Восновусоциальноймоделиинвалидностилеглаконцепцияравныхправиравныхвозможностейдлявсехчленовобществаиконцепциянормализациижизничеловекасфункциональныминарушениями. Принцип нормализации представляет собой сформированный тезис о том, что качество жизни людей с ограниченными возможностями определяется не нарушениями, а тем, что мешает им вести полноценную жизнь. Нормализация жизни означает следующее: жизнь человека становится такой, как у других членов общества. Социальная модель стала смысловым центром нового взгляда. Углубляясь в терминологию, авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt)[1]. Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные» [6,116]. Таким образом, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.
Одним из ключевых направлений развития российского общества является интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, обеспечение равных возможностей вне зависимости от индивидуальных особенностей. Этой же цели служит социальная реабилитация. Существуют различные технологии социальной реабилитации, которые включают совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие человека, имеющего инвалидность. Если рассматривать конкретные формы реабилитации, то различают следующие.Прежде всего, это медицинская реабилитация (т.е. восстановление или компенсация той или иной утраченной функции).Не менее важна психологическая реабилитация(воздействие на психическую сферу инвалида, развитие и коррекция индивидуально-психологических особенностей личности).Также отметим и педагогическую реабилитацию (комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении как детей, так и взрослых, если речь идет о людях с нарушением интеллекта). Здесь следует отметить, что важно выработать у человека психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве [5]
Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями осваивался в быту и мог вести жизнь относительно самостоятельно, необходима социально-бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у реабилитантов укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Социальная реабилитация – включает в себя меры по социальной поддержке и социальной защите. Технологии реабилитации людей с нарушением интеллекта предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с инвалидом в домашних условиях. В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.
Люди с нарушением интеллекта представляют отдельную категорию среди людей с инвалидностью. Интеллект (intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума, мыслительные способности человека [3].В настоящее время большинство психологов понимает под интеллектом способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.Нарушение интеллекта может иметь различную этиологию, но симптомы данного заболевания одинаковы. Как правило, люди с нарушением интеллекта характеризуются низким уровнем развития внимания, восприятия, памяти, низкий уровень владения таким процессами, как анализ синтез, абстрагирование, эмоциональная неуравновешенность, отсутствие целеустремленности, воли, мотивации. Эффективная социальная реабилитация таких людей опирается на принципы коррекции и компенсации и требует выполнения следующих условий: изучение особенностей учебно-познавательной и практической деятельности каждого реабилитанта, выработка программы дифференцированного подхода к каждому, составление тематических планов в соответствие с особенностями дифференцированного подхода, осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения.
Существует также основные принципы коррекционно-развивающей работы с людьми с нарушением интеллекта:
- принцип единства диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- принцип создания положительного эмоционального фона отношений лиц с проблемами интеллектуального развития с окружающими в процессе совместной деятельности;
- принцип максимального включения речевой активности при формировании профессионального самоопределения личности;
- принцип активного включения в социальную жизнь общества, и др.
Программа социальной реабилитации реализуется путем применения реабилитационных технологий социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации и осуществляется специалистами в несколько этапов.
- реабилитационная диагностика и формирование реабилитационного маршрута;
- реализация индивидуальной программы социальной реабилитации;
- оценка эффективности проведения реабилитационных мероприятий.
Все эти мероприятия разрабатываются для специализированных учреждений. Особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в выработке и осуществлении мер, способных противодействовать явлениям стихийности и незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень их существования и жизнедеятельности в обществе [2].Активно создаются Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов по всей стране в разных районах. Один из таких центров был создан в Петродворцовом районе 1 сентября 2008 года в процессе реорганизации в форме выделения из состава СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Ломоносова» на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05.03.2008 № 253. Сейчас в его составе находятся 9 отделений, одним из которых является социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта. Отделение предназначено для проведения трудовой терапии и обучения первичным трудовым навыкам для людей с нарушением интеллекта в целях реализации программ социальной реабилитации.
Основные задачи отделения:
— организация проведения абилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными маршрутами;
— организация учебно-тренировочного процесса: формирование реабилитационных групп в соответствии с имеющимися способностями и склонностями инвалидов заниматься определенными видами трудовой деятельности в отделении;
— обучение инвалидов трудовым навыкам по выполнению отдельных операций технологического процесса, тренинг и закрепление основных навыков;
— совместное изготовление изделий в целях формирования навыков выполнения конкретных действий, достижения полезного результата деятельности;
— осуществление социокультурной реабилитации, осуществление мероприятий по творческой реабилитации клиента.
Главным тезисом специалиста по социальной работе этого отделения является: «Чтобы приблизить нормализацию к людям с ограниченными возможностями, не нужно ждать каких-либо благоприятных условий или создавать комфортные, специальные условия для интеграции. Достаточно самим с поддержкой родителей и специалистов сделать «первый шаг». Для этого в Центре созданы все условия, предоставлена свобода действий и решений для приближения и вхождения в нормализацию. Ведь только постоянный контакт с обществом, а не изоляция, позволит безболезненно социализироваться. Должна быть гармонично выстроена модель «вхождения» без стрессов для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Самая доступная и возможная модель творчества и спорта. Для этого необходимо увидеть и раскрыть таланты и способности молодых людей с инвалидностью. На этом этапе вступает в силу метод реабилитационной диагностики, выявление способностей клиента для дальнейшей работы с ним. Конечно, важны также личностные качества самого специалиста, нельзя оставаться равнодушным, нужно уметь убедить и психологически поддержать каждого, т.к. подобные действия помогут замотивировать реабилитанта. Люди с нарушением интеллекта крайне не уверены в себе, заниженная самооценка не позволяет им самостоятельно принимать решения. После диагностики необходимо убедить клиента, что он равен другим, что нужно действовать и тогда только возможно увидеть результат.Автор считает: «Первый шаг в продуктивной деятельности, продуктивной реабилитации – это сравнение с другими, «выравнивание», действие по показу, выполнение частично, но самостоятельно». В процессе реабилитации специалистам всегда следует поощрять и одобрять своих подопечных.
Важным условием вхождения в нормализацию является доверие и искреннее участие, тогда любая деятельность становится успешной. Вот впечатления специалиста по социальной работе, работающего с такими людьми: «Появляется желание мечтать и созидать. Молодые люди с ОВЗуже не ждут доброты и милосердия от общества, а сами несут доброе и светлое начало другим, не требуя ничего взамен». И это вполне понятно. Авторами данной статьи хотелось бы привести успешный пример реабилитации клиента, находящегося на обслуживании в данном отделении.
Валерия, 23 года. Посещает социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга» пятый год. Закончила коррекционную школу г. Петергофа. Проживает в семье. Валерия застенчивая, крайне не уверенная в себе девушка. На прямой контакт не шла, долго наблюдала и сторонилась. В силу заболевания речь произносится медленно, не четко, тихо. Заметим, что Валерия рисует, активно пользуется калькой для воспроизведения рисунка на бумагу из книг и журналов. На просьбу нарисовать что-то самой отвечает, что не может, не получится, такой рисунок нельзя будет показать. Через некоторое время стала приносить свои рисунки, но долго не могла их показать. Методом убеждения специалист по социальной работе смогла добиться, чтобы Валерия показала свои и рисунки, а затем попробовала нарисовать сама, без кальки. Рисунок был готов через полчаса. Для специалистов это стало открытием. Их одобрение и восхищение позволили девушке действовать смелее. Через месяц Валерия принесла в Центр свои, самостоятельно выполненные работы: замечательные пейзажи, натюрморты в разной технике исполнения: акварель, угольный карандаш, пастель. Валерия всесторонне использовала возможности смешанной техники. Через неделю Валерия предложила оформить персональную выставку «Мой край задумчивый и нежный» в Центральной районной библиотеке. Через месяц прошла еще одна ее выставка «Пишу я сердцем и душой» в Культурном Центре «Каскад». Сейчас девушка с большим желанием оказывает помощь другим реабилитантам в изо-деятельности. В данном отделении это новое направление, и в нем Валерия принимает участие уже как наставник. Отметим, что когда Лера пришла в Центр, она ни с кем не разговаривала, никому не показывала свои работы, с трудом находилась в коллективе. Сейчас она танцует в ансамбле «Бирюза», руководит выставкой своих рисунков и мотивирует других реабилитантов к деятельности.
Этот пример еще раз иллюстрирует, что слишком огромные усилия в работе с реабилитантами прилагать не имеет смысла. Иногда достаточно просто подбодрить. Однако заметим, что работу с девушкой специалист по социальной работе начала с диагностики, с анализа того, что реабилитант уже умеет делать. Далее необходимо было составить индивидуальныйплан работы, в соответствие с умственными и физическими возможностями клиента, были использованы такие методы, как наблюдение, анализ, синтез. Помогли во многом убеждения, а также личностные качества самого специалиста. Таким образом, можно сделать вывод, что при работе с инвалидами, в том числе с людьми с нарушением интеллекта, необходимо, прежде всего, понимать их состояние и индивидуальные особенности, знать методы и технологии работы с каждой категорией инвалидов, иметь личностные качества, необходимые для данной профессии.
Список литературы
- Коростелева Н.А. Актуальность социальной модели инвалидности в мировом сообществе / Н.А. Коростелева [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Особенности социальной работы в России // Социальная работа [Электронный ресурс].Режим доступа:
- Психология и нарушение интеллекта // Научный центр психического здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев // Учебное пособие М.: ТЦ Сфера, 2005. 384 с.
- Технологии социальной работы с инвалидами // Все о политологии и политтехнологиях [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Дж. Холл, Т. Тинклин // Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.[schema type=»book» name=»«РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ»: ОПЫТ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА» description=»В статье представлены основные методы и технологии социальной работы с людьми с нарушением интеллекта, а также показан опыт работы с ними.» author=»Ковальчук Елена Михайловна, Архипова Ольга Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]