Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. На сегодняшний день одной из важнейших задач государства является формирование высококвалифицированных государственных гражданских служащих способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти.

Актуальность выбранной темы объясняется объективными потребностями современной России в повышения эффективности труда государственных гражданских служащих. Именно они основные исполнители проводимых демократических и социально-экономических преобразований. В действующем законодательстве и нормативных правовых актах сформулированы концептуальные подходы и описание особенностей труда государственных гражданских служащих. Это позволяет определять пути совершенствования служебной деятельности государственных гражданских служащих и стимулирования их труда.

Служебное поведение государственных служащих являются малоизученным феноменом, как за рубежом, так и в нашей стране. Теоретической базой для изучения организационной культуры служат концепции, сформированные за рубежом под влиянием интереса к решению практических проблем управления. Эти исследования заложили основы рассмотрения организационной культуры как фактора обеспечения эффективности деятельности организации (П. Друкер, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен). В отечественной литературе тема организационной культуры долгое время не исследовалась. Первые работы в этой области касались, в основном, проблем управленческой культуры и связаны с исследованиями Е.С. Жарикова, О.В. Козловой, З.П. Румянцевой, Е.И. Комарова и ряда других авторов. Общие вопросы формирования, развития и влияния принципов служебного поведения государственных служащих рассматриваются такими отечественными учеными, как Аверина О.Р., Атаманчук Г.В., Зубарев С.М., Ионова А.И., Карпенко А.В., Клеандров М.И.

Интерес к изучению организационной культуры государственных и муниципальных служащих возрастает в 90-х годах XX века, что вызвано изменением обращенных к аппарату управления общественных ожиданий и переосмыслением организационных основ гражданской службы.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего имеется в виду система принципов и норм служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам. Настоящие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».

На сегодняшний момент в большинстве своём граждане России испытывают негативное отношение к государственной службе. Причиной тому является понятие, которое отождествляется с государственными служащими. Это слово-бюрократия. К бюрократизму государственного аппарата россияне приписывают ещё и произвол чиновников. Равнодушие к проблемам народа, предвзятое и грубое отношение к гражданам, длинные очереди и безрезультативность работы государственных служащих. Всё это cформировало негативное мнение о государственной службе и требует координальных решений для обновления общественного сознания.

В социологических исследованиях предложена необходимость обеспечения «обратной связи» между населением и органами власти, которая  является обязательным условием для достижения обозначенных целей управления. Анализ данной работы показывает, что существуют существенные расхождения в оценках одних и тех же явлений населением и государственными гражданскими служащими. Так, в ответах на вопрос о сложившемся в общественном сознании мнении о государственных гражданских служащих существует большое расхождение в представлениях населения и самих служащих. Население благожелательнее относится к государственным гражданским служащим, чем они это себе представляют. Подобное расхождение может привести к существованию барьеров, к непониманию, недоверию и настороженному отношению со стороны государственных гражданских служащих, что затрудняет диалог и взаимопонимание [2].

Известно, что работа государственного аппарата предопределяет  многое в функционировании любого государства. Результативность деятельности государственных служащих создаёт эффективное решение государственных задач по социально-экономическому развитию страны для улучшения благосостояния граждан. В исследованиях социологов были определены, что среди основных знаний, которых не хватает гражданским служащим, для выполнения служебных обязанностей, преобладают юридические, экономические, знания по теории и практике государственного и муниципального управления, по информатике и искусству делового общения.  [3].

В связи с этим не вызывает сомнения, острая необходимость в качественно новой подготовке управленческих кадров, обладающие высокой степенью эрудиции, умениями самостоятельно и гибко мыслить, развитием управленческой культуры, в том числе и социологической, которая в свою очередь, формирует особенности социологического мышления и социологического воображения, влияющие на результативность в практической деятельности.

Но как добиться того, чтобы все государственные служащие соблюдали требования к их служебному поведению и служили своему государству и народу? Рационально полагать, что необходим контроль над поведением государственных служащих.

В социологии под контролем понимают управленческую деятельность, направленную на обнаружение и ликвидацию отклонений от принятых целей и норм организации. В социологической науке выделяют 3 вида осуществления контроля: контроль через социализацию, социальный контроль через групповое давление и контроль через принуждение [4].

Мы считаем, что действенными механизмами контроля над поведением государственных служащих может быть социологический подход:

  1. Контроль через социализацию индивидов к групповым нормам. Руководство государственного органа выбирает те образцы поведения и групповые нормы, которые формируют позитивный имидж государственного служащего. Руководитель госаппарата должен воспитывать и прививать такие качества как: патриотизм, честность, гуманизм, справедливость, ответственность – это главные характеристики для человека, желающего занимать место в аппарате государственных служащих. Постепенно данные групповые образцы становятся привычными, в конечном итоге чиновники чувствуют дискомфорт при нарушении этих норм. Государственные служащие социализируются, усваивают основополагающие требования к своему поведению. Итогом становится то, что государственные служащие сами начнут применять санкции к нарушителям принципов служебного поведения, а значит, формируется самоконтроль за соблюдением базовых требований.
  2. Контроль через групповое давление. В данном случае команда, с которой работает государственный гражданский служащий, обладает большими рычагами власти над соблюдением требований к служебному поведению. Команда чиновников формирует и поддерживает определенный тип поведения госслужащих через их конформное участие. Если государственный служащий нарушает принципы служебного поведения, то коллеги применяют неформальные санкции (бойкот, публичное порицание). Каждый индивид нуждается в общении, это одна из наших необходимых потребностей. Государственный служащий не является исключением. Итак, большинство членов государственного аппарата будут следовать принципам служебного поведения, которые способствуют обеспечению целей института государственной службы.
  3. Контроль через принуждение. Данный метод контроля основывается на применении определенных санкций к членам государственного аппарата. Выделяют несколько видов санкций. Экономические санкции предполагают лишение доступа к материальным благам. Экономическое стимулирование побуждает человека к активным действиям. У государственных служащих тоже должна быть заинтересованность в их работе. Однако постоянно повышая заработную плату чиновникам, государство не добьётся результативности от их работы. Ведь финансовые ресурсы всегда ограниченны. Материальная сторона не должна выдвигаться на первый план в такой профессии как государственный служащий, хотя бы, потому что такой вид деятельности предполагает служение, а не работу. Но было бы утопически предполагать, что государственные служащие работали бы только за идею, за любовь к своей Родине и народу. Естественно, государственная служба должна достойно оплачиваться. Но заработная плата чиновников должна формироваться не только как окладная часть. Оплата труда госслужащего должна состоять из процентов в зависимости от проделанной работы. В неё могут входить различные бонусы за добросовестный труд. Мотивация к надлежащему выполнению обязанностей чиновников может быть как позитивная, так и негативная. Позитивная мотивация может включать различные виды поощрений труда государственного служащего, а именно, премии, прибавки к зарплате. Каждый государственный служащий имеет возможность получить ежемесячную премию, но только в том случае, если выполняет, возложенные на него обязательства в полной мере.

Негативная же мотивация может включать в себя ежедневные штрафы государственного служащего за грубость в общении с гражданами, за несвоевременное выполнение своих обязанностей и т. д.

Политические санкции – это потеря власти, т. е. своих служебных полномочий. Позитивным аспектом здесь может быть: продвижение по карьерной лестнице за должное исполнение требований к служебному поведению, которое будет зависеть только от его заслуг, а не от количества нужных связей. Порядочный, ответственный, трудолюбивый сотрудник не должен задерживаться на одном и том же посту годами, если человек проявил себя только с хорошей стороны, он имеет право получить новую должность. Карьерная лестница за счёт личный качеств, профессиональных навыков и признание со стороны граждан. Именно такую схему продвижения по службе должен представлять себе каждый человек, находящийся на государственной должности. Тогда у любого чиновника будет желание добросовестно работать, ведь каждый сможет добиться успеха за счет своих усилий, а не за счёт блата. Государственный служащий служит народу, так пусть граждане и оценивают работу чиновников. В каждом государственном центре будут располагаться благодарственные письма и служебные записки. Если гражданину понравилось, как общался с ним госслужащий и предоставил ему помощь, то он может написать благодарственное письмо. Обратная ситуация, значит, гражданин пишет жалобу/служебную записку на имя этого госслужащего. Негативный аспект – это возможность лишиться работы из-за некорректного отношения к гражданам, которые обратились за помощью к государственному служащему.

Кроме того, помимо социального, политического, экономического контроля государство должно осуществлять законодательный контроль над поведением государственных гражданских служащих. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» не уточнены способы контроля и санкции за нарушения. Государственный гражданский служащий обязан знать меру ответственности, которая будет применена к нему, в случае несоблюдения принципов служебного поведения. Как известно, для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Вследствие этого законодательство РФ должно четко регламентировать ответственность государственных служащих за неисполнения требований к их служебному поведению.

Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования механизмов контроля над поведением государственных служащих должны быть: индивидуальный, групповой, экономический, политический, законодательный контроль. Мотивируя каждого государственного служащего на продуктивную, честную и качественную работу, государство поднимет статус государственной службы. Имидж государственного аппарата строится на доверие народа. При соблюдении принципов служебного поведения государственными служащими, можно добиться результативности работы госаппарата, а значит навсегда изменить образ чиновника в глазах граждан страны.

Список литературы:

  1. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник / Черепанов В.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 679 c.
  2. Проказина Н.В. Развитие социологической культуры // автореферат дис. доктора социологических наук: 22.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013.
  3. Проказина Н. В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012. № 1. С. 75-79.
  4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001.- С 95-98.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».[schema type=»book» name=»ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ» author=»Хмызова Елена Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found