Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССЙСКОЙ НАУКИ

В настоящее время много говорят и пишут о состоянии российской науки.  Зачем наука  нужна современному человеческому обществу?  Исследования на эту тему свидетельствуют о том , что основой экономического  развития страны является не увеличение интенсивности или продолжительности труда, а технологический прогресс, определяемый развитием науки. Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного и технического знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Имеется четкая положительная связь между богатством страны и качеством ее науки. Чем богаче страна, тем более качественную науку она делает. Или чем более качественную науку она делает, тем богаче страна.

В настоящее время наука в России находится не в лучшем состоянии. Причин тому много. Назовем самые,  на наш взгляд , важные.

Отсутствие государственных планов научно-технического развития. В 90-годы Россия отказались от государственных планов научно-технического развития. Сейчас мы часто обращаем внимание  на Китай, у которого в отличие от России есть четкие государственные планы научно-технического развития. Это и «Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.», и «План 863» — разработка «хай тек», и программы «Факел» — освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств, «Искра» — внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях, и, наконец, «Восхождение» — ведение приоритетных фундаментальных исследований[1]. В 1987 году в Китае приступили к осуществлению программы «Факел», нацеленной на стимулирование коммерциализации научно-технических достижений. В 1991 году была опубликована «Государственная программа по научно-техническому развитию на среднее и длительное время». К 1996 году в Китае были реализованы 10 крупных научно-технических программ, и проектов.[2].         То есть государство в Китае не только понимает, что науку надо развивать, но и четко знает, как это делать. В России, по сути, нет приоритетных научных программ развития. Мы понимаем, что наукой заниматься надо, но ведь этого мало, необходимо чтобы власть понимала , что  без четкой государственной политики в области науки и образования  невозможна модернизация .

Недостаточное финансирование  науки. Сколько должна тратить страна на науку? В мире это в среднем 2,7% от ВНП. В советские времена финансирование науки составляло порядка 3-3,5 % от ВВП Советского Союза, который был больше, естественно, чем ВВП нынешней России [3].

В настоящее время  в рейтинге стран мира по уровню расходов на НИОКР На первом месте Израиль 4.0 % от ВНП,  Россия занимает 32 место 1.67% от ВНП [4].     Это вдвое меньше уровня, характерного для развитых стран, и втрое меньше уровня, необходимого для поддержания хотя бы простого воспроизводства сохраняющегося еще в России научно-технического потенциала. К сожалению , нынешнее руководство России не понимает, что экономия на науке неэкономна.

Недостаточное уважение  ученого-исследователя.  Научная деятельность  является необходимым условием для поддержания необходимого профессионального уровня преподавателей. В  последние годы вузовский сектор науки заручился поддержкой государства, появились новые механизмы финансового содействия. Теперь практически всё зависит от тех, кто непосредственно участвует в развитии сегмента, и от того, насколько эффективно выстраивается система университетской науки.

Научная деятельность вузов  имеет  разные направления, и различные организационные формы: государственное финансирование,  хоздоговорные научные разработки по заказам заинтересованных организаций. И постоянные научные сотрудники в проблемных лабораториях и научно-исследовательских институтах, и научная работа сотрудников кафедр в самых различных организационных формах – лаборатории, совместительство, временные научно-исследовательские коллективы. В вузовских научно-исследовательских структурах работают вместе ученые, аспиранты и студенты. Здесь развиваются фундаментальная наука, прикладные разработки и наукоемкое производство. Это обеспечивает вузовской науке высокую эффективность и необычную гибкость.

Но какие бы качественные и количественные изменения ни проходили в научной деятельности, ученый является и всегда будет главной фигурой, приводящей в действие орудия и средства труда, «производителем научных знаний». В процессе этой творческой деятельности именно человек-субъект активно отражает действительность и производит новые духовные ценности. Главным является личность научного работника: профессионализм, мотивы, социальная зрелость, нравственные позиции.

Как же государство заботится о научной элите ученых преподавателях вузов,  о тех кто создает основу для инновационных прорывов в области науки и образования? Картина неутешительная. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.

       Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше[5].

На одного ученого Россия расходует в 20 раз меньше средств (данные 2005 года), чем США, в 10 раз меньше, чем Европа [6]. Для справки. Зарплата американского коллеги-профессора более 10 тыс. долларов в месяц, а размер гранта Национального научного фонда США и других подобных грантов можно грубо оценить суммой порядка $100 тыс. в год [7].

По данным академика Страхова [8],  начиная с 90-х свыше 200 тысяч русских ученых уехало за границу. По данным ЮНЕСКО, Россия уже к середине 90-х гг. потеряла от эмиграции ученых более 30 млрд. долларов. А по расчетам российского Министерства  образования и науки, с отъездом одного ученого она в среднем теряет 300 тыс. долларов.

Отсутствие условий для инновационного развития. Важным условием инновационного развития государства  является перенос идей в лаборатории, в практику, на рынок, а для этого нужны и предложения научного плана. Их следует готовить в вузах,  научно-исследовательских объединениях , на международном уровне.

Инновация охватывает целый спектр человеческих интересов. Это не просто наука, технология, креативность или улучшение. Это :

— стимулирование сотрудничества;

— создание междисциплинарных сообществ;

— сформулированное видение для рабочих групп( кого привлечь (на эффективную деятельность . и по какому принципу);

— не только формирование  идей, но и создание творческих сообществ. В России  в этой области делается  недостаточно.  Серьезной проблемой является отсутствие менеджеров  в сфере инновации, которые должны:

— уметь стимулировать сотрудничество, чтобы идеи становились реальными;

— понимать, как создаются международные  сообщества.

—  быть способными формулировать видение инновации для своих граждан.

Вот лишь некоторые проблемы,  которые  имеют важное значение для развития современной российской науки и без их  решения вряд ли возможна «новая наука»  и модернизационный прорыв,  о котором так часто говорят в последнее время.

Список использованных источников и литературы

  1. Щипков А.. Российская наука и утечка мозгов. 2006.https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
  2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) / United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
  3. .https://finbazis.ru/zarplata-prepodavatelya-vuza/
  4. Рассохин В. 2006. «Зачем России наука? Литературная газета. Выпуск № 11 — 12.
  5. https://www.samoupravlenie.ru/22-06.html
  6. https://www.gazetanv.ru/article/?id=765[schema type=»book» name=»О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССЙСКОЙ НАУКИ» description=»В статье содержится анализ ряда проблем современной российской науки. Автор выделяет отсутствие государственных планов научно-технического развития, недостаточное финансирование науки, отсутствие уважения к ученому-исследователю, должных условий для инновационного развития и приходит к выводу, что только при их соблюдении возможен модернизационный прорыв.» author=»Демидова Татьяна Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found