Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблема преступности несовершеннолетних, как и прежде, остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних становится серьезной угрозой молодому поколению, а вместе с тем и угрозой нормального развития общества и национальной безопасности.

В настоящие время, происходят быстрые процессы, изменяющие общество. К таким процессам можно отнести изменение общественных связей, неустойчивость экономической ситуации, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей, которые в первую очередь отражается на детях. Именно детям,  особенно трудно приходится в это период, с их еще не устоявшимся мировоззрением.  Нестабильность нынешней жизни общества порождает увеличение числа детей, которые находятся в группах риска. Эти подростки, со временем могут перейти в группу несовершеннолетних преступников.

Преступность несовершеннолетних — вид относительно массового и исторически изменчивого негативного социального поведения, запрещенного уголовным законом, обладающего общественной опасностью в степени способной расшатать устои общества и подорвать нормальное функционирование общественного организма, статистически выражающегося в совокупности преступлений и лиц их совершивших на определенной территории в течении определенного периода времени, совершенных лицами,  которым на момент совершения преступления  исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Как отмечает доктор юридических наук И.М. Мацкевич, «понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. Этот возрастной период определяет судьбу каждого человека, поскольку в подростковом возрасте происходит формирование характера и становление личности человека» [9, с. 710].

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций.

Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в полиции, превысило 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это явление таит в себе немалую общественную опасность [11, с. 305].

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки, в процессе совершения преступлений, при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Агрессивности несовершеннолетних во многом способствует непродуманная информационная политика со стороны ведущих средств массовой информации и наводнение кинотеатров, пунктов видеопроката и телевизионных программ фильмами как отечественного, так и иностранного производства с демонстрацией и пропагандой насилия [4, с. 91-98].

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2–3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным исследований, из числа подростков, имеющих за день 2–3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5–7 часов – 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам [3, с. 620-624].

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии  [10, с. 288].

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья «… именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения».

Семья, бытовое окружение во многих случаях влияет на возникновение и развитие у подростков таких психических аномалий, как психопатия, невропатологические реакции (крикливость, плаксивость, капризность), заболевания алкоголизмом, наркозависимость, понижение уровня интеллекта и т. п. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого-десятого несовершеннолетнего преступника. Однако следует сказать, что такие аномалии – чаще всего (80–85% случаев) – результат не наследственности, а условий жизни, воспитания подростков.

В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.

В наиболее сложном положении в настоящее время находятся дети и подростки из неблагополучных семей, где несовершеннолетние получают пример аморального образа жизни, приобретают негативные личностные качества, усваивая нормы поведения старших членов таких семей.

Разводы супругов, рождаемость вне брака – причина рост количества неполных семей, которые в нашей стране составляют значительную долю. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов  [1, с. 284 – 285].

Негативные последствия воспитания и формирования отклоняющегося поведения подростка связаны с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что «причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем  [2, с. 207 ].

Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

В воспитании подростка определяющим является социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

В современной криминологии социологический подход к анализу преступности развивали Л.И. Спиридонов, Д.А. Шестаков, Э. Раска. После выхода первого учебника по криминологии, в кᴏᴛᴏром преступность определялась как совокупность преступлений, Л.И. Спиридонов подверг такой подход критике, отмечая, что преступность — ϶ᴛᴏ не просто механическая сумма преступлений, а социальное явление, обладающее определенными присущими ему закономерностями развития. По мнению ученого, «социологическое понятие преступления предшествует его юридическому определению» [10, с. 116].

Западные исследователи на сегодняшний день также акцентируют свое внимание на обусловленности детской бездомности и правонарушений воздействием семьи, в том числе насилием, жестокостью и сексуальными домогательствами со стороны взрослых. В последние годы при выявлении причин преступности подростков и молодежи все чаще используется понятие социального капитала, отражающее их социальные связи, нормы и взаимные обязательства, которые укоренены в системе семейных, соседских и групповых связей, приобретаются детьми при рождении и аккумулируются в течение жизни. Так, американские криминологи Дж. Хэйган и Б. Маккарти используют в своей монографии понятие социального капитала для объяснения путей, приводящих молодежь на улицу, а затем к преступности. По их мнению, подростки, попадающие на улицу, обладают ограниченным социальным капиталом, поскольку воспитываются в бедной среде, испытывающей сильное экономическое и психологическое напряжение, которое влечет за собой семейное насилие и отсутствие заботы о детях. Ущербная семейная социализация приводит к проблемам в школе, непосещению учебных занятий, а также вовлечению несовершеннолетних в делинквентные уличные сообщества, даже в тех случаях, когда они живут дома. Дальнейшее их приобщение к нормам и ценностям уличных группировок, можно считать формой криминального капитала и рассматривать как процесс, в котором уличные дети компенсируют свои ограниченные жизненные возможности и приобретают неконвенциональный социальный капитал, открывающий перед ними возможности «продвижения» в криминальном мире. [5, с.106-108]

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают делать деньги и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Как уже отмечалось, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения [6, с. 172-175].

Преступность несовершеннолетних при значимых масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и способы работы правоохранительных органов, обеспечивать подобающим образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. В решении данных задач принципиальная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым правоохранительными органами в целях устранения обстоятельств и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность данной деятельности в значительной степени зависит от того, как данные меры базируются в действующем законодательстве во взаимосвязи с психологией и педагогикой [1, с. 380].

Список литературы:

  1. Аванесов Г.А. Криминология. М.: 2012. — 284 – 285 с.
  2. Антонян Ю. М. Предупреждение преступности несовершеннолетних — М.: Наука, — 207 с.;
  3. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи , 2013. — №12. —620-624 с.;
  4. Блувштейн Ю.Д. Понятие личности преступника . Государство и право. — 2010. — 91-98 с.;
  5. Катаев Д.В. Социально-Экономические понятия и категории Макса Вебера в контексте историко-генетических исследований. Теория и практика общественного развития, 2014.№1. -106-108 с.;
  6. Катаев Д.В. Max Webers concept of ideal types as the integration of micro and macro livels in sociology. Наука и общество. №3.- 172-175 с.;
  7. Катаев Д.В. Концепция рационального действия Макса Вебера и современная экономическая социология.Исторические, философские, политические и юридические науки, культорология и искусствоведение.Вопросы теории и практики.2013.№2-2.-74-78 с.;
  8. Катаев Д.В. Интеграция микро и макроуровней социологии в концепциях Макса Вебера и Хармута Эссера.European Social Science Journal.2013.№9-1(36).-209-214 с.;
  9. Кузнецова Н.Ф.Криминология.М.: Волтерс Клувер, 2009. – 710 с.
  10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: «Медицина», 2011.- 288 с.;
  11. Малкова В.Д. Криминология. М.: 2010.- 305 с.[schema type=»book» name=»КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» author=»Гавшина Светлана Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found