Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЁННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перспектива развития аграрного сектора — это система конкурирующих, взаимодействующих и взаимодополняющих крупных, средних и мелких хозяйств. В процессе аграрных и земельных преобразований ставилась главная задача — создать более эффективные формы организации сельскохозяйственного производства, направленные на свободное и самостоятельное хозяйствование, равноправное сосуществование различных форм собственности по принципу общности интересов и выгод, что означало комбинированное сотрудничество различных сельскохозяйственных предприятий по производству, переработке, хранению и реализации продукции.

Достаточно важным при этом является учёт всех экономических условий функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий. Среди всего многообразия данных условий одними из основных выступают —  обеспеченность хозяйств трудовыми ресурсами, сельскохозяйственной техникой, основными и оборотными фондами, т.е. всей необходимой материально-технической базой и как важное условие для устойчивого развития производства хозяйствующих субъектов — финансовое положение предприятий, возможность привлечения кредитов, наличие свободных денежных средств [1,2].

Экономическая сущность землепользования выражается в функционировании земли как средства производства и средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе расширенного воспроизводства предприятия в целом. Таким образом, определенное соответствие между характером и размерами производства, с одной стороны, и территориальными условиями, с другой, достигается в процессе реализации комплекса социально-экономических мероприятий, направленных как на совершенствование землепользования и развитие материально-технической базы, так и на уточнение производственной программы предприятия с учетом имеющихся ресурсов. При этом должны создаваться необходимые организационно-территориальные условия для рационального размещения отраслей и организации производства, эффективного использования земли, техники и организации труда [3].

Изучение мирового опыта и лучших хозяйств нашей страны показывает, что высокие результаты хозяйственной деятельности, производительности труда, качества сельхозпродукции, снижению затрат и потерь, достигнуты за счет перехода на инновационные технологии и знания. Для внедрения высокоэффективных технологий требуется и высокопроизводительная сельхозтехника.

Но, по данным государственной статистики объем по тракторостроению для нужд сельского хозяйства сократился — в 10 раз, по сельскохозяйственным машинам для растениеводства более чем в 14, по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства — в 38, по двигателестроению — в 8, по компонентам машин и запасным частям — в 17, а использованию производственного потенциала — в 13-25 раз. Для ухода за существующим парком машин ежегодно требуется около 30 миллиардов рублей, а фактически расходуется в 4-5 раз меньше [4]. Из-за крайне низкой обеспеченности сельскохозяйственного производства современными машинами и оборудованием в большинстве хозяйств применяются упрощенные (экстенсивные) технологии с нарушением агрозоотехнических сроков выполнения работ. В связи с чем, имеет место недобор урожая и большие его потери, достигающие до 15-20 млн. т. зерна, свыше 1 млн. т. мяса, 7 млн. т. молока и другой продукции.

За годы проведения земельной реформы (1991-2013 гг.) парк тракторов неуклонно сокращался, и к 2012 г. уменьшился почти в 5 раз — с 1366 тыс. до 276 тыс. шт. (это даже меньше, чем было в РСФСР в предвоенное время).

С 1970 г. и вплоть до начала реформы поступление тракторов в сельхозорганизации РСФСР превышало списание на 2-4%, при этом парк тракторов не только рос, но и ежегодно обновлялся примерно на 12%. До реформы парк российских сельхозтракторов переобновлялся в среднем за 8,3 года, т.е. за 1990-2014 гг. — могло осуществиться три цикла переобновления при сохранении численности машин на уровне 1990 г. Некоторые учёные-аграрии утверждают, что такой многочисленный парк тракторов не был нужен сельскому хозяйству страны (хотя нагрузка пашни на трактор в РСФСР многократно превышала западные и фермерские нормы). В результате земельных преобразований нагрузка пашни на трактор в РФ выросла еще в 2,5 раза, а ежегодное обновление в начале 2010-х достигло примерно 3%. В таком темпе более интенсивно эксплуатируемый парк тракторов полностью может переобновиться теперь за треть столетия, примерно к 2045 г. Т.е. купленный или взятый в лизинг трактор должен служить российскому селянину с ежегодной почти втрое большей, чем до реформы, нагрузкой. Надежды на высокоэффективную западную технику сомнительны: в 2005 г. нагрузка пашни на трактор была в РФ больше в 7 раз, чем в США, и в 16 раз, чем во Франции. В результате резкого сокращения поставок техники ускорился ее износ, и стала быстро расти нагрузка на машины. В 2000 г. в РФ нагрузка пашни на один трактор составляла 135 га, а в 2006 г. достигла 187 га. Процесс приобрел самоускоряющийся характер. Если бы не уменьшалась площадь вспахиваемых земель, то в 2006 г. нагрузка пашни на трактор в РФ составила бы 212 га. В 2012 г. нагрузка на трактор в РФ достигла 258 га пашни — это уровень РСФСР середины 1950-х (в 2,5 раза выше, чем до реформы).

В сравнимых, хотя и более благоприятных почвенно-климатических условиях Западной Европы нормальной в 1990 г. считалась следующая нагрузка пашни на трактор: в Великобритании и Франции — 13 га, в Германии — 8 га, в Италии — 6 га (в РСФСР — 95 га). В целом, приобретение сельскохозяйственной техники в России уже за первые четыре года реформ сократилось более чем на 90%. Состояние технической оснащенности и его изменение в ходе земельной реформы представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1.

Парк основных видов сельскохозяйственной техники в

хозяйствующих субъектах РФ, тыс. шт.

Виды сельскохозяйственной техники

2000 2005 2010

2012

Тракторы 751 489 302 276
Плуги 238 149 88 76
Зерноуборочные комбайны 199 129 81 72
Дождевальные поливные установки и машины 19 9 5 5
Косилки 98 64 41 38
Жатки валковые 85 47 27 24

Из данной таблицы видно, что парк основных видов сельскохозяйственной техники планомерно сокращается. Приобретение новой техники идёт медленными и низкими темпами. Несомненно, при таких масштабах поставок невозможно не только расширенное, но даже простое воспроизводство производственно-технического потенциала отечественных сельскохозяйственных предприятий. В мире на 1000 га пашни приходится 21 трактор, а в России только — 4.

В соответствии со Стратегией развития сельхозмашиностроения к 2020 году парк сельхозтехники должен составить не менее 600 тыс. тракторов и более 140 тыс. комбайнов. Между тем объёмы производства и темпы обновления парка пока ещё недостаточны. Доля техники со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет более 60%, а по зерноуборочным комбайнам – практически 50%, по кормоуборочным – 45%. Т. е. практически половина всей сельхозтехники – это уже достаточно древняя техника, которая требует дополнительных затрат на ремонт и обслуживание [6]. Затраты материальных ресурсов в структуре себестоимости сельхозпродукции достигают 70%. Высокие затраты материально-технических средств, экстенсивные технологии приводят к низкой эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

В условиях отсутствия у многих сельскохозяйственных предприятий средств на пополнение машинотракторного парка повышается роль финансового лизинга тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, но восстановить выбытие техники лизинговые поставки пока в должной мере не могут, хотя и являются для отдельных хозяйств большим подспорьем.

Лизингом в основном пользуются малые и средние сельхозорганизации, фермеры. Здесь следует отметить, что в 2013 году на условиях лизинга приобретено 4,6 тыс. единиц сельхозтехники и автомобильной техники на общую сумму почти 10 млрд. рублей и 90% этой техники идёт малому и среднему бизнесу. «Росагролизинг» и другие лизинговые организации, и сами субъекты Федерации начали сейчас создавать, активизировать, стимулировать организацию машинно-технологических станций. Это особенно актуально для малых, средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые не могут покупать дорогостоящую технику.

Для улучшения финансовой ситуации в материально-техническом снабжении сельскохозяйственных предприятий Правительством РФ были разработаны программные мероприятия включающие: Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Областную долгосрочную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы.

Кроме того, 25 сентября 2013 г. принята государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 592), предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.

Программой предусмотрен комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства, рыбоводства, социальной сферы села, перерабатывающей промышленности, малого сельскохозяйственного бизнеса. Общий объем финансирования государственной программы составляет 18 404 792,3 тыс. рублей.

В результате реализации госпрограммы ожидается:

— увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции  (на 15% за годы реализации программы), площади мелиорируемых земель (ввод в эксплуатацию 21 тыс. га мелиорируемых земель);

— ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

— увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы (индекс инвестиций – 4% ежегодно);

— повышение инновационной составляющей агропромышленного производства;

— обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения рентабельности производства (15,4% в 2020 году) и другие мероприятия.

На основе данной программы предоставляются субсидии сельско­хо­зяйственным то­варо­производи­те­лям на возме­щение части затрат на приоб­ретение сельскохозяй­ствен­ной техники, про­изведенной в Рос­тов­ской области. Программа субсидирования покупки отечественной, в первую очередь донской агротехники уже давно успешно работает в области и крайне востребована, выгодна и производителям, и покупателям. С 2010 по 2013 годы власти помогли хозяйствам приобрести 888 комбайнов, 86 тракторов и 1 284 единиц другой сельхозтехники. На возмещение 20% затрат на покупку донской сельхозтехники областной бюджет направил 880 млн. рублей. В 2014 году на эти цели из регионального бюджета планировалось направить 140 миллионов рублей. Но надо отметить, что 50% господдержки в последние годы направлялось на возмещение части процентной ставки по кредитам, 12,5% — на социальное развитие села. И лишь 37,5% направлялось на прямую поддержку производства. Такая структура господдержки больше обеспечивает финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей и не позволяет в большей мере обеспечивать расширенное воспроизводство. Уровень  рентабельности  по  всей  деятельности  без субсидий  в 2012 году составил всего лишь – 4,8%.

Следовательно, повышение эффективности сельскохозяйственного производства всегда имеет первостепенное значение, особенно в последнее время в связи с изменением экономической ситуации в стране. Но, как известно, эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня использования материально-технических ресурсов и обеспеченности ими хозяйствующих субъектов при производстве и регламентированном применении технологических средств по назначению. Таким образом, улучшение материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий будет напрямую способствовать повышению экономической эффективности их деятельности и конкурентоспособности.

Список литературы:

  1. Долматова, Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земель: [монография] / Л. Г. Долматова; Новочерк. гос. мелиор. акад. — Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012.- 260 с.
  2. Долматова Л. Г. Основы государственного регулирования в области использования и охраны земельных ресурсов в современных условиях / Л. Г. Долматова // Инженерный вестник Дона, № 2, 2011 г. – 10 с.
  3. Долматова Л. Г., Петрова И. А. Эколого-экономический механизм охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения / Л. Г. Долматова // «Вестник ЮРГТУ (НПИ)». Социально-экономические науки, № 4, 2013 г., С. 61-65
  4. Итоги деятельности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса в условиях ВТО в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.don-agro.ru/FILES/VTO/ITOGI_VTO.doc, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.
  5. Кара-Мурза С., Гражданкин А. Сельское хозяйство России: прощай, трактор! / С. Кара-Мурза, А. Гражданкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://centero.ru/, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.
  6. Совещание о развитии производства современной сельхозтехники [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://government.ru/ , свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЁННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » description=»В статье рассмотрены основные вопросы развития и формирования материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и её влияние на экономическую эффективность производства. Проанализирована финансовая составляющая данного вопроса и оказываемая государственная поддержка хозяйствующим субъектам в современной экономической ситуации.» author=»Долматова Людмила Георгиевна, Долматов Николай Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found