К положительным моментам вхождения нашей страны в ВТО относится внедрение в национальное законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил повысит привлекательность России для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для отечественных предприятий.
Современное производство молочных продуктов, с одной стороны, характеризуется динамичным развитием рыночных отношений, высокой конкуренцией, возросшей сложностью производственных процессов при сохранении определенной ограниченности ресурсов. С другой стороны, введение в действие Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» привело к ужесточению контрольных мер по обеспечению безопасности продукции со стороны государственных органов, а вопросы, связанные с качеством, в большей степени переносятся в сферу рыночных отношений. В этих условиях основной задачей производителей становится соблюдение принципов удовлетворенности потребителя и непрерывного повышения качества при неукоснительном соблюдении законодательных норм, прежде всего касающихся обеспечения безопасности продукции для потребителей. В связи с этим значительно повышается роль служб стандартизации на предприятиях.
Правила создания и функционирования службы стандартизации в организациях регламентируются ГОСТ Р 1.15-2009 от 10.01.2010 г. Данный стандарт также содержит рекомендованное типовое положение о такой службе.
Цель ее создания — проведение различных работ в организации для достижения целей стандартизации, указанных в Федеральном законе «О техническом регулировании» (статьи 11 и 17) и ГОСТ Р 1,0. служба стандартизации осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации.
Основные задачи службы стандартизации:
— организационно-методическое и консультационное обеспечение работ по стандартизации:- разработка или участие в разработке стандартов и других документов, необходимых для деятельности организации;
— представление интересов организации при разработке национальных, межгосударственных, международных стандартов, сводов правил, общероссийских классификаторов, технических регламентов, других нормативных и правовых документов в сфере технического регулирования;
— организация и проведение контроля за применением документов в сфере технического регулирования;
— формирование и ведение фонда документов;
— повышение квалификации сотрудников в сфере технического регулирования.
Базовым принципом системы технического регулирования является последовательное разделение требований на обязательные для соблюдения требования технических регламентов и предназначенные для добровольного применения требования стандартов. Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и переводе всех обязательных требований на законодательный уровень. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п. 1 ст. 7 No 164-ФЗ). Требования любого стандарта по определению не могут быть ниже предъявляемых техническим регламентом.
Разработана и внедряется целая серия документов Российской Федерации и Таможенного союза, касающихся молочной промышленности: № 255-ФЗ от 21.07.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»; № 248-ФЗ от 19.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»;
Изменение № 1 в Общероссийский классификатор продукции ОКП 005-ЯЗ; изменения № 341 от 17.08.2010 г. и № 622 от 7.04.2011 г. в «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) . « Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 г. № 597 «О внесении изменений в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при реализации»; технические регламенты Таможенного союза:
— TP ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 769)- введен в действие с 1.07.2012 г.
Вводятся в действие с 1.07.2013 г. еще три техрегламента:
— TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (решение Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 г, № 880);
-TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (решение Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 г. № 881);
— TP ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» (решение Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 г. №883);
— решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза».
Приняты национальные и разработаны проекты межгосударственных стандартов, предназначенных для применения в качестве доказательной базы технических регламентов РФ и Таможенного союза.
При отсутствии национальных стандартов общих технических условий или технических условий (ГОСТ Р. ОТУ или ГОСТ Р. ТУ) в ТУ должны быть регламентированы требования, установленные в национальных стандартах на методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение, которые распространяются на пищевые продукты. При наличии национальных стандартов на группу пищевых продуктов требования к конкретным пищевым продуктам в ТУ излагают с учетом требований этих стандартов. При уточнении или дополнении в ТУ требований национальных стандартов значения показателей не должны быть ниже (хуже) установленных национальными стандартами.
Не следует разрабатывать ТУ, если требования к конкретному пищевому продукту установлены национальным стандартом вида технических условий.
Требования, устанавливаемые в ТУ на пищевые продукты, должны соответствовать законам РФ, техническим регламентам, требованиям других нормативных правовых актов РФ, национальных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм. С введением в действие документов межгосударственного уровня, например технических регламентов Таможенного союза, требования к продуктам в ТУ должны соответствовать межгосударственным.
На основе ТУ заключаются договоры на поставку конкретной продукции, в договорах дается ссылка на конкретные ТУ, и все требования к продукции, представленные в них, становятся обязательными для участников договора. Именно через ТУ реализуются положения национальных стандартов и сводов правил, применение которых согласно ФЗ является добровольным. К ТУ в обязательном порядке прилагается перечень ссылочных стандартов и сводов правил.
Согласно ГОСТ Р 51740 технические условия на пищевые продукты подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации (территориальными органами Росстандарта).
Согласование ТУ с территориальными органами по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору проводят по результатам экспертизы на соответствие ТУ требованиям к пищевым продуктам, которые приводятся в порядке, установленном Минздравом России.
Согласование ТУ с территориальным органом Росстандарта проводят с целью обеспечения соответствия ТУ требованиям ГОСТ Р 51740 в части изложения, содержания, оформления, обозначения и т.д., а также обеспечения полноты и правильности ссылок на национальные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, их транспортированию, хранению и применению, правилам приемки, методам отбора проб и испытаний. Согласование ТУ с территориальным органом Росстандарта подтверждают специальным штампом, проставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции. Порядок заполнения и представления каталожных листов продукции установлен в ПР 50-718-99 «Правила по стандартизации. Правила заполнения и представления каталожных листов продукции».
Что касается изготовления, контроля, внутризаводского хранения и транспортирования сырья, материалов и готовых продуктов по национальным стандартам вида технических условий (ГОСТ Р. ТУ) и техническим условиям (ТУ), это должно осуществляться по технологическим инструкциям (ТИ). При наличии национального стандарта вида технических условий достаточно иметь технологическую инструкцию и рецептуру: типовую технологическую инструкцию (ТТИ) или технологическую инструкцию изготовителя (ТИИ). ТТИ и ТИИ представляют собой самостоятельные документы, прошедшие процедуру согласования и утверждения в установленном порядке. Технологические инструкции к ТУ (ТИ, ТУ) или СТО (ТИ, СТО) являются неотъемлемыми частями комплектов ТУ или СТО и отдельно не полежат ни согласованию, ни утверждению. При этом современные ТИ должны содержать все необходимые требования, которые позволят производить продукцию гарантированного качества.
В первую очередь это касается обоснованной регламентации номинальных значений параметров технологических процессов, их допусков, методов контроля параметров, их периодичности, обработки данных и способа фиксирования информации, а также наглядности процесса для оперативного персонала. В составе ТИ обязательны требования к функционированию системы контроля качества, регистрации и хранению информации контроля позволяющие исключить потенциальную угрозу ошибок оперативного персонала и неконтролируемость технологических процессов.
Таким образом, некоторые виды документов в области стандартизации могут применяться в качестве технической документации как доказательственные материалы для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Список использованных источников
– Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). В ред. решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341. от 18.11.2010 N 456
– Правила создания и функционирования ГОСТ Р 1.15-2009 от 10.01.2010, издательство стандартов;
– Федеральный Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184 ФЗ;
— Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».[schema type=»book» name=»Деятельность службы стандартизации на предприятии при вступлении в ВТО» description=»при вступлении в ВТО ( всемирную торговую организацию) введение стандартизации менеджмента качества становится необходимым для производства. Документы в области стандартизации применяются в каче-стве технической документации.» author=»Грибанова Любовь Александровна, Царёва Гузаль Ринатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]