Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Анализ и использование существующего зарубежного опыта в организации и осуществлении социальной работы – явление в общем-то обычное для специалистов, работающих в этой области не только в Казахстане, но и в других постсоветских странах. Дело не только в том, что у нас есть известный недостаток в практической социальной работе. Отнюдь не так, – ведь и в государствах бывшего Советского Союза существовала по-своему система развития социальной помощи, опыт которой продолжает сказываться и на сегодняшних подходах к ее проблемам.

Обращение к зарубежному опыту обусловлено целым рядом причин несколько иного порядка. Во-первых, это, конечно же, произошедшая смена социально-экономического уклада и основополагающих факторов жизни населения на постсоветском пространстве в связи с переходом к рыночной экономике с ее принципиально иными основами социальных отношений. Во-вторых, это достаточно резкая смена приоритетов государственной политики в социальной сфере, приведшая к активизации не столько системы социальной помощи на общегосударственном и региональном (местном) уровнях, а сколько к возрастанию роли негосударственных, общественных учреждений и организаций, работающих в этой сфере. В-третьих, это, собственно говоря, сама реструктуризация, иная системная организация социальной помощи, социальной работы. В-четвертых, это, безусловно, само существование зарубежного опыта социальной работы в условиях многолетнего существования и развития общества и отношений между его макро-, микроструктурами и индивидами под эгидой принципов существования демократических институтов правого социального государства.

Первые курсы по подготовке социальных работников появились в самом начале 90-х годов 19 века в Германии, США и Великобритании. Однако фундаментальная профессионализация социальных работников началась после Второй мировой войны. В послевоенный период сложились две основные модели обучения социальной работе – американская и европейская, отличающиеся, прежде всего, степенью практической подготовки обучаемых [1].

Американская система обучения социальной работе представляет собой экспериментальную форму преподавания и обучения, при которой студент получает помощь по созидательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности. Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). За последнее время обучение в агентствах стало играть более значительную роль. Из числа штатных работников агентств выделяются сотрудники, которые руководят практикой студентов. Часть из них полностью освобождается от практической работы с клиентами и закрепляется за студентами.

В Великобритании сложилась практика уже на первом году обучения за студентом закреплять рабочее место и в дальнейшем специализировать его в избранном направлении деятельности. Последние десятилетия в Европе характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Поскольку социальная работа требует от своих представителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, кто ей обучается, находится в возрасте 25, а 30 % 35 лет и старше. Третью часть учащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и в других странах, преобладают женщины.

За рубежом проблему подготовки кадров рассматривают на этапе отбора и поступления молодежи в высшее учебное заведение для получения профессии социального работника. Происходит очень строгий отбор кандидатов [2].

В Норвегии для поступления в ВУЗ по специальности «Социальная работа» необходим опыт практической работы в органах социального обеспечения. В Дании требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз. В Италии и Испании нижняя возрастная границa – 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.

В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированных на социальные науки. Минимальный возраст поступающих – 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам. В Греции предпочтение также отдается мужчинам. В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняет психологическую пригодность и мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучших людей для обучения профессии социального работника.

В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать два официальных языка страны (Официальными языками Швейцарии являются: немецкий, французский, итальянский и частично ретороманский, последний только для делового общения с лицами-носителями ретороманского языка). Кроме этого понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать, предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.

Лишь в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников  имеются  широкие  возможности  выбора  будущей  карьеры  [3].

Весь учебный процесс в зарубежной высшей школе, готовящей социальных работников, основан на сотрудничестве и партнерстве с агентствами социальной защиты. Предоставление рабочих мест координируется представителем комиссии по производственной практике, которая создается в каждом ВУЗе. В состав комиссии входят преподаватели, тьюторы студенческих групп, работники агентств социальной защиты, представители заинтересованных сторон (добровольных организаций, органов местной власти и др.).

Характерной особенностью организации производственной практики по социальной работе является составление трудового договора на основе трехстороннего соглашения: тьютор – студент – инструктор. Это обязательный официальный документ для всех трех его участников. Однако характер, содержательная и организационная стороны договора отражают как общие особенности социальной службы, так и специфику ее специальных направлений.

Анализ подобных договоров, заключенных в разных учебных заведениях Великобритании (Бирмингемский, Уорвикский, Шеффилдский университеты и Лондонская школа экономики), показал, что все они четко определяют требования и цели производственной практики, указывают способы привлечения студентов к проведению антидискриминационной политики. Договор предоставляет студентам возможность овладеть методикой применения соответствующей юридической базы. В нем определены содержание и методы руководства работой студентов, а также продолжительность рабочего дня, учет труда и методы оценки практики [4].

Во Франции существует дифференцированная многоуровневая непрерывная система подготовки специалистов социальной сферы. Ее основой является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе (группа профессий «социальной карьеры»).

Интересная практика подготовки социальных работников сложилась в Испании. Образование в сфере социальной работы было введено в учебные планы университетов в 1981 г. Образование давалось на базе колледжей социальной работы, которые присваивали своим выпускникам звание бакалавра в сфере социальной работы. В 1983 г. был выпущен указ, согласно которому все существующие школы социальной работы объединялись в централизованную систему общественных университетов. Таким образом, эти школы стали колледжами социальной работы. По окончании трехлетнего курса обучения в этих колледжах выпускникам присваивается звание доктора наук.

Обучение социальных работников в Австралии и Новой Зеландии ведется в различных формах. Обучение социальной работе ведется в университетах и других высших учебных заведениях, а его продолжительность составляет от двух до четырех лет. Особых курсов для работников социального обеспечения не существует. Все практикующие социальные работники должны быть членами соответствующей профессиональной организации. Членство в ней возобновляется каждые пять лет. Продолжительность практики в Австралии должна быть не менее 140 дней, т. е. 980 часов. В Новой Зеландии этот минимум составляет 120 часов.

Интересный опыт подготовки педагогов-наставников сложился в Канаде. Педагог-наставник является центральной фигурой в процессе практической подготовки будущих социальных работников. От его профессиональной компетентности зависят как успех практики в целом, так и степень удовлетворенности студентов. Поэтому подбор, обучение и удержание в штате квалифицированных педагогов-наставников – важная задача для всех школ социальной работы, ориентирующихся на высокие стандарты профессиональной подготовки [5].

Интересен в этом плане зарубежный опыт, в котором наблюдается общая тенденция практикоориентированности обучения студентов. Так, например, выглядит соотношение практических  занятий непосредственно в учреждениях социальной сферы с общим объемом времени обучения в процентах в различных странах: Франция – 55-65 %, США – 50 %, Англия – 40-50 %, Бельгия – 30 %, Австралия – 25 %, Польша – 25 %, Новая Зеландия – 13 %, Россия – 20 % (социальный работник), 11 % (социальный педагог) [6].

Будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65 % всего учебного времени.

Образование в области социальной работы в России имеет пока непродолжительную (с 1 августа 1991 г.), но очень интересную и вполне самостоятельную историю. Ныне сложилась четкая и стройная система образования в области социальной работы, которая оказывает большое стимулирующее влияние на развитие социального знания и социального образования в стране в целом.

Подготовкой кадров с высшим профессиональным образованием в области социальной работы занимаются 130 ВУЗов в 75 регионах Российской Федерации. Сложился целый ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы. Это, прежде всего, РГСУ, МГСУ, являющийся базовым ВУЗом УМО ВУЗов России по образованию в области социальной работы, АлтГУ, МосГУ (бывший Институт молодежи), МГУС и другие. В этих учебных заведениях обучаются более 30000 студентов, с которыми работают свыше 3550 преподавателей, около двух третей которых имеют ученые степени и звания, в том числе 588 докторов наук, профессоров [7].

Проанализировав зарубежные подходы к подготовке социальных работников, можно сделать такие выводы: большинство стран, входящих в Международную Ассоциацию Школ Социальной Работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, а это, в свою очередь, влияет на более эффективную подготовку и повышение квалификации специалистов. Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника. А во время обучения особое внимание уделяется практике, которая в некоторых странах достигает 65 % всего процесса обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонов, А. Н. Социальная работа: введение в специальность [Текст] : учебное пособие / А. Н. Агафонов. – 2-е изд. – Караганда. : Санат-Полиграфия, 2008. – 159 с. : ил. – ISBN 9965-9489-8-4.
  2. Холостова, Е. И., Дашкина, А. Н., Малофеев, И. В. Зарубежный опыт социальной работы [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. – М. : Дашков и К, 2012. – 364 с. : ил. – ISBN 978-5-394-01338-6.
  3. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. – 10-е изд. – М. : Дашков и К, 2012. – 592 с. : ил. – ISBN 978-5-394-01426-0.
  4. Сигида, Е. А., Бабкин, Н. И., Беззубик, К. В., Лукьянова, И. Е. Содержание и методика социальной работы [Текст] : учебное пособие / Е. А. Сигида, Н. И. Бабкин, К. В. Беззубик, И. Е. Лукьянова. – М. : Владос, 2011. – 346с. : ил. – ISBN 978-5-691-01355-3.
  5. Платонова, Н. М., Платонов, М. Ю. Инновации в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. – 2-е изд. – М. : Академия, 2012. – 256 с. : ил. – ISBN 978-5-7695-9234-8.
  6. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 267 с. : ил. – ISBN 978-5-16-004708-9.
  7. Шарин, В. И. История социальной работы [Текст] : учебное пособие / В. И. Шарин. – М. : Дашков и К, 2010. – 368 с. : ил. – ISBN 978-5-394-00836-8.[schema type=»book» name=»ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ» author=»АНТИКЕЕВА САМАЛ КАНАТОВНА» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found