Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЗИТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот З. Фрейдом. Первоначально  З. Фрейд вкладывал в него содержание близкое по смыслу понятию «подражание».  В одной из своих работ Фрейд определяет идентификацию  как «… ассимиляция одного “Я” другим, в результате которой первое “Я” ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя» [5, с. 311]).      Процесс идентификации, по Фрейду, включается в процесс социализации человека и выполняет защитную (адаптивную) функцию.

 Э. Эриксон рассматривал идентичность в двух аспектах. Во-первых, как «Я-идентичность», включающую два компонента: 1) органическое, т.е. данность физического внешнего облика и природные задатки человека; 2) индивидуальное, т.е. осознание человеком собственной неповторимости, стремление к развитию и реализации собственных способностей и интересов.

Во-вторых, Эриксон определял социальную идентичность, которая подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность есть включенность личности в различные общности, которая подкрепляется субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность это то, что позволяет человеку ощутить значимость своего бытия в рамках данного социума.

Необходимость в идентичности вызвана потребностью человека в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен принять существующие в данном сообществе элементы сознания, привычки, нормы, ценности и средства общения.  Усвоение этих проявлений социальной жизни группы не только придает жизни человека упорядоченный характер, но и делает его причастным к конкретной культуре.

Не бывает личности внеисторической, вненациональной. Каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Но этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью. Она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Важность и необходимость как этнической, так и национальной идентификации определяется, как минимум, тремя базовыми психологическими потребностями личности: потребностью в безопасности, потребностью принадлежности к группе и потребностью в самобытности, уникальности своего “Я”, уверенности в себе, независимости от других.

Этничность приобретается в процессе общения в различных социальных средах: семье, школе, студенчестве. Осознание этнической идентичности приходит к каждому человеку индивидуально. В исследовании  Душанбаевой С.С. [3, с. 20-21] выявлено, что рост уровня этнического самосознания сопряжен с возрастанием таких личностных качеств как ценностные ориентации, самоуважение, представление о природе человека, познавательные потребности, удовлетворенность жизнью и др. Позитивная этническая идентичность, прежде всего, связана с отношением к познанию, ценностными ориентациями и самоуважением личности. У молодых людей этническая идентичность важна для повышения статуса личности, раскрытия творческого потенциала, веры в себя.

Г.Г. Шпетом этническая идентичность рассматривается как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделение от других. Г.У. Солдатова отмечает, что еще одной особенностью этнической идентичности является мифологичность — «идея или миф об общих культуре, происхождении, истории» [6, с. 98]. Обобщая взгляды ученых, этническую идентичность в самом общем смысле можно представить как результат процесса сравнения своей группы с другими социальными общностями.

На осознание своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живет ли подросток в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация полиэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Этническая идентичность является основой для формирования межэтнических взаимоотношений. Проблема межэтнических взаимоотношений рассматривалась в работах Е.П. Белинского,        А.В. Авксеньева, В.А. Авксеньева, А.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Д.В. Бромлея, З.Г. Гасанова, В.Н. Иванова,         В.К. Шаповалова и др.).

Под межэтническими отношениями А.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский понимают субъективно переживаемые отношения между людьми различной национальности, этническими общностями, в которых выделяют личностных и групповой уровни. На групповом уровне эти отношения определяются историческим прошлым, социально-политической обстановкой, культурно-бытовыми условиями жизни, непосредственно конкретной ситуацией, заинтересованностью в общении. На личностном уровне они определяются особенностями социализации, зависят от индивидуально-психологических особенностей личности подростка, уровня этнической идентификации.

Межличностное отношение — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержание и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [1]. Также в литературе для обозначения межличностных отношений встречается термин «взаимоотношение». Данные понятия характеризуют процессы и результаты взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки. К.А. Абульханова-Славская определяет межличностные отношения как идеальный продукт взаимных усилий, подчеркивая личностный аспект проблемы отношений.

Отношения могут рассматриваться как процесс и результат общения и взаимодействия. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Е.А. Кроник, А.А. Кроник, М.В. Руднева), а отношение как результат имеет определенные параметры, по которым оно может быть изучено, измерено и проанализировано (К.А. Абульханова-Славская,              Л.И. Анцыферова, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов).

Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности. Культурный эгоизм, проявляющийся в центрированности на удовлетворении лишь собственных интересов и потребности к доминированию, все чаще проникает в школу.

Дети зачастую даже не могут предположить, что перед ними иная культура с ее особым менталитетом, отличающимся мышлением и поведением. Враждебная позиция отдельных учащихся к какой-либо определенной этнической группе, проявляющаяся в насмешках, прозвищах, кличках, болезненно переживается их сверстниками-мигрантами из-за культурных различий. Все это обусловливает высокий риск возникновения этнических конфликтов в современной школе. Проблема этнических конфликтов особенно ярко проявляется в подростковых группах, потому что именно этот возраст характеризуется стремлением к поиску различных путей преодоления трудностей, разрешения сложных ситуаций взаимодействия и реализации своих интересов. «Подростковый синдром» акцентирует и усиливает разницу между «своими» и «чужими», а это приводит к росту числа межэтнических конфликтов [4].

Проблемы межличностного взаимодействия учащихся в поликультурной среде исследуются в рамках концепции поликультурного образования (О.В. Аракелян, О.В. Гукаленко, Г.Ж. Даутова, А.Н. Джуринский, Л.В. Колобова, И.Я. Мурзина, Л.Л. Супрунова, Е.А. Ходырева, А.Е. Шабалдас). Ученые отмечают, что целью поликультурного образования является подготовка сегодняшних школьников к жизни в многонациональном и свободном обществе. Молодое поколение должно быть готово к активной творческой деятельности на принципах взаимопонимания и взаимодействия с другими культурами.

По мнениюА.Г. Асмолова, одна из проблем психологии личности связана с изучением ее развития в разных культурах «социального пространства» данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры. Ученый считает, что анализ данной проблемы позволит «выявить конкретное содержание функционально-ролевых качеств личности и избежать смешения стереотипов культуры со свойствами индивидуальности». Новый взгляд на личность и ее проявления в разных культурах открывает начало развития этнопсихологических исследований.Этнопсихологический подход является существенным аспектом при исследовании поликультурного образования. Принцип учета особенностей этнопсихологического типа учащегося в процессе реализации задач обучения и воспитания позволяет учитывать привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации;  национальные чувства и настроения; национальные традиции и привычки [2].

Межличностные отношения подростков в поликультурной среде школы могут быть позитивными и негативными, как и все другие отношения (межгрупповые, межличностные и др.). Дружественный характер отношений свойственен интернациональным коллективам, где поликультурная среда рассматривается как данность, событийность встречи разных культур, которая ведет к диалогу. В таких группах царит дух коллективизма и солидарности, а члены этих групп проявляют друг к другу толерантность.

Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если ребенок живет в полиэтнической среде. Но насколько точны эти знания и насколько позитивны социальные установки во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит — большинства или меньшинства. С точки зрения социального психолога, не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев. Или некоторые элементы материальной культуры, которые считают значимыми для идентификации корейцы, проживающие в Средней Азии: особая терка для резки овощей, национальный маленький столик, удлиненные подушки, машинка для резки лапши. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения.

Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Иными словами, этническая общность — это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность [7].

Совсем не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается. Иными словами, у детей целенаправленно формируется позитивная этническая идентичность. Даже несмотря на это, высокостатусная группа большинства, если можно так сказать, «социально желательная группа», может оставаться для ребенка референтной (эталонной), но «приписанным» он окажется к другой этнической общности. Это происходит из-за того, что процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида, когда общество «решает», членом какой группы является его подрастающий член.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.М.: Аспект Пресс, 1999 — 375 с.
  2. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию.М., 2000. – 255 с.
  3. Душанбаева С.С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее этнической идентичности. Автореф. дисс…к.пс.н. — Пермь, 2003. – 26 с.
  4. Куликова Т.И., Черкасова С.А., Шалагинова К.С.Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений подростков: Монография / Под общ.ред. Т.И. Куликовой. — Тула: Изд-во «Имидж Принт»,  – 148 с.
  5. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс.М.,1996. – 478 с.
  6. Солдатова Г.У., НестикТ.А., ШайгероваЛ.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии. Национальный психологический журнал. 2011. №6. – С. 60-80.
  7. Стефаненко Т.Г. Язык, этническая идентичность и межэтническое взаимодействие / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003. — С. 367-399.[schema type=»book» name=»ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЗИТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ» author=»Куликова Татьяна Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found