Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. На сегодняшний день одной из важнейших задач государства является формирование высококвалифицированных государственных гражданских служащих способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти.
Актуальность выбранной темы объясняется объективными потребностями современной России в повышения эффективности труда государственных гражданских служащих. Именно они основные исполнители проводимых демократических и социально-экономических преобразований. В действующем законодательстве и нормативных правовых актах сформулированы концептуальные подходы и описание особенностей труда государственных гражданских служащих. Это позволяет определять пути совершенствования служебной деятельности государственных гражданских служащих и стимулирования их труда.
Служебное поведение государственных служащих являются малоизученным феноменом, как за рубежом, так и в нашей стране. Теоретической базой для изучения организационной культуры служат концепции, сформированные за рубежом под влиянием интереса к решению практических проблем управления. Эти исследования заложили основы рассмотрения организационной культуры как фактора обеспечения эффективности деятельности организации (П. Друкер, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен). В отечественной литературе тема организационной культуры долгое время не исследовалась. Первые работы в этой области касались, в основном, проблем управленческой культуры и связаны с исследованиями Е.С. Жарикова, О.В. Козловой, З.П. Румянцевой, Е.И. Комарова и ряда других авторов. Общие вопросы формирования, развития и влияния принципов служебного поведения государственных служащих рассматриваются такими отечественными учеными, как Аверина О.Р., Атаманчук Г.В., Зубарев С.М., Ионова А.И., Карпенко А.В., Клеандров М.И.
Интерес к изучению организационной культуры государственных и муниципальных служащих возрастает в 90-х годах XX века, что вызвано изменением обращенных к аппарату управления общественных ожиданий и переосмыслением организационных основ гражданской службы.
Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего имеется в виду система принципов и норм служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам. Настоящие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».
На сегодняшний момент в большинстве своём граждане России испытывают негативное отношение к государственной службе. Причиной тому является понятие, которое отождествляется с государственными служащими. Это слово-бюрократия. К бюрократизму государственного аппарата россияне приписывают ещё и произвол чиновников. Равнодушие к проблемам народа, предвзятое и грубое отношение к гражданам, длинные очереди и безрезультативность работы государственных служащих. Всё это cформировало негативное мнение о государственной службе и требует координальных решений для обновления общественного сознания.
В социологических исследованиях предложена необходимость обеспечения «обратной связи» между населением и органами власти, которая является обязательным условием для достижения обозначенных целей управления. Анализ данной работы показывает, что существуют существенные расхождения в оценках одних и тех же явлений населением и государственными гражданскими служащими. Так, в ответах на вопрос о сложившемся в общественном сознании мнении о государственных гражданских служащих существует большое расхождение в представлениях населения и самих служащих. Население благожелательнее относится к государственным гражданским служащим, чем они это себе представляют. Подобное расхождение может привести к существованию барьеров, к непониманию, недоверию и настороженному отношению со стороны государственных гражданских служащих, что затрудняет диалог и взаимопонимание [2].
Известно, что работа государственного аппарата предопределяет многое в функционировании любого государства. Результативность деятельности государственных служащих создаёт эффективное решение государственных задач по социально-экономическому развитию страны для улучшения благосостояния граждан. В исследованиях социологов были определены, что среди основных знаний, которых не хватает гражданским служащим, для выполнения служебных обязанностей, преобладают юридические, экономические, знания по теории и практике государственного и муниципального управления, по информатике и искусству делового общения. [3].
В связи с этим не вызывает сомнения, острая необходимость в качественно новой подготовке управленческих кадров, обладающие высокой степенью эрудиции, умениями самостоятельно и гибко мыслить, развитием управленческой культуры, в том числе и социологической, которая в свою очередь, формирует особенности социологического мышления и социологического воображения, влияющие на результативность в практической деятельности.
Но как добиться того, чтобы все государственные служащие соблюдали требования к их служебному поведению и служили своему государству и народу? Рационально полагать, что необходим контроль над поведением государственных служащих.
В социологии под контролем понимают управленческую деятельность, направленную на обнаружение и ликвидацию отклонений от принятых целей и норм организации. В социологической науке выделяют 3 вида осуществления контроля: контроль через социализацию, социальный контроль через групповое давление и контроль через принуждение [4].
Мы считаем, что действенными механизмами контроля над поведением государственных служащих может быть социологический подход:
- Контроль через социализацию индивидов к групповым нормам. Руководство государственного органа выбирает те образцы поведения и групповые нормы, которые формируют позитивный имидж государственного служащего. Руководитель госаппарата должен воспитывать и прививать такие качества как: патриотизм, честность, гуманизм, справедливость, ответственность – это главные характеристики для человека, желающего занимать место в аппарате государственных служащих. Постепенно данные групповые образцы становятся привычными, в конечном итоге чиновники чувствуют дискомфорт при нарушении этих норм. Государственные служащие социализируются, усваивают основополагающие требования к своему поведению. Итогом становится то, что государственные служащие сами начнут применять санкции к нарушителям принципов служебного поведения, а значит, формируется самоконтроль за соблюдением базовых требований.
- Контроль через групповое давление. В данном случае команда, с которой работает государственный гражданский служащий, обладает большими рычагами власти над соблюдением требований к служебному поведению. Команда чиновников формирует и поддерживает определенный тип поведения госслужащих через их конформное участие. Если государственный служащий нарушает принципы служебного поведения, то коллеги применяют неформальные санкции (бойкот, публичное порицание). Каждый индивид нуждается в общении, это одна из наших необходимых потребностей. Государственный служащий не является исключением. Итак, большинство членов государственного аппарата будут следовать принципам служебного поведения, которые способствуют обеспечению целей института государственной службы.
- Контроль через принуждение. Данный метод контроля основывается на применении определенных санкций к членам государственного аппарата. Выделяют несколько видов санкций. Экономические санкции предполагают лишение доступа к материальным благам. Экономическое стимулирование побуждает человека к активным действиям. У государственных служащих тоже должна быть заинтересованность в их работе. Однако постоянно повышая заработную плату чиновникам, государство не добьётся результативности от их работы. Ведь финансовые ресурсы всегда ограниченны. Материальная сторона не должна выдвигаться на первый план в такой профессии как государственный служащий, хотя бы, потому что такой вид деятельности предполагает служение, а не работу. Но было бы утопически предполагать, что государственные служащие работали бы только за идею, за любовь к своей Родине и народу. Естественно, государственная служба должна достойно оплачиваться. Но заработная плата чиновников должна формироваться не только как окладная часть. Оплата труда госслужащего должна состоять из процентов в зависимости от проделанной работы. В неё могут входить различные бонусы за добросовестный труд. Мотивация к надлежащему выполнению обязанностей чиновников может быть как позитивная, так и негативная. Позитивная мотивация может включать различные виды поощрений труда государственного служащего, а именно, премии, прибавки к зарплате. Каждый государственный служащий имеет возможность получить ежемесячную премию, но только в том случае, если выполняет, возложенные на него обязательства в полной мере.
Негативная же мотивация может включать в себя ежедневные штрафы государственного служащего за грубость в общении с гражданами, за несвоевременное выполнение своих обязанностей и т. д.
Политические санкции – это потеря власти, т. е. своих служебных полномочий. Позитивным аспектом здесь может быть: продвижение по карьерной лестнице за должное исполнение требований к служебному поведению, которое будет зависеть только от его заслуг, а не от количества нужных связей. Порядочный, ответственный, трудолюбивый сотрудник не должен задерживаться на одном и том же посту годами, если человек проявил себя только с хорошей стороны, он имеет право получить новую должность. Карьерная лестница за счёт личный качеств, профессиональных навыков и признание со стороны граждан. Именно такую схему продвижения по службе должен представлять себе каждый человек, находящийся на государственной должности. Тогда у любого чиновника будет желание добросовестно работать, ведь каждый сможет добиться успеха за счет своих усилий, а не за счёт блата. Государственный служащий служит народу, так пусть граждане и оценивают работу чиновников. В каждом государственном центре будут располагаться благодарственные письма и служебные записки. Если гражданину понравилось, как общался с ним госслужащий и предоставил ему помощь, то он может написать благодарственное письмо. Обратная ситуация, значит, гражданин пишет жалобу/служебную записку на имя этого госслужащего. Негативный аспект – это возможность лишиться работы из-за некорректного отношения к гражданам, которые обратились за помощью к государственному служащему.
Кроме того, помимо социального, политического, экономического контроля государство должно осуществлять законодательный контроль над поведением государственных гражданских служащих. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» не уточнены способы контроля и санкции за нарушения. Государственный гражданский служащий обязан знать меру ответственности, которая будет применена к нему, в случае несоблюдения принципов служебного поведения. Как известно, для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Вследствие этого законодательство РФ должно четко регламентировать ответственность государственных служащих за неисполнения требований к их служебному поведению.
Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования механизмов контроля над поведением государственных служащих должны быть: индивидуальный, групповой, экономический, политический, законодательный контроль. Мотивируя каждого государственного служащего на продуктивную, честную и качественную работу, государство поднимет статус государственной службы. Имидж государственного аппарата строится на доверие народа. При соблюдении принципов служебного поведения государственными служащими, можно добиться результативности работы госаппарата, а значит навсегда изменить образ чиновника в глазах граждан страны.
Список литературы:
- Основы государственной службы и кадровой политики: учебник / Черепанов В.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 679 c.
- Проказина Н.В. Развитие социологической культуры // автореферат дис. доктора социологических наук: 22.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013.
- Проказина Н. В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012. № 1. С. 75-79.
- Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001.- С 95-98.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».[schema type=»book» name=»ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ» author=»Хмызова Елена Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]