Крупнейший на Дальнем Востоке субъект федерации — Республика Саха (Якутия), занимающая центральное положение на востоке страны, имеет особое значение в обеспечении территориальной целостности России. Территория, которую занимает Якутия, соответствует восьмому месту среди стран мира. Она обладает почти 3%??? мировых запасов разведанных природных ресурсов и занимает стратегически важное положение на карте мира. Таким потенциалом не обладают даже некоторые из государств, претендующих на статус региональных лидеров.
Сегодня Якутия переживает сложный период, связанный с завершением предыдущего этапа промышленного освоения. К началу нового тысячелетия интенсивная добыча природных ресурсов привела к исчерпанию наиболее доступных и экономически выгодных месторождений, усложнению горно-геологических условий их разработки, резкому увеличению затрат. Освоению новых ресурсов препятствовало и отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры.
Новые возможности для Якутии открывают инициированные российским правительством мегапроекты по разработке в дальневосточном регионе новых месторождений, прокладке трубопроводных систем, развитию транспортной инфраструктуры и энергетики. Реализация этих проектов должна составить содержание нового этапа промышленного освоения республики. Успех этого этапа позволит дать новый толчок к повышению уровня и качества жизни в Якутии, в решении социальных проблем. Вместе с тем нельзя исключить риск «колониального» подхода к освоению природных богатств Якутии. Слишком велик соблазн под лозунгом реализации приоритетных для России проектов немедленно начать «стройки века», полностью игнорируя интересы населения и местную специфику. Неизбежное в этом случае привлечение в республику десятков тысяч трудовых мигрантов способно превратить один из ключевых для России регион, где проживают представители 140 национальностей, в очаг острой социальной нестабильности и межнациональной напряженности. Поэтому главным принципом реализации мегапроектов на территории Якутии должно стать реальное и значительное участие местного населения. Для этого в республике имеются значительные резервы рабочей силы и стремление местных кадров к участию в проектах и повышению своего профессионального уровня.
Успешный и продуманный старт нового этапа масштабного освоения ресурсного потенциала республики, создание современной инфраструктуры, становится критически необходимым для скорейшего выхода России из кризиса, дальнейшего экономического развития всей страны и решения социальных проблем республики.
Основу настоящей статьи составляет точка зрения авторитетных представителей южноякутского социума по происходящим здесь трансформационным процессам. В качестве экспертов выступили представители гуманитарно-технической интеллигенции, органов местной исполнительной власти и общественно-политических структур. В общей сложности опрошено 10 экспертов. Средний возраст экспертной группы составил 48 лет. Национальный состав экспертов был представлен следующим образом: русские (6), украинцы(2), саха (1) и татары(1). Все эксперты имели высшее образование, из них четверо обладали ученой степенью кандидата наук.
Суть заданных экспертам вопросов заключалась в артикуляции следующих моментов:
— оценке значимости нового этапа индустриального освоения Южной Якутии;
— выяснения болевых точек и причин социальной напряженности в регионе;
— оценке уровня общественного сознания населения.
Мнение экспертов о необходимости нового этапа индустриального развития, роли региона в экономике страны и принципе распределения прибыли от природных ресурсов.
Подавляющее большинство экспертов считает очевидным и необходимым новое освоение богатств Якутии, обоснованно полагая, что это окажет мультипликативный эффект и поможет решить накопившиеся проблемы. Часть экспертов видят ретроспективу современных инвестиционных проектов в нерешенности тех грандиозных задач, поставленных в ходе строительства Южноякутского территориально-производственного комплекса в 70-80-ые годы прошлого века. Программа комплексного развития Южной Якутии есть ничто иное как, реинкарнация советской идеи, попытка придать второе дыхание застывшему промышленному региону и использовать оставшийся демографический потенциал. Некоторые эксперты подчеркивают геополитический аспект нового освоения Южной Якутии и необходимость интеграции в АТР (истощение богатств, перемещение центра мирового развития и мощное развитие Китая, опасность «обезлюживания» восточных территорий). Безусловен, по мнению экспертов и тот факт, что сегодня республика сталкивается с серьезными трудностями наполнения бюджета после потери крупных хозяйствующих субъектов, переданных федеральному центру или проданных частному бизнесу.
Большинство экспертов убеждены в том, что республика всегда была и продолжает оставаться сырьевым придатком федерального центра, что обусловлено исторически, географически и усугублено слабостью транспортной инфраструктуры. Удаленность от рынков и очень сложная транспортная схема ставят под угрозу срыва любые проекты выпуска товаров «на вывоз» на экспорт. По оценке одного из экспертов, в регионе «отсутствуют действительно инновационные приоритеты и в обозримом будущем бренд «Добыто в Якутии» будет явно превалировать над маркой «Сделано в Якутии».
Справедливости ради следует отметить, что часть экспертов выражает надежду в возможности усиления перерабатывающего аспекта региональной экономики в связи с ее кластеризацией ( речь идет прежде всего о переработке сырья на месте). В качестве примеров приводятся строительство металлургического комбината, вагоностроительного завода, выработка электроэнергии. Понимание необходимости развития инновационной экономики и обреченность оставаться сырьевым придатком, по мнению экспертов, является главным противоречием экономики Якутии. Разработанные проекты расцениваются экспертами как попытка разорвать этот порочный круг, скинуть с себя «проклятие» добывающего региона, при этом есть опасность повторения «колониального» подхода к освоению природных богатств Якутии.
По мнению экспертов, сложившуюся практику распределения природной ренты изменить сегодня невозможно. Это обусловлено политическими реалиями и закреплено на законодательном уровне. Принцип «двух ключей» в распределении доходов от добычи природных ресурсов, широко применявшийся в период «парада суверенитетов», заменен сегодня жесточайшим контролем федерального центра за всеми финансовыми потоками, связанными, прежде всего, с добывающими отраслями экономики. Вместе с тем, часть экспертов считает вполне обоснованным и реальным заключение соответствующих договоров между местными властями и хозяйствующими субъектами о сотрудничестве, согласно которым последние обязаны были бы проводить адекватную компенсационную социальную политику. Интересно также мнение о необходимости артикуляции интересов регионов на федеральном уровне для противостояния политике тотального «обирания» и выработке механизма более справедливого распределения природной ренты, при этом не исключается возможность консолидации добывающих регионов для отстаивания региональных интересов. Весьма перспективным выглядит предложение о необходимости создания специальных межведомственных корпораций на территории субъектов с целью аккумуляции бюджетных и иных средств для более предметного конкретного их использования для местного развития. К этому же относится обязательная регистрация предприятий на территории региона для увеличения доходной части местного бюджета. Вполне понятно, что на сегодняшний день значительная часть предложенных экспертами вариантов более паритетного распределения природной ренты выглядят виртуальными, тем не менее, даже вибрация озвученных мыслей несет знаковый посыл для решения сложившихся противоречий в законодательно-финансовой схеме «центр – периферия».
Мнение экспертов о социально-экономической ситуации в Южной Якутии.
Абсолютное большинство экспертов считают продажу ГУП «Якутуголь» ошибочным решением республиканских властей. Это объясняется не только зримыми последствиями, связанными с кардинальной реструктуризацией предприятия и массовыми сокращениями. Экономика республики, скованная одной цепью горнодобывающих предприятий и несущая бремя сырьевого придатка, к тому же лишенная своего ключа от кладовых природных ресурсов, оказалась почти в патовой ситуации. Если в период президенства М.Е.Николаева считалось достижением сохранение крупных предприятий в государственной собственности даже в случае их убыточности, то во времена В.А.Штырова их распродажа стала своеобразным инструментом для перманентного латания дыр в региональном бюджете. В ответах экспертов прозвучало вполне резонное напоминание о том, что в «лихие» 90-ые «Якутуголь» не только выжил, но продолжал развиваться. Что касается самого акта продажи, то в нем необходимо было учесть мощную социальную скрепу, означающую определенный мораторий на сокращение персонала, реструктуризацию и «распиливание» компании. При продаже «Якутугля» не был учтен социальный фактор. Любой акт купли-продажи есть договор, где стороны оговаривают условия сделки. Когда предметом сделки становится градообразующее предприятие струдовым коллективом в несколько тысяч человек, то, безусловно, помимо финансовой стороны, на первый план должен выдвигаться вопрос о дальнейшей судьбе работающих на этом предприятии людей. Сырье, технику, помещения можно законсервировать на определенный период, но как быть с живыми людьми? Как можно назвать удачной сделку для продающей стороны, когда ее последствием становится массовое увольнение работников. Действительно, с рациональной точки зрения вполне уместно размышлять о выгоде, получив неплохой барыш и одновременно избавившись от социальной ответственности за работников предприятия — жителей региона, но для бизнесмена-капиталиста, а не ответственной за жителей своей территории публичной власти.
Все эксперты отмечают крайне сложную социальную ситуацию в Нерюнгринском районе, которая явилась следствием не столько мирового экономического кризиса, сколько излишне рациональным менеджментом новых хозяев южноякутского угля. Несмотря на ряд заявлений руководства «Мечела» о необходимости проведения продуманной социальной политики, ситуация продолжает оставаться крайне напряженной. Психологическая обстановка на предприятии непростая. Эксперты единодушны в том, что необходимо максимально использовать имеющиеся на месте трудовые ресурсы. Для этого необходимо задействовать весь имеющийся арсенал средств (переобучение, переквалификация, конкурсные комиссии, подготовка по новым специальностям и т.д.). Что касается вахтового метода, то работодателям целесообразно проводить определенную селективную работу, а принимающей стороне быть готовой к организации на системной основе мероприятий по адаптации в целях менее болезненной имплантации в инонациональную среду.
Мнение экспертов о взаимоотношениях в формате «власть бизнес-общество». Данный вопрос вызвал наиболее серьезные затруднения у экспертов.
Это связано, прежде всего, с непрозрачностью взаимоотношений бизнеса и власти, а также гипертрофированной «коррупциогенностью» этой сферы деловых связей.
По мнению экспертов, проблема социальной ответственности бизнеса должна иметь правовую огранку, без которой «правильное» взаимодействие с властными структурами невозможно. Модная аббревиатура «государственно-частное партнерство» не обрело еще реального смысла на российской почве. Диалога власти и общества практически нет, хотя все эксперты говорят о необходимости этого. Здесь следует указать на типичную для промышленных поселений особенность, которая заключается в гипертрофированной апатии жителей к общественно значимым проблемам. Общественное мнение в Южной Якутии четко не фокусируется, местные СМИ не в состоянии его формировать в силу своей непопулярности и недостатка авторитета. Наиболее перспективным общественным трендом может стать экологическое движение, получающее в последнее время существенную поддержку со стороны известных экологических организаций.
Эксперты считают, что в регионе накопилась достаточная «горючая смесь» для социального взрыва, проявлениями которого стали экстремистские выходки молодежи и публичные акции пенсионеров. Тактика выпускания пара из кипящего котла со стороны региональных властей и руководства градообразующего предприятия бесконечно продолжаться не может. Сдерживающими факторами являются слабая организационная составляющая массовых акций( низкий авторитет политических партий и профсоюзных организаций, отсутствие четкой оппозиции и гражданского самосознания, боязнь пресловутого административного ресурса). К этому следует добавить влияние патерналистских настроений, которым манипулирует власть.
Мнение экспертов об историческом опыте строительства Южноякутского ТПК и экологических последствиях. Эксперты подчеркивают как позитивные, так и негативные аспекты исторического опыта строительства ЮЯТПК. К положительным моментам можно отнести: «1. Стройка носила всесоюзный статус – по сути, строила вся страна. 2. Разработана целая система льгот для строителей. 3.Параллельно со строительством производственных объектов шло создание серьезной социальной инфраструктуры, которой пользуются и будут пользоваться еще долго. 4. Произошла социализация местного населения. 5. Железная дорога пришла в Якутию». К негативным моментам эксперты отнесли следующее: «1. Строительство ЮЯТПК не завершено из-за нехватки финансирования на фоне стагнации экономики государства. 2. Отсутствие комплексности в строительстве, главной причиной здесь являлись узковедомственные отраслевые интересы, которые вступали в противоречие с территориальными интересами. 3.ЮЯТПК – жертва гигантомании, характерной для советского периода». Большинство экспертов отмечают тревожную тенденцию ухудшения экологической обстановки в Южной Якутии и выражают опасения по ее дальнейшему обострению в связи с появлением новых экологически грязных промышленных производств. В первую очередь, речь идет о Канкунской ГЭС, ставящей крест на самом крупном притоке Алдана — Тимптоне. В целом экосистема Южной Якутии уже почти столетие находится в плену промышленного освоения, которое не знает понятия рекультивации и использует тактику «выжженной земли».
Таким образом, происходящие в южноякутском регионе социально-экономические процессы несут в себе значительный конфликтный потенциал, сформировавшийся не только вследствие мирового кризиса и исчерпании запаса предыдущего этапа промышленного освоения, но и «благодаря» невысокой эффективности управленческих решений региональной власти и низкой социальной ответственности бизнеса.
В заключении хотелось бы уйти от закономерно вытекающих выводов и сказать следующее: в центре всех экономических преобразований должен стоять человек. Только тогда территория перестает выступать в качестве абстрактного пространства и объекта нормативно-государственного воздействия и техногенного воздействия. Она предстает не как запас и объединение технических и людских ресурсов, а как активная единица, черпающая свой потенциал развития в локальных ресурсах в широком смысле этого слова.[schema type=»book» name=»ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКСПЕРТНОГО МНЕНИЯ» author=»Ермолаев Терентий Степанович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]