Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современные условия развития российского общества характеризуются сложностью и противоречивостью. Они оказывают влияние на социальные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. Объективные тенденции повышения роли управления человеческими ресурсами, необходимость создания возможностей для раскрытия профессионального и личностного потенциала государственных служащих ставят профессиональную карьеру в центр внимания социологической науки, обусловливают необходимость и практическую значимость проведения глубокого социологического анализа феномена профессиональной карьеры государственных служащих в  РФ.  В целом можно полагать, что профессиональная карьера индивида фокусирует в себе целый комплекс взаимосвязанных вопросов социологии, менеджмента, экономики, психологии, теории социального управления и других областей современного знания. Особую актуальность и научную значимость приобретает исследование  профессиональной карьеры для раскрытия механизмов реализации потенциала человеческого профессионализма в  современных быстро меняющихся условиях. В стремлении к успешности профессиональной карьеры скрыт огромный потенциал, так необходимый для качественного совершенствования института государственной службы в Российской Федерации.

Всесторонняя разработка категории «профессиональная карьера государственного служащего» возможна только на основе социологического анализа, который  позволит связать воедино объективные тенденции карьерных процессов в процессе государственной службы  с их  субъективной стороной, а так же  даст возможность разработать комплекс конкретных практических мер по регулированию этих процессов в целях их оптимизации как в интересах личности, так и в интересах государственных организаций и учреждений.

В современных быстро меняющихся условиях трансформируется и сама система социальных статусов, и значимость отдельных составляющих (в том числе профессиональной компоненты), и характеристики продвижения индивидов в межстатусной системе. Интерес к профессиональной карьере государственных служащих в последнее время возрастает.

В иностранной социологической литературе эта тематика исследуется достаточно давно, о чем говорят многочисленные работы по карьере в целом и по профессиональной карьере в частности [подробнее 1, 2, 3, 4]. Американскую и европейскую науку побуждают к изучению проблематики профессиональной карьеры практический  интерес многих членов общества к рекомендациям специалистов в этой области, а так же потребности руководителей различного уровня в выработке и  проведении наиболее эффективной политики мотивации своих служащих. По мнению автора на сегодняшний день в рамках социологической науки не в достаточной мере разработан общеметодологический подход к изучению профессиональной карьеры государственных служащих в РФ.  В отечественной и мировой научной мысли в области исследования профессиональной карьеры можно считать достаточно сложившимися три группы подходов:

Психологический подход к проблеме профессиональной карьеры особенно широко представлен на Западе. Особенность его заключается в изучении психологических  и организационных факторов,  влияющих на  успешность  профессиональной карьеры человека. Литература этого направления насыщена рекомендациями наилучших типов поведения, стилей  работы и управления, планирования рабочего времени и т. п. Явным достоинством этого подхода является  то, что рекомендации возникают как обобщение реального опыта различных руководителей, менеджеров и имеют практическую ценность.

Второй подход – экономический. В его рамках акцентируется внимание на проблемах трудовых отношений,  возникающих  в процессе производства и потребления. Особенностью данного подхода является изучение в первую очередь экономического пространства, в котором разворачивается профессиональная карьера индивида.

Основные же категории, отражающие динамику профессионального продвижения индивида, развиваются в рамках социологического подхода. В отечественной социологической литературе  анализ понятий, связанных с профессиональной карьерой, проводится по двум основным направлениям:

Феномен профессиональной карьеры государственного служащего в РФ находится на пересечении проблемных полей как общесоциологических, так и специальных социологических теорий: общей социологии, социологии управления, социологии образования, социологии науки, социологии личности, социологии организаций и других. Фундаментальные труды по социологии М. Вебера, П.А. Сорокина посвящены исследованию управленческих ценностей, смысложизненных стратегических ориентаций, профессиональных способностей индивидов, которые в свою очередь являются главными факторами профессиональной карьеры личности [подробнее 7, 8].

Если обобщить некоторые итоги социологических исследований в области профессиональной карьеры человека, то можно сделать вывод, что данный феномен должен стать объектом пристального изучения теоретической и прикладной социологии. Это позволит восполнить существующие теоретические пробелы и интегрировать имеющиеся знания в целостную систему.

Выбор профессиональной карьеры является одним из наиболее важных решений, которое принимает человек в своей жизни, так как от этого выбора во многом зависит положение личности в обществе и удовлетворённость этой личности своим трудом. Термин «карьера» обладает огромной популярностью как среди исследователей различных направлений (таких как социология управления, социология организации, социология образования, менеджмент, психология), так и среди тех, для кого карьера является результатом их профессиональной деятельности.

Карьера (от лат. karrus – повозка, телега; от  итал. сarriera – бег, жизненный путь, поприще) – последовательность профессиональных ролей, статусов, видов деятельности в жизни человека [9, с. 119-120]. Карьера – быстрый успех на службе и другом поприще [10, с. 277]. Под профессиональной карьерой государственного служащего мы будем понимать последовательную смену его профессиональных ролей, статусов, видов деятельности в процессе его государственной службы на должностях  в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, предприятиях и учреждениях. Понятие профессиональной карьеры, часто употребляемое в качестве оценки профессиональной жизни и трудовой деятельности человека, его восхождения по ступеням организационной иерархии, широко используется в научной терминологии.

Мультипарадигмальный подход к исследованию общества, сложившийся в настоящее время в социологии, позволяет провести исследование феномена профессиональной карьеры государственного служащего в РФ с точки зрения различных парадигм, признанных в социологии, и рассмотреть интересующие нас аспекты с позиций каждого теоретического направления.

Интерес к исследованию феномена профессиональной карьеры индивида проходит через всю историю социологии, однако в рамках каждого подхода сложилось свое специфическое видение, раскрывались его отдельные стороны и грани. Поскольку каждая социологическая парадигма, опираясь на свою методологию поиска нового знания, по-своему раскрывает три основные функции методологической теории:

Для исследования феномена профессиональной карьеры государственного служащего в свете различных социологических парадигм необходимо раскрыть следующие ключевые моменты, являющиеся определяющими для социологического анализа. Во-первых, это характерные, сущностные черты парадигмы, соотносящиеся с исследованиями карьеры, а также ключевые понятия, используемые для ее определения, специфичные для данной парадигмы. Во-вторых, интересным является рассмотрение перспектив применения моделей объяснения, используемых данными парадигмами, для исследования феномена профессиональной карьеры [11, с. 25].

Так же необходим акцент на месте, которое в данной конкретной теории занимает человек, и с каких позиций исследуются его профессиональная карьера и базовые принципы, лежащие в ее основе.

Рассмотрим интегральные и объединительные парадигмы. П.А. Сорокин — автор интегральной социологии, в рамках которой изучение производится с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движении — по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа данной парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы. Введение П.А. Сорокиным понятия мобильности имело последующий кумулятивный эффект накопления и совершенствования научных знаний. Возникают различные варианты теории стратификации, и по сей день активно ведутся дальнейшие работы в области исследования социальной мобильности. Понятие «карьера» по своей сути близко к понятию «мобильности», данного П.А. Сорокиным в 1927 г. для исследования процессов социальной стратификации. Он подразумевал под мобильностью любое изменение индивидом места в социальной структуре общества, любые изменения в его социальном положении [12, с. 166]. Он различает два типа социальной мобильности — горизонтальный и вертикальный, выделяя ее три основные формы: экономическую, политическую и профессиональную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую, находящуюся на том же уровне без изменения социального статуса. Вертикальная мобильность — перемещение индивида или группы на другой уровень системы социальной иерархии, связанное с изменением социального статуса. Безусловно, в чистом виде горизонтальная и вертикальная карьера практически невозможна, и реально мы имеем дело со сложным движением в виде флуктуации при изменении положения индивида как по горизонтали, так и по вертикали.

Рассмотрим перспективы исследования феномена карьеры в русле работ понимающей социологии и теории социального действия М. Вебера. Он разрабатывал свою концепцию как социологию экономического поведения людей, при этом поведение неизменно выступало у него как модель рационального поведения. Согласно его теоретическим построениям нам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение государственного служащего в процессе построения своей профессиональной карьеры и раскрыть значения, которые он сам ему придает, посредством выявления связи между поставленной целью и доступными средствами. По Веберу, по мере развития общества люди думают и действуют более рационально, поэтому все большее количество социальных действий делаются понимаемыми и предсказуемыми. Данная тенденция характерна и для осуществления карьерных процессов.

Перспективным, по мнению автора, является рассмотрение веберовских принципов рационального взаимодействия в сочетании с теорией обмена Дж. Хоманса [13, с. 85]. В теоретических построениях Хоманса принята расширенная трактовка обмена как универсального процесса, свойственного любому обществу и являющегося основой интеракции. В общем виде социальное взаимодействие, по Хомансу, сводится к сложной системе обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если рассматривать структуру обмена в карьерном пространстве государственного служащего, то элементами ее могут быть:

— агенты обмена — государственный служащий и взаимодействующие с ним участники карьерных процессов;

— процесс обмена представляется как карьерное действие, совершаемое по определенным правилам;

— правила обмена — нормы, которыми руководствуется государственный служащий и участники карьерных процессов;

— предметом обмена могут выступать любые ресурсы карьерного пространства;

— место обмена — место их взаимодействия, находящееся в пределах карьерного пространства.

В своей теории обмена Хоманс  вывел ключевые принципы социальной организации, которые при переложении их на терминологию языка профессиональной карьеры выглядят следующим образом:

Применение теории обмена является перспективным в плане разработки принципов модели карьеры государственного служащего и определении стратегий обмена как ключевого механизма ее функционирования.

Конфликтные парадигмы. Основными постулатами конфликтных парадигм являются следующие: во-первых, из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта; во-вторых, общество разделено на группы, конфликт возникает как результат данного разделения (природа конфликта в различных теориях определяется в зависимости от выбранного способа разделения). В качестве примера, иллюстрирующего карьерные процессы в ракурсе конфликтных парадигм, воспользуемся неомарксистской социологией конфликта Р. Дарендорфа. Предпринятая им попытка выявления позитивных функций конфликта в развитии социальной жизни определяет подход к исследованию влияния конфликта на реализацию карьеры. Понимание природы конфликта возможно только с помощью выявления интереса как фундаментальной категории его теории и способов их осознания действующими субъектами. Интересы участников карьерных процессов, по Дарендорфу, делятся на поверхностные и скрытые (явные и латентные). Конфликты, как правило, являются столкновениями между сторонами, характеризующимися очевидной идентичностью, в них есть две четкие противоположные позиции с адекватными интересами [14, с. 56-57].  Исследование конфликта как препятствующей или движущей силы карьерных процессов обусловлено его содержанием, которое, по Дарендорфу, связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти, сложившихся в карьерном пространстве человека. Неодинаковый доступ к ресурсам развития влечет за собой неравенство социальных положений участников карьерных процессов, противоположность их интересов. Поскольку власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп, происходит захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж, что, в свою очередь, делает конфликт неизбежным и всеобщим.

Конфликт, сквозь призму данной парадигмы, является не просто реальностью, а нормой развития, нормой профессиональной карьеры. Свобода невозможна без конфликта и изменений. Конфликт является органичным элементом структуры карьерного пространства, имеет структурную обусловленность. Это, по существу, конфликт «социальных ролей» и «позиций». То есть деление на управляющих и управляемых, без которого карьера государственного служащего невозможна. Карьера с этой точки зрения возможна лишь как постоянная конкурентная борьба за власть и выживание в карьерном пространстве, которое по сути своей является изначально конфликтным. Отметим также, что в рамках данного направления перспективными направлениями исследования профессиональной карьеры являются рассмотрение ее в свете теорий лидерства, власти, элиты, а также теорий организационного конфликта.

На основе мультипарадигмального подхода, который позволяет провести исследование различных граней феномена карьеры, мы, с одной стороны, уточнили содержание, специфику и направленность протекания карьерных процессов. А с другой стороны предприняли попытку научного обоснования концептуальных теоретических построений, необходимых для разностороннего изучения профессиональной карьеры государственного служащего. В рамках каждой рассмотренной парадигмы мы определили место, которое в ней занимает человек, позиции исследования карьеры и базовые принципы, лежащие в ее основе. Наиболее значимыми теоретическими построениями являются: исследование мобильности в интегральной социологии П.А. Сорокина, универсальные принципы теории обмена Дж. Хоманса, концепция рационализма, а так же основные типы карьерного действия М. Вебера.

Различные ракурсы рассмотрения профессиональной карьеры государственного служащего в РФ позволяют наиболее полно охватить этот феномен. Рассмотренные концептуальные подходы, безусловно, могут стать прочным фундаментом для дальнейшего изучения профессиональной карьеры государственных служащих в современной российской социологии.

Список литературы:

  1. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1993.
  2. Снисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
  3. Хяюренен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
  4. Organizational Careers: Some New Perspectives// Edited by John Van Maanen. – London. John Wiley & Sons, 1977.
  5. Кулешов С.М. Управление профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ (социологический анализ): Автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2011.
  6. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991.
  7. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.
  8. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992.
  9. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.
  10. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М., 2002.
  11. Служебная карьера / Под общ. ред. Е.В. Охотского. – М., 1998.
  12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  13. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.
  14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1994.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Кулешов Сергей Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found