и опасных работах.
  7. Достаточно высок процент несчастных случаев, так за 2012 г. в зависимости от тяжести несчастных случаев общее количество пострадавших составило: со смертельным исходом – 8 человек, с тяжелым исходом – 11 человек, 48 человек пострадали в легкой степени.
  8. Всего лишь 14,2 % обследуемых предприятий оформили скидки (надбавки) к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
  9. На отдельных предприятиях нарушаются сроки проведения медосмотров, к тому же полнота охвата работников медицинскими осмотрами на предприятиях разная. Всего лишь на 30 % предприятий медицинскими осмотрами были охвачены 100 % работников.
  10. Только у 38 % предприятий имеется план по санаторно-курортному лечению работников, однако выполняется он на 18 % предприятий и не всегда на 100 %. Не выполнение или отсутствие плана по санаторно-курортному лечению объясняется нехваткой финансовых средств, 63 % предприятий не запланировали выделение средств на путевки.
  11. Только половина предприятий имеет свои столовые и пункты питания, а из работников всего лишь 33 % имеют возможность получать питание на предприятии, 25 % работников не удовлетворены условиями питания. Всего лишь 17 % работников имеют возможность для отдыха в перерывах в специально оборудованных комнатах.

В этой связи, возрастает роль профсоюзных организаций, которым Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» делегировано право на проведение общественного контроля за системой охраны труда на предприятиях.

Профсоюзные организации занимают важное место в системе управления охраной труда на предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Большинство обследуемых предприятий имеет профсоюзные комитеты (78 %).

Свидетельством доверия к деятельности профсоюзов является количество работников, имеющих членство в профсоюзе. Так, на более чем 60 % обследуемых предприятий членом профсоюза является каждый второй работник.  Более 90 % профсоюзов заявили о том, что они имеют все возможности проведения общественного контроля за соблюдением законодательства о труде на их предприятии путем внесения предложений об улучшений условий труда на предприятии в коллективный договор и соглашения по охране труда и контроля за их реализацией.  О том, что профсоюзный контроль является действенной мерой в обеспечении охраны труда на предприятиях, говорят данные о порядке и сроках проведения аттестации рабочих мест, которые чаще всего соблюдаются на предприятиях и в организациях, где действуют профсоюзы. И напротив, факты нарушений сроков проведения аттестации фиксируются на тех предприятиях, где нет профсоюзов. Контролирующая роль профсоюзов в проведении аттестации рабочих мест достаточно высока, регулярный и плановый контроль за проведением на предприятиях аттестации рабочих мест ведут 66 % профсоюзов, 27 % проводят такую работу по необходимости. В последней аттестации рабочих мест, на тех предприятиях, где она проводилась, 89 % представителей от профсоюза принимали в ней участие в составе аттестационной комиссии. При проведении проверок соблюдения условий безопасности на рабочих местах уполномоченными представителями профсоюза в 52 % случаев были выявлены те или иные нарушения и выданы соответствующие предписания. В общей сложности на 70 % предприятий эти нарушения были устранены на 100 %. Большинство профсоюзов берут под постоянный контроль организацию медицинских осмотров работников,  около 80 % считают эту работу эффективной.

С другой стороны, активность профсоюзов в организации общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях оценивается, в среднем, недостаточно высоко.  53 % руководителей и 40 % работников оценивают деятельность профсоюза и, в частности, уполномоченных представителей профсоюза по охране труда  на «удовлетворительно».

Участие в контроле за организацией обучения по охране труда работников предприятий регулярно и планово принимают лишь 53 % профсоюзов, 35 % делают это только в случае необходимости. Проверкой качества обучения занимаются лишь 40 % профсоюзов.

Имеются нарушения в обучении самих уполномоченных по охране труда от профсоюзов: 30 % из них не прошли соответствующего обучения. Информационную работу с работниками предприятий по защите их трудовых прав на безопасный труд планово проводят лишь 55% профсоюзов, в 30 % случаев эта работа носит не регулярный характер или не проводится вообще.

Недостаточно эффективно ведется контроль профсоюзов за соблюдением режимов и норм рабочего времени и отдыха, опрос работников показал, что нередко происходят нарушения в выплатах компенсаций за работу в сверхурочное время и нерабочие дни. Тем не менее,  лишь 16 % профсоюзов имеют опыт эффективной защиты прав работников при начислении выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. 80 % профсоюзов не занимаются такими проблемами.

Система социального партнерства, созданная в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в конце 1990-х гг., предусматривает действенное участие профсоюзов в нормотворческой деятельности на уровне автономного округа и муниципалитетов, в создании программ по вопросам охраны труда. Однако более половины профсоюзов, при опросе сказали, что не видят возможностей своего участия или необходимости в данной работе. О том, что профсоюзы не совсем готовы к выступлению с конкретными предложениями по улучшению системы управления охраной труда, говорят и ответы на открытый вопрос: «Какие практические меры в области охраны труда,  на Ваш взгляд, необходимо предпринять следующим участникам Трехстороннего соглашения: Правительству автономного округа, Объединению работодателей, Объединению организаций профсоюзов?» Многие председатели профсоюзов и руководители предприятий не ответили на данный вопрос.

При опросе председателей профсоюза, 37 % из них заявили, что у них нет необходимости взаимодействовать с органами государственного и общественного надзора в области охраны труда. Только половина опрошенных председателей профсоюзов (49 %) ведут совместную работу с отраслевым профсоюзом, четверть – с Государственной инспекцией по труду.

Отсутствие системного подхода и слабая мотивированность первичных профсоюзных организаций, направленная на взаимодействие в рамках социального партнерства, – главные проблемы, решение которых может качественно улучшить систему управления охраной труда на предприятиях и организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

[1] Ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2013–2015 годы». URL: .

[2] Основные показатели состояния условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Концептуальные предложения по созданию эффективной системы управления охраной труда в субъекте РФ. URL: type=»book» name=»РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ)» author=»Мартынов Михаил Юрьевич, Мартынова Дина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОАИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found