Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

К РАСШИРЕНИЮ КРУГА БАЗОВЫХ КАТЕГОРИЙ СОЦИОЛОГИИ: КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основополагающими понятиями социологии, как известно, считаются такие, как «общество в целом», общество как социальный организм, социальные общности и формы их самоорганизации, социальные организации, социальные системы и структуры, институты, социальные изменения и действия, совершаемые субъектом, и другие.

Вместе с тем, тенденции развития социологической мысли свидетельствуют о том, что она все в большей степени сосредотачивается и исходит из действительно собственной проблематики, стоящей за пределами этих понятий, — из проблематики человека, его жизни и деятельности, всеобщности и своеобразия различных качеств и особенностей человеческих отношений и обществ. В центре современных трактовок социологии поставлено не только и не столько общество как целостный объект, сколько социальный субъект как активное действующее начало, как актор социальных процессов и изменений [8]. Наряду с развитием системного метода значительное распространение в социологических исследованиях получило понятие деятельности и деятельностный подход (9; 10.). Действие социальных субъектов становится сегодня одной из основных единиц социологии. Не социальные общности и социальная структура, а личности людей определяют суть общественного явления и в этом смысле являются первоосновой, первопричиной существования всего «социального». И главное — не просто личности, люди, а их определенное общественное качество позволяет считать их исходной категорией социологической науки. В центре внимания оказываются социальные субъекты, создающие различные формы своей жизни, — общности, организации, структуры. На ведущее место стал претендовать антропоцентризм в его социальном контексте: «человек в обществе, общество в человеке». Человек как социальный актор поднимается вровень с институциональными структурами [5; 6; 9]. Предметом социологии выступает социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры [4].

Важно подчеркнуть, что приведенные выше определения вращаются вокруг категории человека, которая ставится в один ряд с другими узловыми понятиями, и какому-либо из них придается ведущее значение. Категория человека, как такового, в той или иной ее форме не становится основной категорией социологии. А социология человека разрабатывается в виде отдельной отрасли нашей науки [7]. Что вполне объяснимо: человек, его действия и отношения бесконечно разнообразны и динамичны, и для формирования их социологической трактовки следует ограничить и вместе с тем сохранить это разнообразие в понятийном определении предмета социологии. И именно с целью представить человека в виде основополагающей категории социологии, из которой вырастают другие понятия и складываются ее основы, рассмотрим некоторые классические категории — «качество», «деятельность», «конкретное» и «абстрактное» и др., для чего потребуется исследовать некоторые положения диалектики, имеющие важное значение для формирования социологической теории и методологии.

В деятельности человека по преобразованию природы и созданию своего общества образуется его определенность, его собственное качество — человечность, качество «быть человеком» — деятелем, создателем, субъектом [1; 2]. Это качество позволяет отличить человека от всех других природных и общественных предметов. Этим своим качеством он отделен от вещей (товаров, машин и пр.), от других живых существ (антропоидов и т.п.), от информации и коммуникаций, радикально отличаясь от простого передаточного звена в информационно-коммуникационной системе. Человеческая определенность позволяет отличаться ему так же и от его денег, ибо он не выступает простым «денежным мешком» и живым воплощением своего автономно развивающегося капитала.

Благодаря своему качеству человек совершает действия – физические и умственные, моральные и финансовые и пр. Видимые единичные индивидуальные действия перерастают во взаимодействия множества индивидов, в социальные контакты. Обращенные к другим людям и на природные и общественные предметы, эти разнообразные, или «многопредметные», действия и взаимодействия складываются в цепочки и сети и образуют социальные отношения и деятельность. Качественная определенность человека, возникая в деятельности, непосредственно обусловлена отношениями между людьми, сложившимися в этом процессе. Поэтому его существование носит сугубо деятельный и общественный («отношенческий») характер. Человек живет в таких отношениях и создает в них самого себя как человека, сосредотачивая в себе богатство бесконечно многообразных качеств – моральных и правовых, трудовых и деловых, демографических и психологических и т.д., и т.п. Именно благодаря своим качествам человек совершает действия по преобразованию природы, по созданию и функционированию общества.

Поставленные в центр теоретического понимания человека, они выступают основой его сущности как деятельные отношения и могут стать исходной категорией деятельностного подхода в социологической науке.

В той мере, в какой действия и отношения зависят от качеств выполняющего субъекта, они субъективны. С другой стороны, деятельные отношения, сложившись, приобретают самостоятельность по отношению к своему создателю. В той мере, в какой они независимы от людей, они объективны. Эти отношения также качественно определены, как и качества человека, и имеют свое объективное содержание. Здесь говорят об объективно сложившемся характере государства и общества, особенностях культуры и цивилизации, своеобразии народов и унифицирующей глобальности связей и пр.

Человек, таким образом, создает и воспроизводит деятельные отношения общества в их качественной определенности и сам же воспроизводит в них себя, свое собственное качество и их многообразные проявления в качествах второго порядка – моральных, трудовых, семейных, политических и пр.

Отсюда вытекает и основа социологии, – это человек в его качествах как субъект деятельных отношений в объективных общественных закономерностях. Социология занимается множеством действий людей, построенными в соответствии с их качествами и применяемыми закономерностями, она изучает социальные качества людей и деятельные отношения между ними, складывающиеся по поводу этих качеств.

Но качества человека, став объективными, подобно гоголевскому носу, живут самостоятельной жизнью. Так, в науке и в управленческих решениях, в быту и во многих других случаях человек выступает в каком-либо одном обличьи – как мужчина или женщина, как токарь или другой профессионал и т.п. Каждое качество индивида и всего рода человеческого отделено от других и в таком отчужденном виде берет на себя представительство человека как такового, отодвигая и не принимая в расчет все остальные его качества.

Каждое из них реально существует только во взаимосвязи с другими. Реально человеческие качества выступают только во всем своем совокупном множестве. Поэтому человек конкретен, и только тогда он может быть понят как таковой.

Конкретное, как понятие диалектической логики, означает предмет исследования, прежде всего, в том виде, как он наблюдается непосредственно, воспринимается чувственно. Затем этот предмет подлежит анализу, расчленению на отдельные части и изучению отдельных свойств, отдельных сторон предмета (притом, что каждый шаг такого расчленения сопровождается синтезом, сохраняющим целостность этого предмета). И так каждый реальный и исследуемый предмет, в том числе и человек, рассматривается с самых разных сторон, с самых разных научных, моральных, бытовых, управленческих и других позиций. В каждой такой позиции предмет выступает как некоторая отдельная его часть, отдельное качество, которое и подлежит рассмотрению, а остальные качества отодвигаются на второй план. В этом отдельном качестве, части предмета он превращается в абстракцию. Конкретное же заключается в единстве, взаимосвязи, комплексе этих абстракций, в единстве самых различных человеческих качеств и деятельных отношений, которые создает и осваивает человек в своей жизни.

В качествах человека выделяются три уровня – предметные, социопредметные (предметно-социальные), социальные[1]. Вместе с каждым качеством выделяется и тип деятельности и отношений. Предметные качества, действия и отношения являются конкретными, наблюдаемыми; социопредметные – абстрактными по отношению к наблюдаемой предметности и вместе с тем остаются предметными – наблюдаемыми носителями этой абстракции; социальные же предстают как единство взаимосвязанных отдельных — абстрактных – качеств и деятельных отношений, т.е. социально конкретные. Каждому уровню соответствует особенность предмета социологического исследования. Приведем несколько примеров.

Предметные качества человека, как было сказано, соответствуют конкретной, в смысле непосредственно воспринимаемой, форме каждого вида деятельных отношений. В природе предметность человека выступает в виде биологической определенности homo sapiens, вторичные качества которого – мышление, речь и взаимодействия высшей ступени антропоида. Непосредственно наблюдаемая биология человека, закономерности его природного развития выражают его чувственно воспринимаемую конкретность.

В семье предметность человека означает качество родства («быть родственником»), свойства («быть свойственником») и порождения, родительства, а главная деятельность — детопроизводство, биологическое продолжение рода, племени и народа и накопление имущества в руках потомков во взаимосвязи между их членами. Сексуальность и другие семейные (родовые, национальные и пр.) отношения сводятся к прокреации – к рождению и воспитанию детей, обязательной работе по воспроизводству населения, а семейное (родовое, национальное) имущество – к его непосредственному владению и использованию. Основные и вторичные качества члена семьи обусловлены биологическими, демографическими и вещественными условиями деторождения — возрастом и полом детей и родителей, имуществом семьи и ее отдельного члена, непосредственно чувственным содержанием интимной жизни.

В труде качество человека представляет собой рабочую силу – знания, навыки, умения, создающие способность к конкретному труду, труду специфического производственного (технико-организационного) содержания. Эта способность проявляется в профессии и реализуется в наблюдаемых трудовых функциях. В выполнении последних складываются технологические и организационные отношения между работниками, столь же конкретные и специфические, как и сам труд.

На рассматриваемом уровне человеческих качеств указанные предметы (биологический, семейный, трудовой, государственный, как и другие) еще не становятся основанием социологической науки. Они представляют собой человеческий=социальный аспект предмета специализированных гуманитарных наук, а сама социология выступает в виде социологической проблематики предметов у соответствующих специалистов. Социолог обращает их внимание на сам факт присутствия человека и специфику его качеств. Такой проблематикой являются, например, социальные аспекты труда и производства, человеческого организма и взаимодействия человека с природой, политических и этнических факторов и структур и др. На предметно конкретном уровне социология рассматривает человеческие качества как следствие, подчиненное объективным несоциальным закономерностям.

Продолжая приведенные примеры, рассмотрим, как существуют социопредметные качества человека и такие же деятельные отношения, соответственно, и предмет социологического исследования.

Природное начало человека сменяется природно-общественным: человек в своей деятельности наследует предметы и законы природы в создании своего общества, как принципиально иного, неприродного, образования, в котором сформированы также и собственные закономерности; человеческое развитие является естественным и вместе с тем общественным историческим процессом. Качества человека (пол, возраст) перестают быть только биологическими и предметными, они приобретают так же и общественное содержание: женщина и мужчина, старшие и младшие предстают как люди, занимающие различное общественное положение и выполняющие различные социальные функции. Это происходит на основании их зависимости от природного первоисточника – организма. Поэтому человеческие качества, деятельность и отношения выступают как биосоциальные, каждое из которых существует относительно независимо от других и более или менее самостоятельно, сохраняя связь между собой: отдельные общественные действия может совершать мужчина и не может совершать женщина, старший, а не младший, и т.п. В таком виде эти качества являются абстрактными, отделенными от других, да и от самого человека.

В семье на социопредметном уровне природное (свойство, родство и порождение) и вещественное (имущественное) качества приобретают социальное значение. Родительство и членство в семье не сводится к деторождению, накоплению и пользованию имуществом, а, сохраняя свою конкретность, формируются так же и в виде, например, социального качества члена семьи как имеющего низкий или высокий статус и престиж, зависимое/независимое и равное/неравное положение относительно других членов в соответствии с тем, каково их место в действиях и отношениях деторождения, родительства и имущественного обеспечения. Качества статусности и престижности, зависимости и равенства и соответствующие действия и отношения абстрактны по отношению к биологической и вещественной (имущественной) определенности, абстрактны в силу того, что они обусловлены связью между собой и с другими качествами, дополняют друг друга, в силу чего определены социально.

В труде рабочая сила, как человеческое качество, также сохраняет конкретное и вместе со своим трудом приобретает абстрактное содержание. Последнее образуется благодаря более или менее развитой способности работника к труду соответствующей сложности. Конкретная (профессиональная) рабочая сила трансформируется в новое качество — квалификацию, которая имеет некоторый уровень и проявляется в виде тарифно-квалификационного разряда, должностного уровня, уровня профессионального образования, умственного и физического труда и доли времени на его выполнение. В управленческой практике и в научных исследованиях квалификация представляет собой ранжированную шкалу, с помощью которой измеряется сложность труда и способность работника к его выполнению. Она основана на абстрактном труде, отвлекающемся от конкретного предметного содержания. Однако, этот труд абстрактен лишь относительно, ибо сопоставим и соизмерим, как правило, в рамках конкретного содержания (профессии, категории должностей и т.п.). Между работниками различных профессий и квалификации складываются профессионально-квалификационные отношения, которые и являются социопредметными.

Социопредметные качества, таким образом, выступают в большей или меньшей мере зависимо от предметов и от социума и в то же время относительно самостоятельно по отношению к ним и друг к другу. Они конкретны, как конкретны наблюдаемые предметы природы и общественные «предметы», и в то же время абстрактны, ибо каждое из них предстает как самостоятельная и подчас независимая составная часть человеческой жизни, включенная и обусловленная общественными отношениями.

С этой точки зрения социология выступает в виде отраслевых социологий, каждая из которых образуется на стыке абстрактной и конкретной трактовок общественных предметов. Таковыми являются, например, экосоциология и социология здоровья, социология семьи и социология труда, экономическая, демографическая и политическая социология и др. Выделяя одно или несколько качеств человека, социолог делает акцент на его качествах, действиях и отношениях и рассматривает их как причину и субъективный фактор изменения объективной природы, семьи, труда и экономики и пр.

В отличие от социопредметных, социальные качества человека создаются и существуют в неразрывном единстве различных предметных отношений, в которые вступают люди. Из каждого качества вырастает деятельное отношение с каждым другим качеством, а эти отношения неизбежно становятся связанными с другими отношениями и качествами. В силу чего образуются непрерывно усложняющиеся социальные структуры, складывается «ансамбль человеческих отношений» (К.Маркс). Он вырастает и приводит к социально конкретным качествам – к их единству во взаимосвязи. Каждое из них существует только в связи и в зависимости от других. Тем самым образуется единство социально конкретного человека, проявляющееся во всем многообразии его различных качеств, действий и отношений.

В природе человек выступает исключительно как социальный, а не биологический феномен. Он остается частью природы, ибо наследует у нее закономерный характер развития, делая его социальным, сугубо общественным и под его влиянием преобразуя свое биологическое и общеприродное начало, делая самого себя человеком. Он действует в социуме как внеприродном образовании, где биологический, вещный и информационный носители общества остаются лишь только средством социальных деятельных отношений. Человек, отделившись от природы, совершенно абстрактен по отношению к ней; в единстве же своих качеств он конкретен в своем социуме, социально конкретен.

В семье ее члены – супруги и дети, независимо от пола и возраста, доходности и пр. выступают исключительно как свободные и равные друг другу. Их объединяет внепредметная человеческая, только личная близость, основанная на качествах и отношениях, имеющих одинаково важное значение как для всей семьи, так и для каждого ее члена, — на чувстве любви и уважения, на совместных ценностях, на полноте интимной жизни, предполагающей автономность друг относительно друга. Это проявляется, например, в равенстве прав и обязанностей между супругами, в признании права детей на свое мнение и т.п. Пол, возраст и доходность, свойство, родство и порождение, многие другие предметные качества в социально конкретной жизни второстепенны, они лишь внешне представляют собой объединяющие начала семьи, приобретая под влиянием ведущих качеств свое социальное значение.

Член семьи отделен от непосредственного влияния своих предметных качеств и абстрактен по отношению к ним; образуя же их целостность, единство, он конкретен в своей семье, социально конкретен.

В труде социальные качества человека выражаются в его способности к выполнению труда любого производственного содержания и сложности, к освоению любых профессий и образования и т.д. Человек выступает как социально конкретный работник в единстве своих трудовых и множества других качеств. При рассмотрении процесса труда социолог видит, как человек концентрирует в себе не только трудовые качества, действия и отношения, но вслед за ними и всю гамму других качеств и деятельных отношений, влияющих на труд, – образованность, деловитость, семейное положение, работоспособность, общественную активность и т.д., и т.п. Каждое из них сосредоточивает в себе другие человеческие силы, способности, свойства и пр. Благодаря этим качествам работники осуществляют свою трудовую функцию, по поводу каждого качества в каждом действии между ними складываются не только технологические, но и демографические, моральные, жилищные и прочие отношения, объединенные в единое целое социальной природой трудового процесса. Иначе говоря, по поводу каждого качества и взаимосвязанных качеств, востребованных трудом и реализованных в нем, складываются деятельные социально-трудовые отношения между людьми, и благодаря всей совокупности качеств осуществляется сам труд. Связь между индивидуальными работниками формирует отношение между ними именно по поводу этих качеств.

Работник отделен от непосредственного влияния своих предметных качеств, а его труд – от конкретного технико-организационного содержания труда, и абстрактен по отношению и к этим качествам, и к этому труду; образуя же целостность своих разноплановых способностей и возможностей, действий и отношений, образуя из них единство, человек в труде социально конкретен.

Социальное качество выступает как потенциал субъекта, благодаря которому он включен в человеческую деятельность и человеческие отношения, то есть социальное действие и взаимодействие с реальными последствиями — обретением соответствующего положения – статуса, роли, идентичности и пр. Социальное качество – это способность к социальному творчеству, к созданию мира личной и общественной жизни согласно своему пониманию и решению.

Конкретный человек, т.е. целостность его конкретных качеств и деятельных отношений, и выступает собственной основополагающей категорией социологии. В своей конкретности она формируется из множества отдельных, абстрактных сторон и качеств, действий и отношений, образующих взаимосвязанное единство. Изучение какого-либо одного или группы качеств, которыми обладает конкретный человек, предполагает изучение максимально возможного перечня других качеств, влияющих на исследуемые. Обладая ими, человек выступает как субъект деятельных отношений, в которых он создает социальных группы и организации, общности и институты и пр., осуществляет управление, познание и другие виды деятельности.

Список литературы

  1. Г.С.Батищев. Деятельностная сущность человека как философский принцип. / Проблема человека в современной философии – М.: Наука, 1969 – С.73-144.
  2. Г.С.Батищев. Введение в диалектику творчества.— Санкт-Петербург: Издательство РХГИ, 1997. — 464 с.
  3. История марксисткой диалектики. – М., 1974
  4. Н.И.Лапин. Предмет и метод социологии / Социологические исследования – М., 2002, №8 https://www.isras.ru/socis_2002_8.html
  5. Лапин Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования/ Социологические исследования — М., 2006, №8 https://www.isras.ru/socis_2006_8.html
  6. Н.И.Лапин. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии / Социологические исследования — М., 2012, № 9 https://www.isras.ru/socis_2012_9.html
  7. С.Г.Спасибенко. Социология человека — М.: Экслибрис-Пресс, 2007 – 520 с.
  8. Ж.Т.Тощенко. Социология: пути научной реформации / Социологические исследования — М.,1999, №7 https://www.isras.ru/socis_1999_7.html
  9. Ж.Т.Тощенко. Новые тенденции в развитии российской социологии / Социологические исследования – 2013, №4 https://www.isras.ru/socis_2013_4.html
  10. П. Штомпка. Социология: Анализ современного общества / Пер. с польского Червонной С.М.М.: Логос, 2008. — 664 с.
  1. В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М. 2011. – 567 с.

[1] В одном из глубоких марксистких отечественных исследований 70-х гг. прошедшего столетия по проблеме социальных качеств выделены не три, а два уровня – предметный и предметно-социальный. См. 3. Мы полагаем, что эти уровни должны быть дополнены третьим – уровнем собственно социальных качеств.[schema type=»book» name=»К РАСШИРЕНИЮ КРУГА БАЗОВЫХ КАТЕГОРИЙ СОЦИОЛОГИИ: КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» author=»Николай Юрьевич Федоров» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found