Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В СФЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НИЯУ МИФИ)

В XXI веке общество и технологии находятся в процессе коэволюции[1]. Попытки упростить этот процесс с точки зрения управления для государства и бизнеса приводят к созданию негибких систем, в рамках которых: игнорируется индивидуальность; вводятся вертикаль управления и многоуровневые иерархии; формируются жесткие бизнес-процессы; значительно повышается степень регламентации отношений [1].

Обычно это приводит ровно к обратному эффекту: продуктивность и эффективность падают прямо пропорционально потере адаптивности управленческой системы [1]. Данная проблема решается путем создания и развития самоорганизующихся систем управления – мультиагентных (МАС) [2, 3].

Естественное развитие систем по типу МАС происходит, как правило, в сферах, связанных с социальным проектированием [4]. Если рассматривать эту закономерность с точки зрения ориентации насубъекта – носителя и/или потребителя социально значимых идей, становится очевидным, что такие идеи реализуются преимущественно на добровольных началах. Важную роль играют ценностные установки агента системы, степень его инициативности.

Студенческое самоуправление – пример самоорганизующейся системы управления социальными проектами. В основе студенческого самоуправления действует принцип большой свободы выбора – принцип избыточности, позволяющий сохраняться всем возникающим новым элементам независимо от того, имеются ли ближайшие перспективы включения их в сложившуюся систему.

С другой стороны, студенческое самоуправление – это:

В связи с этим в рамках студенческого самоуправления становится особенно актуальной задача нахождения параметров эффективного функционирования МАС: советы обучающихся становятся своеобразной площадкой для апробирования работы МАС в условиях поиска оптимальных параметров.

Основной задачей данного исследования стал анализ целесообразности и эффективности реализации единого центра координации деятельности студенческих объединений НИЯУ МИФИ из направления «Культура» – с применением мультиагентных математических инструментов [2-7]:

Отличительные особенности объединений из направления «Культура» по сравнению с другими студенческими объединениями:

На текущий момент работа направления определяется 9 активно включенными в культурно-массовую деятельность Университета объединениями. Эти объединения можно условно разделить на 6 категорий:

  1. Постоянно действующие студенческие объединения культурно-массовой направленности, представляющие на своих концертах эстрадные миниатюры юмористического и иного толка, актёрами и исполнителями (а часто и авторами) которых являются студенты:
  1. Вокальные, вокально-инструментальные студенческие коллективы и студенческие камерные хоры:
  1. Большие хоры: Академический мужской хор МИФИ.
  2. Студенческие объединения, занимающиеся организацией культурно-массовых проектов разных направленностей: Центр культурных проектов НИЯУ МИФИ.
  3. Студенческие объединения, занимающиеся развитием и популяризацией интеллектуальных игр: Клуб знатоков НИЯУ МИФИ.
  4. Студенческие объединения, занимающиеся организацией и популяризацией мероприятий культурно-патриотической направленности: Патриотический клуб «Верность».

При оценке эффективности деятельности студенческих объединений использовались показатели из годовых отчетностей, генерирующихся внутри НИЯУ МИФИ – исходя из требований к формам отчетов в рамках программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования (ПРДСО).

Перейдем к итогам анализа деятельности студенческих объединений НИЯУ МИФИ из направления «Культура».

Рассмотрены значения следующих отчетных показателей эффективности за 2014г.:

Кроме того, рассмотрены значения расчетных показателей эффективности:

По двум первым группам показателей сформированы экспертные системы оценивания по 6 возможным категориям культурно-творческих объединений (метод: нечеткие множества), сделаны выводы об эффективности деятельности студенческих объединений из направления «Культура»: деятельность 6 из 9 объединений эффективна или весьма эффективна.

Рассчитан синергетический эффект при расширении состава Оргкомитета общеуниверситетского культурно-массового мероприятия «Дни Физика НИЯУ МИФИ» (ОКДФ) в 2015 году от представителей «Восьмого творческого объединения» (игрок 1)  до представителей «Команды КВН «ЭтаТета» (игрок 2), «Клуба знатоков НИЯУ МИФИ» (игрок 3).

Каждое объединение в результате проведения «Дней Физика НИЯУ МИФИ – 2015» получило столько же или больше участников из числа обучающихся Университета для своей (-их) акции (-ий), чем если бы оно организовывало подобного рода акцию (-ии) в одиночку. Распределение выигрышей в С-ядре выглядит следующим образом:

х*  = (700; 170; 142)

Построен вектор Шепли (доля прибыли каждого игрока вы­числена как средняя предельная прибыль, добавляемая игроком к каждой коалиции остальных игроков)[6]:

δ* = (806; 87; 119)

Построено оптимальное расписание для проекта создания единого центра координации деятельности объединений из направления «Культура» – Центра молодежной культуры (ЦМК). Благодаря данному расписанию теоретическое общее время обслуживания проекта Cmax сокращается с 237 дней до 208 дней.

Автор благодарит профессора Крянева А.В. за помощь при математической постановке и решении задач, рассмотренных в настоящей работе.

Список использованных источников информации:

  1. И. Имамутдинов. Организация мыслящего роя. Журнал «Эксперт», №48 (925), 2014.
  2. Зраенко А.С., Аксенов К.А., Федотов В.П. Решение задач планирования в коалиционной модели. Международный журнал «Программные продукты и системы», №1, 2012.
  3. Зайцев И.Д. Многоагентные системы в моделировании социально-экономических отношений: исследование поведения и верификация свойств с помощью цепей Маркова. Новосибирск: Учреждение Российской академии наук, Институт систем информатики им. А.П. Ершова Сибирского отделения РАН, 2014. С. 11 – 23.
  4. Лазарев А.А., Гафаров Е.Р. Теория расписаний: задачи и алгоритмы. М.:Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, С. 14 – 30, 146 – 149.
  5. Луков В.А.. Социальное проектирование. М.: Издательство «Флинта», 2007. С. 7 – 33.
  6. СалминаН.Ю. Теория игр. Томск: «Эль Контент», 2012. С. 68 – 75.
  7. Rzevski, P. Skobelev. Managingcomplexity. London-Boston: WIT Press, 2014, 216 с.[schema type=»book» name=»РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В СФЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НИЯУ МИФИ)» description=»Целью данного исследования стала оценка целесообразности и эффективности реализации единого координационного центра для студенческих объединений из направления «Культура» Объединенного совета обучающихся НИЯУ МИФИ – Центра молодежной культуры (ЦМК). Реализованы такие мультиагентные инструменты, как: нечеткие множества, теория общественного выбора в рамках теории игр, теория составления расписаний. Проанализирована эффективность деятельности студенческих объединений из направления «Культура» Объединенного совета обучающихся (ОСО) НИЯУ МИФИ за 2014г. Рассчитан синергетический эффект от совместной работы трех студенческих объединений над культурно-массовым мероприятием «Дни Физика НИЯУ МИФИ – 2015». Составлено оптимальное расписание для проекта создания единого координационного центра по направлению «Культура ОСО НИЯУ МИФИ».» author=»Корнюхина Елена Георгиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found